http://topwar.ru/uploads/posts/2011-07/thumbs/1309473578_gyurza3_uzbek.jpg

Российские и украинские верфи имеют многолетний опыт проектных работ, строительства и модернизации речных боевых кораблей различных классов и размеров. С начала двадцатого века на них построено несколько сотен таких кораблей - в том числе канонерские лодки, артиллерийские бронекатера, тральщики и другие. Адаптировали их к боевым действиям на великих русских реках, каналах, внутренних больших озерах и мелководных районах моря, как, например, Финский залив - акватория усеяна тысячами мелких островов и скал. Все эти корабли успешно сдали экзамен в реальных боевых действиях в ходе первой мировой, гражданской войнах, локальных конфликтах на Дальнем Востоке и во второй мировой войне. Компактный и универсальный дизайн в сочетании с мощным вооружением чрезвычайно эффективны при развертывании собственной армии, в частности, на основных направлениях атак, таких как во время маньчжурской операции в августе 1945 года.

Богатые традиции

В послевоенный период на территории Украины многие суда были построены на двух верфях – в Николаеве и Керчи. После 1967 года обе верфи сделали несколько серий, в общей сложности 120 бронированных катеров проекта 1204 «Шмель». Изначально эти катера были вооружены одной 76-мм короткой танковой пушкой, установленной в башне от танка ПТ-76, и двумя 14,5-мм пулеметами 2M6, расположенными внутри одной башни. Все катера проекта «Шмель» составили костяк пограничных войск КГБ СССР в 70-80-х годах и использовались на Дунае, Амударье, Амуре, Уссури и других реках. В настоящее время небольшое количество этих катеров составляют парк российских и украинских пограничников. Распад СССР и роспуск Варшавского договора в начале 90-х годов вызвали приостановку всех серьезных концептуальных работ на современных речных судах во главе с морским конструкторским бюро в Санкт-Петербурге.

После провозглашения независимости Украины все бывшие советские верфи и компании оборонно-промышленного комплекса были переданы новому правительству в Киеве. Крупнейший научно-исследовательский и проектный центр расположен в Николаеве. В настоящее время он известен под названием SRDSC (State Research&Design Shipbuilding Centre, Казенное предприятие «Исследовательско-проектный центр кораблестроения») и работает на многих верфях, в частности, в Николаеве, Киеве, Очакове, Севастополе, Феодосии и Керчи. С 1992 года SRDSC подготовлено много проектов высокотехнологичных военных кораблей, включая эсминцы, фрегаты, корветы, катера пограничных войск и т.д. Большинство этих проектов так и остались проектами из-за хронической нехватки средств в Украине. Предприятием было построено только относительно небольшое количество очень мелких суден для отечественной и зарубежной береговой охраны.

Несколько проектов SRDSC были представлены на выставке оборонной промышленности в 1997 году в городе Кельце.

Позже SRDSC представил два проекта мелких катеров, первый модернизированный, а второй совершенно новый.

Первый проект, названный "Кайман 50", представлял собой усовершенствованный вариант проекта 1204M. Данный катер приводится в движение двумя новыми дизельными двигателями, вооружен двумя бронированными башнями БМП: на носу машины - БМП-3, а в кормовой части - БМП-2.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-07/thumbs/1309473575_gyurza1_cr.jpg

Второй проект имеет название "Гюрза" (Desert Viper). Это катер нового поколения, он оснащен современными элементами технологии стелс. Основу его вооружения также составляют башни: от БМП-2 на носу и на корме от БТР-70/80.

По имеющимся данным, наибольший интерес к покупке катеров этих двух проектов проявляет правительство Узбекистана, которое стремится к укреплению охраны государственных границ. Первоначально предусматривалась закупка узбекским МО в первую очередь до 10-15 катеров Кайман проекта 50, в целях укрепления сил, действующих на реках Амударья и Сырдарья, а также в акватории Аральского моря в глубине страны. Нехватка бюджетных ресурсов в Узбекистане привела к значительному сдвигу сроков начала реализации этой амбициозной программы.

Только после событий 11 сентября 2001 года военно-политическая ситуация изменилась коренным образом. Узбекистан стал членом серьезной антитеррористической коалиции в центрально-азиатском регионе. Правительство в Ташкенте в 2001-2002 годах получило от США финансовую поддержку на общую сумму $ 215 миллионов. Какая-то часть этой суммы была потрачена на приобретение современных речных катеров, в данном случае двух бронированных артиллерийских катеров проекта Гюрза, которые были предназначены для защиты узбекско-афганской границы.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-07/1309473567_gyurza2.jpg

Контракт между правительством Узбекистана и верфью ОАО «Ленинская кузня» (г.Киев) был подписан 29 июня 2003 года. В конце октября 2004 года первые 2 катера на борту транспортного самолета Ан-124 Руслан были отправлены в Узбекистан.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-07/1309473603_gyurza-samolet_cr.jpg

В конце ноября 2004 года оба катера были испытаны и введены в эксплуатацию узбекской пограничной флотилии, с номерами 01 и 02. В настоящее время оба катера находятся в термезском речном порту на Амударье и выполняют задачи по противодействию незаконной миграции, контрабанде и пр.

Катер "Гюрза" имеет весьма пологую современную наружную архитектуру, с использованием элементов технологии стелс, таких как сильный наклон надстройки и стен с обеих сторон, в поперечном сечении корпуса катер имеет форму плоского шестиугольника. Это дает значительное снижение радиолокационной отражательной способности. В целях уменьшения фонового тепла выхлопные газы двигателя выводятся ниже ватерлинии. Весь корпус был разделен на шесть водонепроницаемых отсеков.

Внутри надстройки в виде усеченной восьмиугольной пирамиды расположена большая рубка с 13 иллюминаторами, изготовленными из пуленепробиваемого стекла, и оборудованная всеми необходимыми средствами навигации и связи. Конструкция катера выполнена из нескольких основных материалов, в том числе:
• судовая сталь: днище катера, транец, переборки и частично оба борта,
• многослойные, композиционные стали и алюминиевая броня, которые охватывают все стены надстройки и по бортам на высоте боевого и машинного отделений (она защищает только от 7,62 х 54R мм),
• стальные бронированные башни,
• легкий алюминиевый сплав, из которого изготовлены мачты и мелкие предметы оборудования на борту.

Катер "Гюрза" имеет высокую степень автоматизации основных систем корпуса. Эти системы включают мониторинг водонепроницаемости переборок и наличие забортной воды в каждом отсеке, автономную систему противопожарной защиты и внутреннюю сеть телевидения (CCTV). Также важную роль играет фильтрующая система вентиляции, которая позволяет производить операции в районах, зараженных химическим оружием. Внутри носовой части корпуса находятся каюты для всего экипажа, в том числе отдельная каюта для командира.

Катер работает от двух судовых дизельных двигателей украинского производства модели 459K (это морская версия двигателя танка 6ТД, используемого на Т-80УД), развивающих мощность 735 кВт каждый. Оба двигателя 459K являются дистанционно управляемыми непосредственно из рулевой рубки.

Максимальная скорость катера достигает 28 узлов (52 км/ч), но его мгновенная скорость может быть достигать 30 узлов (55 км/ч) в спокойной воде.

Внутренние топливные баки вмещают около 5 000 кг дизельного топлива, позволяющего катеру ходить на расстоянии до 540 миль (1 000 км) на экономичной скорости в 11 узлов (20 км/ч). Автономное плавание катера составляет 5-7 дней в зависимости от топливной нагрузки, наличия воды, пищи и т.д.

Вооружение

Вооружение «Гюрзы» типично для всех российских речных катеров – стандартный набор оружия, в том числе башни от БМП, разработанные в 1970-1980 годы. Это делает возможным полную совместимость с сухопутными войсками, в первую очередь с точки зрения поставок боеприпасов, запасных частей и ремонтных услуг. На баке немного перестроенная башня БМП-2, оснащенная тремя стандартными моделями оружия. Она имеет только одного члена экипажа – наводчика, а вместо сиденья командира дополнительное пространство для блока управления огнем. Главное оружие катера - автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм (Д 95), стабилизированная в двух плоскостях, стреляющая двумя типами боеприпасов: BT и осколочно-фугасными. Максимально эффективная горизонтальная дальность обоих типов выстрелов составляет 2 000 и 4 000 м. Огонь из пушки 2А42 может вестись также по различным целям дозвуковых летательных аппаратов, в связи с большим углом подъема ствола - до 74 градусов, а также высоким темпом стрельбы - до 550 выс./мин.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-07/1309473597_gyurza4.jpg

Кроме того, на башне катера установлены 120-мм противотанковые управляемые ракеты Фагот, предназначенные для поражения сильно бронированных машин - в основном танков, или бетонных укреплений. А также спаренный с пушкой 2А42 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Управление вооружением осуществляется электроприводами. Боекомплект составляет 600 выстрелов калибра 30 мм для 2А42, четыре тысячи патронов калибра 7,62 мм для ПКТ и не менее четырех противотанковых управляемых ракет.

На кормовой части палубы, прямо на транце, изолированное место для небольшой башни, которая обычно устанавливается на корпус колесных БТР-70. Это одноместная электроуправляемая башня, оснащенная двумя пулеметами типа КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ калибра 7,62 мм. Боекомплект составляет 1 000 выстрелов калибра 14,5 мм и 4 000 патронов калибра 7,62 мм.

Каждый член экипажа, как правило, вооружен легким личным оружием, в основном автоматом Калашникова АК-74 калибра 5,45 мм. Кроме того, на катерах возможно использование и других моделей стрелкового оружия, таких как противотанковых гранатометов РПГ-7, средств ПВО Стрела 2/Игла, автоматических гранатометов АГС 17 и т.д.

Катер оборудован очень современным набором электроники, предназначенным для обнаружения, подавления и уничтожения бронетехники, самолетов и катеров. Пассивная система WRE состоит из нескольких дымовых гранатометов и лазерных детекторов. Установленная на крыше надстройки современная оптико-электронная головка оснащена типичными для катеров датчиками, включая дневную ТВ камеру, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Экипаж отдельного также располагает богатым набором устройств внешней связи, которые полностью совместимы с аналогичными устройствами армий стран СНГ. Этот набор включает в себя четыре общих радиостанции, работающие в полосе HF (3 - 30 МГц) и UHF (300 - 3 000 МГц). Они используются для постоянной двусторонней связи с наземными центрами операций или тактической военной группой разного уровня - от батальона, полка и т.д.

В связи с очень небольшой осадкой - всего 90 см – катера «Гюрза» могут швартоваться непосредственно на берегу реки, где они легко могут быть замаскированы с помощью нескольких портативных материалов, таких как ветки деревьев, листьев, камыша и т. д.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-07/thumbs/1309473578_gyurza3_uzbek.jpg

Одна легко можно заметить ошибки в строительстве этих судов. Это, конечно, слишком маленькая высота и основные линии огня двух основных калибров 30 и 14,5 мм, что может привести к поражению своими пулями бортового оборудования передней и задней части корпуса.

Основные характеристики проекта артиллерийского бронекатера «Гюрза»
Стандартное водоизмещение - 30 000 кг
Нормальное водоизмещение -34 000 кг
Полное водоизмещение - 38 000 кг
Общая длина - 20,7 м
Длина по ватерлинии -19,30 м
Общая ширина - 4,85 м
Осадка стандартная - 0,84 м
Осадка полная - 0,88 м
Высота (до верхней части мачты) - 6,02 м
Главный двигатель - 2 6-цилиндровых дизельных двигателя 459K, общей мощностью 1470 кВт
Двигатель вспомогательный - дизель-генератор мощностью 17,4 кВт
Максимальная мгновенная скорость 30 узлов (55 км/ч)
Максимальная скорость - 28 узлов (52 км/ч)
Экономическая скорость - 11 узлов (20 км/ч)
Дальность плавания 216 миль на скорости 28 узлов (400 км)
400 миль при 11 узлах (740 км)
Дизельное топливо (нормальный запас) 4 000 кг
Броневая защита – обе башни 7-33 мм стальная броня, 5-10 мм сталь-алюминиевые композитные материалы (надстройка и частично борта)
Экипаж - один офицер и пять матросов