http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-122-54-01.jpg

Самоходная установка СУ-122-54 предназначалась для борьбы с танками и САУ, разрушения ДОТ и ДЗОТ, подавления и уничтожения артиллерии, огневых средств и живой силы противника. Она разрабатывалась на основе опыта создания и боевого применения средних САУ в годы Великой Отечественной войны в соответствии с Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. ОКР по ее созданию проводилась в Омске в конструкторском бюро завода № 174 под руководством И.С. Бушнева. Ведущим конструктором проекта был А.Е. Сулин. В ходе разработки машина имела обозначение «Объект 600». В ее конструкции максимально использовались узлы и агрегаты среднего танка Т-54. К лету 1949 г. был разработан технический проект и был изготовлен деревянный макет самоходной установки в натуральную величину. Первый опытный образец машины был изготовлен заводом  174 в декабре 1950 г.

В 1951 г. были проведены заводские испытания «Объект 600», по результатам которых были отработаны и выданы в производство чертежи для изготовления образца, предназначенного для государственных испытаний. Они были проведены в период с 25 июня по 25 августа 1951 г. Второй опытный образец САУ «Объект 600» государственные испытания выдержал. По результатам испытаний и замечаниям комиссии конструкция самоходной установки «Объект 600» была доработана и выдана в производство. В 1952 г. были изготовлены узлы и детали для машин, предназначавшихся для войсковых испытаний. В июле 1953 г. три опытных образца были собраны и в сентябре-ноябре того же года подвергнуты войсковым испытаниям. И хотя испытания прошли удовлетворительно, комиссией было обнаружено много различного рода незначительных дефектов, которые являлись следствием конструкторских недоработок и неудовлетворительного изготовления. В марте 1954 г. самоходная установка СУ-122-54 Постановлением СМ СССР была принята на вооружение Советской Армии.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-122-54-02.jpg

В 1955 г. была проведена отработка технической документации, согласование ее с представителями заказчика, а также проведены испытания изготовленных узлов в металле. Вследствие этого заводом несвоевременно было подготовлено серийное производство и вместо 50 машин, предусмотренных государственным планом, к концу года было сдано заказчику только 4. С целью дальнейшего совершенствования машины в 1955 г. КБ завода №174 разработало эскизно-технический проект и деревянный макет боевого отделения СУ-122Л («Объект 620»), которые в конце 1955 г. были рассмотрены комиссией НТК ГБТУ Проектом предусматривалась установка в СУ-122-54 более мощной 122-мм пушки М-62С. В рамках ОКР в 1956 г. КБ завода 174 были разработаны и утверждены в НТК технические проекты установки в самоходную установку СУ-122-54 приборов ночного видения (ТВН-1 и ночного прицела) и нового горизонтального дальномера. В том же году образцы СУ были изготовлены в металле и после заводских испытаний переданы НТК ГБТУ для проведения полигонных испытаний.

Самоходно-артиллерийская установка СУ-122-54 относилась к типу закрытых САУ с передним расположением боевого отделения и кормовым размещением МТО. Отделение управления было совмещено с боевым отделением, благодаря чему все пять членов экипажа могли свободно общаться. Боевое отделение было отделено от МТО перегородкой. В правой передней части боевого отделения на специальной площадке было оборудовано рабочее место механика-водителя, за ним находилось рабочее место командира машины. В левой передней части боевого отделения находилось рабочее место наводчика. Сиденья двух заряжающих были расположены в кормовой части боевого отделения слева и справа от пушки.

Посадка экипажа в машину и выход из псе производились через четыре люка (механика-водителя, командира, наводчика и заряжаюшего), располагавшихся в крыше боевого отделения. За рабочим местом командира в днише корпуса находился люк запасного выхода. Рабочее место командира было оборудовано вращающейся командирской башенкой, в которой были установлены пять съемных приборов наблюдения ТНП и стереоскопический дальномер ТКД-09. Дальномер обеспечивал командиру наблюдение за местностью, распознание целей, за счет 4-кратного увеличения, определение дальностей до целей и корректировку артиллерийского огня. База дальномера составляла 900 мм. Измерение дальности до цели производилось только с места. Наблюдение за местностью в боевых условиях механик-водитель осуществлял через три перископических смотровых прибора, располагавшихся в передней части крыши корпуса машины. Наводчик и заряжающие осуществляли наблюдение за полем боя через смотровые приборы МК-4, находившихся в расположении их рабочих мест.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-122-54-03.jpg

Основным оружием СУ-122-54 являлась 122-мм нарезная нушка Д-49, вспомогательным - два 14,5-мм пулемета Владимирова (КПВТ). Пушка Д-49 представляла собой модернизированный вариант пушки Д-25Т, устанавливавшейся на тяжелом танке ИС-3. В отличие от пушки Д-25Т пушка Д-49 была оснащена механизмом досылания снаряда и гильзы, эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Труба-моноблок ствола пушки имела длину 5497 мм. Пушка с клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором устанавливалась на горизонтальных цапфах рамки. Сама рамка устанавливалась на двух вертикальных цапфах в неподвижной бронировке, закрепленной на лобовом листе корпуса машины с помощью клиньев и болтов. Вращение рамки в горизонтальной плоскости осуществлялось вместе с пушкой в секторе 16° с помощью поворотного механизма винтового типа. Вертикальная наводка пушки в диапазоне от -4° до +16° осуществлялась с помощью подъемного механизма секторного типа со сдающим звеном. Подъемный механизм располагался с левой стороны люльки пушки на щеке рамки. Вылет ствола пушки составлял около 4 м. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Штоки тормоза отката и накатника были закреплены в казеннике и откатывались вместе со стволом. Нормальная длина отката составляла 490-560 мм, предельная - 570 мм.

Для обеспечения получения боевой скорострельности 4-5 выстр./мин. и облегчения условий работы заряжающих на откидном ограждении пушки был установлен электромеханический механизм досылания. Каретка с лотком и цепью досылателя устанавливалась в направляющих откидного ограждения пушки и перемещалась по ним в горизонтальной плоскости в направлении перпендикулярном оси канала ствола. Для стрельбы прямой наводкой применялся телескопический прицел ТШ2-24, а для стрельбы с закрытых огневых позиций - механический прицел С-71-24 с орудийной панорамой. В прицеле ТШ2-24, имевшем переменное увеличение (3,5 и 7"), были нанесены шкалы, рассчитанные под баллистику 122-мм пушки и 14,5-мм спаренного пулемета. Максимальная прицельная дальность стрельбы из пушки составляла для бронебойных снарядов 4000 м, осколочно-фугасных - 6000 м, из пулемета КПВТ - 2000 м. Максимальная дальность при стрельбе с закрытых огневых позиций составляла 13 400 м. Производство выстрела из пушки наводчик осуществлял с помощью спускового механизма, состоявшего из электрического и механического (ручного) спусков. Рычаг электроспуска располагался на рукоятке маховика подъемного механизма, а рычаг механического спуска - слева от пушки. Спусковой механизм имел механическую блокировку. При смешении каретки механизма досылания с исходного положения произвести спуск было нельзя ни электрическим, ни механическим спусками.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-122-54-04.jpg

Стрельба из пушки велась бронебойными (БР-471, БР-471Б и БР-471Д) и осколочно-фугасными (ОФ-471 и ОФ-471Н) снарядами. Бронепробиваемость тупоголового бронебойного снаряда БР-471Б при стрельбе на дальность 2000 м но вертикально расположенной броневой плите составляла 125 мм, а остроголового снаряда БР-471 - 100 мм. В начале 60-х гг. для нарезной пушки Д-49 были разработаны бронебойно-подкалиберный и кумулятивный снаряды. Для уменьшения загазованности боевого отделения при стрельбе впервые для 122-мм пушки было установлено эжекционное устройство, обеспечивавшее продувку канала ствола после выстрела. На опытных образцах САУ «Объект 600» пушка Д-49 не имела эжекционного устройства и продувка канала ствола пушки после выстрела осуществлялась сжатым воздухом. Воздух под давлением 4,9 МПа (50 кгс/см) подавался в ствол из двух воздушных баллонов емкостью но 10 л. Зарядка баллонов производилась от компрессора АК-150, располагавшегося на коробке передач.

Спаренный 14,5-мм пулемет КПВТ был установлен с правой стороны пушки на люльке. Его электроспуск располагался на рукоятке поворотного механизма пушки. Перезаряжание пулемета производилось с помощью системы пневмоперезарядки. Воздух в цилиндр пневмоперезарядки поступал под давлением до 2,5 МПа (25 кгс/см) из воздушной системы машины. Пневмоперезарядка пулемета осуществлялась как наводчиком, так и механиком-водителем. В случае отказа системы пневмоперезарядки перезарядка пулемета производилась с помощью троса с петлей и рукояткой, установленных на люльке.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-122-54-05.jpg

Для ведения стрельбы по низколетящим воздушным целям САУ была оснащена зенитной пулеметной установкой с 14,5-мм пулеметом КПВТ. Турель ЗПУ была смонтирована на основании люка заряжающего. В конструкции качающейся части установки был предусмотрен уравновешивающий механизм пружинного типа. Конструкция ЗПУ позволяла вести круговой обстрел при углах возвышения в пределах от - 5° до +85°. Для придания пулемету необходимых углов наводки имелся поворотный и подъемный механизмы с быстродействующим электромагнитным тормозом по горизонту. Коллиматорный прицел ВК-4 обеспечивал ведение эффективной стрельбы по воздушным целям на дальности до 1500 м, по наземным групповым целям - на дальностях до 2000 м. Для стрельбы применялись патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, с бронебойно-зажигательной пулей с металлическим сердечником БС-41 (более мощного пробивного действия), с бронебойно-трассирующей пулей БЗТ и с зажигательной пулей.

Боекомплект самоходной установки СУ-122-54 состоял из 35 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке, 600 патронов к двум пулеметам КПВТ, 1000 патронов к двум 7,62-мм автоматам Калашникова АК-47, 20 ручных гранат Ф-1 и 20 сигнальных патронов к 26-мм сигнальному пистолету. Снаряды и гильзы выстрелов размещались в боевом отделении машины в специальных укладках. Снаряды располагались в унифицированных укладках хомутикового типа, а гильзы - в стеллажных укладках. 350 патронов для пулеметов КПВТ были снаряжены в ленты по 50 шт. Каждая лента укладывалась в патронную коробку. Пять из семи коробок предназначались для ЗПУ и только две -для спаренного пулемета. Еще 250 патронов находились в специальных упаковках.

Броневая защита сварного корпуса машины - противоснарядная, выполненная из катаных броневых листов. Лобовой броневой лист корпуса, располагавшийся под углом 51 от вертикали, имел толщину 100 мм. Верхние бортовые листы корпуса были изготовлены из стальных броневых плит толщиной 80 мм и наклонены под углом 26° от вертикали. Нижние бортовые листы корпуса располагались вертикально и были изготовлены из 60-мм стальных броневых плит. Кормовые детали корпуса машины были изготовлены из стальных броневых плит толщиной 45 мм. Крыша корпуса и днище САУ имели толщину 20 мм. Тушение пожара, возникшего в машине, осуществлялось полуавтоматической углекислотной установкой, унифицированной с установкой ППО танка Т-54 или ручным огнетушителем ОУ-2, находившимся в боевом отделении. Для маскировки использовались две дымовые (аэрозольные) шашки БДШ-5, располагавшиеся в кормовой части корпуса машины.

Схема расположения и конструкция узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части были такими же, как в танке Т-54. Приводы управления агрегатами силовой установки и трансмиссии были принципиально аналогичны приводам управления базовой машины, но отличались по конструкции и расположению. Основу силовой установки самоходной артиллерийской установки составлял дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) с удельным расходом топлива 185 г/л.с.ч. Общая емкость четырех внутренних топливных баков - 530 л, двух дополнительных наружных - 190-196 л. Наружные баки были соединены с топливной системой двигателя и между собой. Ходовая часть САУ по сравнению с базовой машиной имела следующие отличия. В связи с изменением расположения центра тяжести машины были смещены вперед на 250 мм вторые и третьи узлы подвесок. Кроме того, для обеспечения более равномерного распределения нагрузок на опорные катки углы закрутки торсионных валов в статическом положении первых, четвертых и пятых узлов подвески были уменьшены.

Электрооборудование СУ-122-54 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Источниками электроэнергии являлись генератор Г-731 или Г-74 мощностью 3 кВт и четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М или 6МСТ-140, соединенные параллельно-последовательно. Для обеспечения внешней связи на машине устанавливалась радиостанция 10 РТ-26Э. Внутренняя связь осуществлялась с помощью танкового переговорного устройства ТПУ-47. Во второй половине 1957 г. после получения с Сарапулского завода №203 радиостанции Р-113 и ТПУ Р-120 заводом №174 в рамках ОКР была изготовлена машина с этими средствами связи. Во второй половине 60-х гг. часть самоходных установок СУ-122-54 на танкоремонтных заводах МО СССР была переоборудована в средние бронированные тягачи.

Технические характеристики СУ-122-54 «Объект 600»
Боевая масса - 36,4 т;
экипаж - 5 чел.;
вооружение: пушка - 122 мм, 2 пулемета - 14,5 мм;
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя - 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость - 48 км/ч.