http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-100p-01.jpg

Самоходная установка СУ-100П («Объект 105») предназначалась для вооружения артиллерийских полков танковых дивизий взамен легких самоходных установок СУ-76М. Она была разработана на Уралмашзаводе коллективом конструкторского отдела №3 ОКБ-3 под руководством главного конструктора Л.И. Горлицкого (с июня 1953 г. - ГС. Ефимова). ОКР на ее разработку была задана Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. Уточненные ТТТ были оформлены Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. Вследствие недостаточного опыта творческих кадров и распыленности их сил на большой объем работ, Уралмашзавод в период с 1947-1948 гг. имел отставание от графика в проектировании и изготовлении образцов для заводских испытаний. На стадии ОКР машина имела обозначение «Объект 105».

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-100p-02.jpg

Осенью 1948 г. начались ходовые испытания опытного образца, которые завершились весной 1949 г. Со 2 по 17 июня 1949 г. были проведены заводские испытания опытной СУ «Объект 105». Конструкция ходовой части, особенно в отношении повышения надежности ее составных частей, была улучшена и во исполнение Постановления СМ СССР от 15 октября 1949 г. в IV квартале 1949 г. опытный образец был предъявлен на государственные испытания. В период государственных испытаний с января по март 1950 г. самоходная установка прошла 3012 км. Установка испытаний не выдержала из-за дефектов ходовой части и трансмиссии (изгиб балансиров, поломка одной оси балансира, сползание бандажей опорных катков и разрушение игольчатых подшипников в коробке передач). После устранения выявленных недостатков опытный образец прошел осенью-зимой 1950 г. заводские испытания в объеме 3000 км. В марте-мае 1951 г. в районе г. Ломоносова Ленинградской области были проведены государственные контрольные испытания, которые подтвердили целесообразность проведенных мероприятий по доработке опытного образца.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/su-100p-03.jpg

СМ СССР Постановлением от 27 декабря 1951 г. обязал МТиТМ изготовить на Уралмашзаводе 3 доработанных самоходных установки в III квартале 1952 г. для проведения войсковых испытаний. В результате конструкторской работы по дальнейшему совершенствованию САУ были полностью переработаны щит и тумба, пушка Д50/Д10А и размещение боевого расчета. Высота линии огня была снижена с 1910 до 1803 мм, а общая высота машины не превышала 2410 мм. Боевой расчет был увеличен до пяти человек. Войсковые испытания самоходных установок проходили в октябре-ноябре 1952 г. в районе Самарканда. Две машины испытания выдержали, а одна машина испытаний не выдержала вследствие разрушения подшипника бортового редуктора и поломки на 2988 км зуба шестерни постоянного зацепления коробки передач. Осенью 1953 г. две установки, восстановленные после испытаний Уралмашзаводом, были переданы ГБТУ для учебных целей. В начале 1954 г. третий испытывавший образец СУ был переоборудован и весной-летом того же года успешно прошел контрольные заводские ходовые испытания в объеме 3100 км. 10 машин установочной партии в IV квартале 1954 г. были направлены для войсковой эксплуатации в 4-ю гвардейскую Кантемировскую танковую дивизию.

По результатам войсковых испытаний самоходная установка Постановлением СМ СССР от 26 февраля 1955 г. была принята на вооружение Советской Армии под маркой СУ-100П. На заводе транспортного машиностроения им. Я.М. Свердлова (УЗТМ) была выпущена партия СУ-100П в количестве 14 машин. С целью улучшения узлов и агрегатов самоходной установки СУ-100П Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. УЗТМ была задана разработка полузакрытой СУ-100П с повышенным сроком службы до 7000-10 000 км пробега. Опытный образец машины, получивший обозначение СУ-100ПМ «Объект 105М», был изготовлен в 1958 г. и до 1 августа 1960 г. проходил испытания на НИИБТ полигоне. В 1958 г. Решением СМ СССР работы по самоходной установке СУ-100П были прекращены.

На базе самоходной артиллерийской установки СУ-100П и ее агрегатов были разработаны бронированные машины зенитного ракетного комплекса 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель, а также опытные образцы открытых самоходных установок СУ-152П и СУ-152Г, полностью бронированной самоходной установки СУ-152 «Объект 120» и зенитной самоходной установки «Енисей» («Объект 119»), бронетранспортера «Объект 112» и самоходной прожекторной установки «Объект 117».

Самоходная артиллерийская установка СУ-100П
Боевая масса - 21,6 т;
экипаж - 5 чел.;
вооружение: пушка - 100 мм нарезная;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 294 кВт (400 л.с.);
максимальная скорость - 65 км/ч .