http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AHS-Krab-01.jpg

Уже с начала 1990-х гг. военно-политическое руководство Польши рассматривало вопрос об интеграции в Европейский союз и НАТО. В январе 1996 г президент Александр Квасьневский, сменивший в декабре 1995 г на этом посту Леха Валенсу, заявил о стремлении руководства страны ускорить подготовку к вступлению в НАТО. В начале 1996 г он подтвердил это в ходе визитов в штаб-квартиры ЕС и НАТО в Брюсселе. В 1994 г по инициативе США была разработана и принята программа «Партнерство ради мира», основной целью которой являлось создание механизмов, позволяющих заинтересованным государствам провести комплекс мероприятий по подготовке к вступлению в НАТО. Первыми участниками этой программы стали Польша, Венгрия и Чехия. В марте 1999 г эти страны официально стали членами НАТО.

В этой связи стал актуальным полный переход вооруженных сил Польши на новые стандарты. Однако решение этого вопроса представляло собой сложную задачу: Польша имела значительное количество вооружения и военной техники (ВВТ), соответствующих стандартам Варшавского договора, а также развитую военную промышленность. При этом оптимизация военных расходов в 1990-е гг привела к существенному сокращению военного бюджета и к реформированию военно-промышленного комплекса страны. В итоге окончательный переход на стандарты НАТО не завершился и через 20 лет после вступления Польши в Североатлантический альянс. Сегодня наряду с танками «Леопард 2» в сухопутных войсках Польши эксплуатируются основные танки Т-72/Т-72М1, выпускавшиеся по лицензии, а также PT-91, созданные на их базе. На вооружении ВВС страны состоят истребители МиГ-29 и истребители-бомбардировщики Су-22М4, вертолеты Ми-8 и Ми-24 и т.д.

Так или иначе, но военно-политическое руководство Польши начало постепенный переход к стандартам НАТО в части артиллерии. Согласно зарубежным источникам, к 1995 г сухопутные войска Польши имели на вооружении около 1200 артиллерийских орудий, включая восемь 203-мм САУ 2С7, 110 152-мм САУ чехословацкого производства M77 «Dana» (поставлялись в Польшу с 1983 г.), а также 516 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и более 500 122- и 152-мм буксируемых артиллерийских орудий. На протяжении последующих 10 лет состав артиллерии сухопутных войск Польши существенным образом не менялся в отношении номенклатуры. На 2019 г на вооружении числилось 292 122-мм самоходные гаубицы 2С1 и 111 152-мм M77 «Dana». Количество буксируемых орудий снизилось примерно на 100 ед. в связи с общим сокращением состава вооруженных сил. Тем не менее, требований со стороны Североатлантического альянса никто не отменял: в октябре 1998 г поляки приняли «Программу интеграции в НАТО и технической модернизации вооруженных сил Польши на 1998-2012 гг». При этом рассматривался ряд вариантов оснащения сухопутных войск самоходными артиллерийскими установками калибром 155 мм и модернизации САУ 2С1 калибра с постепенным выводом из боевого состава буксируемых гаубиц калибров 152 и 122 мм.

Предполагалось разработать 155-мм самоходную гаубицу для оснащения артиллерийских частей механизированных и танковых дивизий, а также комплекс средств управления, снабжения и технического обслуживания артиллерии сухопутных войск. Проект получил обозначение «Regina». Польшу не заинтересовал модернизированный вариант колесной САУ M77 «Dana» со 155-мм гаубицей с длиной ствола 47 калибров, получивший обозначение «Zuzana» (разработана в начале 1990-х гг, опытный образец изготовлен в 1994 г.), и проект модернизации «Даны» с установкой 155-мм гаубицы. С целью экономии финансов в рамках значительно уменьшившегося военного бюджета было принято решение закупить за рубежом только артиллерийскую часть и СУО, а шасси разработать силами польских предприятий. В 1997 г министерство обороны Польши объявило конкурс на поставку башни со 155-мм гаубицей с длиной ствола 52 калибра. В нем приняли участие концерны BAE Systems с башней САУ AS-90M и Rheinmetall с башней САУ PzH2000.

САУ AS-90 (Artillery System-90) была разработана компанией Vickers Shipbuilding and Engineering Ltd. в середине 1980-х гг После провала проекта единой самоходной гаубицы НАТО SP-70 (разработка велась консорциумом компаний Великобритании, Германии и Италии) она была представлена на конкурс министерства обороны Великобритании для замены 105-мм САУ Abbot и других устаревших артиллерийских систем, в котором стала победителем. Изначально AS-90 вооружалась 155-мм гаубицей с длиной ствола в 39 калибров, но в конструкции башни изначально учитывалась возможность перевооружения на 155-мм гаубицу с длиной ствола 52 калибра без значительного уменьшения объема боевого отделения и нарушения балансировки. В башне применили полуавтоматическую систему заряжания снарядов. Командир и наводчик размещались справа, двое заряжающих - слева.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AHS-Krab-02.jpg

В соответствии с контрактом польской стороне передавалась технология производства САУ а также оказывалась техническая помощь в разработке и организации ее серийного производства. Основным разработчиком с польской стороны стала компания HSW (Huta Stalowa Wola); проект новой системы получил официальное обозначение «Krab» и аббревиатуру AHS (Armatohaubica Samobiezna). За шасси отвечала польская компания Obrum (выпускает БРЭМ и мостоукладчики на базе танка Т-72). В качестве задела использовались наработки по советскому артиллерийскому тягачу МТ-С на базе шасси самоходной гаубицы 2С3. Серийное производство этой машины предполагалось развернуть в Польше с передачей соответствующей лицензии и технологий; подготовкой к серийному производству с польской стороны занимался НИИ механического оборудования в г Гливице. Однако сокращение оборонных расходов в Организации Варшавского договора и затем и его упразднение не позволили организовать производство тягача.

В итоге первый вариант новой САУ AHS «Krab» представлял собой комбинацию ходовой части, разработанной на базе шасси МТ-С и узлов ходовой части танка Т-72, двигателя основного танка PT-91 Twardy (на базе двигателя танка Т-72) и башни с вооружением английской CAУ AS-90M Braveheart. Первый прототип САУ AHS «Krab» изготовили в 2001 г и продемонстрировали на международной выставке вооружений и военной техники «Кельце-2001». Второй прототип собрали в 2002 г, после чего обе машины прошли цикл испытаний, однако организация серийного производства затянулась. Согласно первоначальному плану предполагалось поставить один батарейный комплект Regina в 2008 г, однако министерство национальной обороны Польши подписало с предприятием HSW контракт на его изготовление лишь в мае того года. Задержку вызвал целый ряд причин, включая существенное сокращение оборонного бюджета, в том числе расходов на военные НИОКР а также неудачи в реформировании военной промышленности страны.

Выполнение заказа, включавшего восемь САУ и машины управления, снабжения и технического обслуживания, завершилось в 2012 г. В состав батареи вошли три бронированные командно-штабные машины WD/WDSz (по одной машине командиров взвода, батареи и дивизиона) на базе многоцелевого легкого тягача МТ-ЛБ, выпускаемого в Польше по советской лицензии, машину подвоза боеприпасов WA на шасси автомобиля Jelcz P882.53 и ремонтную машину вооружения WRUiE на шасси автомобиля Jelcz P662D.35. В сентябре 2012 г первая батарея новых САУ поступила в 11-й Мазурский артиллерийский полк имени генерала Юзефа Бема (образован в 2010 г путем переформирования 11-й Мазурской артиллерийской бригады), дислоцированный в Венгожево на границе с Калининградской областью Российской Федерации в районе так называемого «Сувалкского коридора» До поступления новых гаубиц он включал два дивизиона - 152-мм САУ M77 «Dana» и 122-мм РЗСО. 2 октября в 11-м полку провели первые учения с использованием новых гаубиц, а окончательно батарею укомплектовали к концу года. В 2012-2013 гг батарейный комплект проходил испытания, направленные, в том числе, на совершенствование тактики и способов боевого применения артиллерии.

На первом этапе серийного выпуска планировалось приобрести два комплекта так называемого «дивизионного огневого модуля» (Dywizjonowy modut ogniowy, или DMO) Regina. В состав одного DMO Regina предполагалось включить 24 самоходные гаубицы «Krab» (три батареи), И бронированных машин управления огнем, включая шесть машин командиров взводов, машины управления командиров батарей (WD) и две машины управления артиллерийского дивизиона (WDSz), шесть машин подвоза боеприпасов WA и одну машину обслуживания и ремонта вооружения. Однако компания Obrum не смогла организовать серийное производство шасси для новой САУ Испытания батарейного комплекта AHS «Krab» выявили несоответствие параметров выбранной базы тактико-техническим требованиям в части эксплуатационной надежности. Еще одной проблемой стало прекращение производства двигателя, предполагавшегося к установке на САУ.

В итоге польской стороне потребовалась срочная замена шасси, причем хорошо освоенным в серийном производстве, надежным и недорогим. В этой ситуации весьма к месту оказалось шасси южнокорейской САУ K9, полностью отвечавшее упомянутым требованиям. По сообщениям зарубежных источников, польская сторона также рассматривала возможность приобретения шасси САУ T155 Firtina (лицензионный вариант корейской САУ K9), однако производственные, технические и технологические возможности Республики Корея были существенно выше. Проработка вариантов соглашения по организации серийного производства шасси для новой польской САУ велась в 2013-2014 гг. Договоренность между компанией Samsung Techwin и HSW была достигнута 18 декабря 2014 г (в ноябре 2014 г было подписано соглашение о приобретении компании Samsung Techwin южнокорейской корпорацией Hanwha Group). Общая сумма контракта составила около 320 млн долл. Оговаривалась поставка в Польшу 120 шасси (с бронекорпусами и МТО, оснащенными германскими дизельными двигателями MTU-881 КА 500 мощностью 1000 Л.С.) для последующей установки на них башен AS-90M Braveheart с орудием длиной 52 калибра и оборудованием, позволяющим интегрировать артиллерийские части новой САУ в систему управления огнем артиллерии Topaz компании W6 Electronics.

Сделка с Польшей оказалась крайне важна для Республики Корея, поскольку позволяла привлечь дополнительные средства в оборонную промышленность и повысить ее престиж после ряда коррупционных скандалов. В соответствии с условиями контракта шасси адаптировали под установку новой башни, включая иные компоновку части оборудования в корпусе и размещение боекомплекта. В итоговом варианте массо-габаритные характеристики САУ AHS «Krab» в целом соответствовали таковым у K9, что позволило не вносить существенные изменения в конструкцию ходовой часта. Боекомплект польской САУ составляет 40 снарядов против 48 у K9. При этом количество снарядов в башне осталось практически неизменным (30 у K9 и 29 у AHS «Krab»), а в корпусе удалось разместить лишь И снарядов против 18 у K9.

По контракту, Samsung Techwin должна была отправить в Польшу 24 шасси K9 до 2017 г: два первых шасси - в 2015 г, еще 22 - в 2016-2017 гг Одновременно HSW при техническом содействии южнокорейской стороны на основании передаваемых по контракту технологий должна была организовать лицензионное производство шасси, изготовив 96 единиц с 2018 по 2022 гг. Первое южнокорейское шасси отгрузили в июне 2015 г в августе того же года в Польше собрали первый опытный образец обновленной САУ который продемонстрировали на международной выставке вооружений MSPO-2015. Полный комплекс испытаний САУ завершили в апреле 2016 г, после чего началось ее серийное производство. Первые две машины передали вооруженным силам Польши 28 апреля 2016 г в ходе визита премьер-министра Польши на завод HSW.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/AHS-Krab-03.jpg

Согласно планам оснащения артиллерии сухопутных войск Польши, САУ AHS «Krab» предполагается оснастить пять дивизионных комплектов по 24 машины в каждом. Организационно один комплект включает машины командира и начальника штаба (на шасси МТ-ЛБ), батарею управления в составе взводов связи, разведывательно-топофафического и взвода обеспечения безопасности и регулировки дорожного движения, секции обеспечения, три артиллерийские батареи САУ AHS «Krab», а также роту обеспечения и снабжения. Каждая батарея САУ состоит из машины командира батареи (на шасси МТ-ЛБ), топографическо-вычислительного взвода (на автомобиле повышенной проходимости), двух огневых взводов по одной машине командира взвода (также на шасси МТ-ЛБ) и по четыре САУ AHS «Krab» в каждой, а также взвода обеспечения в составе двух автомобилей подвоза боеприпасов, БРЭМ на базе танка Т-72 и автомобиля повышенной проходимости.

Рота обеспечения и снабжения включает: взвод снабжения в составе отделения подвоза боеприпасов (16 грузовых автомобилей) и отделения подвоза топлива (четыре топливозаправщика и два грузовых автомобиля повышенной проходимости); ремонтно-эвакуационный взвод в составе ремонтной (мастерские по ремонту вооружения и электроники и по ремонту МТО и ходовой части) и эвакуационной секций (БРЭМ на базе Т-72 и четыре тягача с полуприцепами); секцию обеспечения (грузовой и легковой автомобили повышенной проходимости). В состав огневого модуля также входит медико-санитарная группа в составе трех бронированных машин для эвакуации раненых и перевязочного модуля в стандартном контейнере на шасси грузового автомобиля. Две первые серийные машины поступили в учебный центр артиллерии в г Торунь, куда к этому времени направили и восемь ранее выпущенных образцов с первым вариантом шасси.

18 ноября 2016 г в присутствии министра обороны Польши вооруженным силам страны передали девять комплектных САУ еще семь машин проходили этап заводских испытаний. В конце 2016 г - начале 2017 г восемь машин выпуска 2008-2012 гг. также получили новые шасси. В 2017 г первый дивизионный комплект из 24 САУ с машинами управления и обеспечения передали в 11-й Мазурский артиллерийский полк. Второй комплект из 24 САУ польская армия получила в конце июня 2019 г - они вошли в состав 5-го артиллерийского полка.

Технические характеристики AHS «Krab»
Экипаж 5
Масса снаряженной машины, 48
Длина по стволу орудия, м  12
Ширина, м 3,6
Высота, м 5
Клиренс, м 0,41
Двигатель, марка / мощность, л.с. MTU МТ 881/1000
Трансмиссия Allison X1100-5A3  автоматическая
Максимальная скорость. км/ч 60
Запас хода, км 360-400
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, % 60
- крен.% 10
- высота стенки, м 0,75
- ширина рва, м 2,5
- глубина брода, м 1
Вооружение:
- 155-мм гаубица с длиной ствола 52 кал. 
- зенитный пулемет кал. 12,7 мм,
- дымовые гранатометы кал. 81 мм х 8 ед.
Боекомплект снарядов/зарядов
- в башне  29/28
- в корпусе 11/10
Дальность стрельбы минимальная / максимальная, км 4,7 / 40
Угол возвышения, максимум, градусы 70
Угол склонения, минимум, градусы -5