http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/2s22-bogdana-01.jpg

К разработке артиллерийской системы 2С22 «Богдана» приступили после начала войны на Донбассе. Исследовательско-конструкторская работа в рамках государственного оборонного заказа ведется с февраля 2016 года. К кооперации привлечены около 10 оборонных компаний. Особенностью разработки на Краматорском заводе тяжелого станкостроения стало освоение производства резьбового ствола для этой САУ из украинской стали и на украинском оборудовании. Опытный образец был установлен на колесном шасси КрАЗ-63221 с бронированной кабиной. 14 июля 2018 появляется первое публичное упоминание об украинской САУ 2С22 «Богдана» КрАЗ-63221. Тогда военный эксперт Сергей Згурец сообщил, что артиллерийскую установку собираются показать во время парада в честь Дня независимости Украины. Также он заявил о 155-мм калибре орудия, через некоторое время появилось подтверждение возможности использования "натовского" стандарта. Ведь на ГАХК "Артем" начали производить такие снаряды.

В июле-августе 2018 года были сомнения, будет ли новая САУ использовать гусеничный ход как, например, польский AHS Krab, или все же колесное шасси как в чешском САУ "Дана" или словацкой Zuzana. Они были развеяны 10 августа 2018, когда военный эксперт Сергей Згурец разместил первую фотографию установки. На ней она была размещена на колесном шасси. В ходе огненных испытаний использовали новейшие активно-реактивные боеприпасы HE ER BT, производством которых начал заниматься ГАХК "Артем". Первый образец системы, успешно прошедший все испытания, был изготовлен в начале октября 2019 года. Конечно, о стоимости САУ "Богдана" сказать сложно. Но перед тем, как самоходную артустановку показали на параде ко Дню независимости, на нее уже было потрачено около 140 миллионов гривен. В октябре 2022 года САУ 2С22 «Богдана» прошла испытательные стрельбы, а в январе 2022 года – огневые испытания на полигоне ВСУ "Алибей" в Одесской области. Тогда артиллерийская установка успешно произвела стрельбы, в ходе которых было произведено 450 выстрелов на дальность 42 км.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/2s22-bogdana-02.jpg

С началом полномасштабной войны на Украине уже 25 февраля 2022 года разработчикам САУ 2С22 «Богдана» поступило распоряжение уничтожить ее, чтобы новейшая украинская гаубица не досталась врагу. В Краматорске опытный образец был разобран на детали и в разобранном состоянии вывезен в тыл в Житомир. Там ее удалось собрать и отправить на фронт. Летом 2022 года главнокомандующий Валерий Залужный поблагодарил конструкторов и производителей 2С22 «Богдана», отметив, что она "сыграла важную роль в освобождении острова Змеиный". К освобождению острова украинскую гаубицу позволили привлечь ее небольшой вес и проходимость в плавнях. К слову, расстояние от Змеиного до суши - 37 км. Гаубицы 2С22 «Богдана» и CAESAR подходили на огневые позиции на берегу моря рядом с городом Вилково. Несколько дней расчеты обустраивали позиции и организовывали укрытия для гаубиц, а на деревьях вдоль позиций развешивали металлические предметы для того, чтобы российские РЛС не обнаружили украинскую технику.

В конце 2022 года стрельбу из артустановки 2С22 "Богдана" продемонстрировала 1-я бригада им. Ивана Богуна. Министр обороны Алексей Резников тогда отметил, что Украина профинансировала серийное производство гаубиц. 9 июля применение двух гаубиц украинского производства на Бахмутском направлении показала 57-я отдельная бригада им. Кошевого атамана Костя Гордиенко. В прессе появилась информация, что САУ 2С22 «Богдана» будет функционировать на нескольких видах шасси. Кроме КрАЗа, сейчас это МАЗ (временно, потому что производят в России, однако сейчас несколько САУ функционируют именно на этом шасси). Кроме того, речь идет о шасси западных производителей MAN и Tatra. В феврале 2023 года Defense Express сообщило, что обновленная САУ САУ 2С22 «Богдана» может получить сразу три типа шасси - от MAN, от КрАЗ с формулой 6х6 и шасси от Tatra с формулой 8х8 с использованием бронекабины от "Украинской бронетехники".

Интересно, что "Суспільне" со ссылкой на источники в сфере оборонного производства сообщало , что САУ 2С22 «Богдана» приняли на вооружение "по упрощенной процедуре", без повторных государственных испытаний. В то время как первые испытания не показали хороших результатов. Во время испытаний предыдущей версии машины была обнаружена куча недостатков, проблем и замечаний. Первое - это шасси КрАЗа. Абсолютно ненадежная платформа, кривая, грубая, постоянно ломается и не удовлетворяет запросы военных. Второе - это надежность самой арт-части, механизм запирания ствола, качество изготовления, постоянные клинья, отсутствие автомата подзарядки, точность работы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/2s22-bogdana-03.jpg

Построена САУ 2С22 «Богдана» на базе шасси КрАЗ-63221 (колесная формула 6х6). На шасси установлена спаренная бронированная четырехдверная кабина с двумя рядами сидений, рассчитанная на экипаж из 5 человек. В частности, она оборудована системами отопления, кондиционирования, вентиляции и обдува теплым воздухом ветрового стекла, электрообогревом ветровых и дверных стекол. Как отмечается, в ней предусмотрены места для размещения дополнительного оборудования: приборов наблюдения и ночного видения, приборов радиационной и химической разведки и контроля, радиостанции, предметов индивидуальной защиты, перевозимого боекомплекта (по количеству мест в кабине) и личных вещей экипажа. Кроме того, она оснащена автоматизированной системой наведения на контроллерах Siemens SIPLUS и SIMATIC HM, а также системой автоматической подачи боеприпасов на 6 снарядов. Причем управлять подзарядкой, наводкой и стрельбой можно как из кабины, так и снаружи (в задней части САУ установлен второй пункт управления).

Требования предусматривают, что платформа должна обеспечивать наличие противопульной броневой защиты обслуживания (экипажа) от пуль типа Б-32 калибра 7,62 мм с расстояния не более 30 м при углах обстрела ±30° и осколков снарядов аналогичных по энергетике действия. Конструкция корпуса должна обеспечивать следующие уровни противоминной защиты: колесо (не ниже требований уровня 1 STANAG 4569) - ручная граната, неразорванный артиллерийский снаряд, мелкие взрывные устройства с тротиловым эквивалентом не менее 0,35 кг; днище (не ниже требований уровня 2а STANAG-4569) - мина с массой взрывчатки 6 кг в тротиловом эквиваленте по центру машины.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/2s22-bogdana-04.jpg

Заявленная снаряженная масса САУ 2С22 «Богдана» - 28 тонн. Ее экипаж состоит из 5 человек. Машина получила баллистический вычислитель, встроенную навигационную систему и экран командира. В самоходной артиллерийской установке используются стволы украинского производства. Их изготавливают из того же сплава, что и минометы М120-15 "Молот". Артсистема имеет автоматизированную систему наведения на контроллерах Siemens SIPLUS и SIMATIC HM и автоматическую подачу боеприпасов на 6 снарядов. Управление зарядкой, наводкой и стрельбами может производиться как из кабины установки, так и снаружи - в задней части САУ 2С22 «Богдана» установлен второй пункт управления. Также на САУ размещены контейнеры, способные вместить от 20 снарядов. По классу вооружения и показателям украинская самоходная гаубица похожа на французские САУ CAESAR. Производители заявляют, что в боевое положение артиллерийская установка приводится за 1,5 мин. Кроме того, здесь установлена система обмена данными. САУ 2С22 «Богдана» имеет навигационную систему и бортовую систему управления огнем.

Силовая установка КрАЗ-63221 имеет дизельный двигатель мощностью 380-420 л. Контрольный расход топлива составляет 37л на 100 км, запас хода по контрольному расходу топлива - 1200 км. САУ 2С22 «Богдана» может разгоняться до 30 км/ч по бездорожью и до 80 км/ч по дороге. Запас хода составляет 500 и 800 км соответственно. Шасси оборудовано централизованной системой подкачки шин, обеспечивающей высокую проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, лебедкой, системой RunFlat, светомассировочным устройством, фильтровентиляционной установкой и т. д. САУ 2С22 «Богдана» может двигаться в темное время суток без фар, в режиме светомаскировки, так как водитель для движения использует специальные экраны, выводящие изображения инфракрасных камер. 2С22 «Богдана» может преодолеть брод глубиной 1,2 м. Вместе с тем следует понимать, что те САУ 2С22 «Богдана», которые сейчас украинские военные используют на фронте, вряд ли имеют все эти виды обновления.

Технические характеристики САУ 2С22 «Богдана»
Вес: 28 тонн;
Колесная формула 6х6
Шасси: КрАЗ-63221
Обслуживание: 5 человек;
Двигатель: 380-420 л.с.
Ствол: калибр – 155-мм, длина – 52 калибра;
Углы повышения: от +5 до +65 градусов;
Автомат зарядки: 6 снарядов;
Быстрострельность: 4-6 выстрелов в минуту;
Минимальная дальность огня: 780 м
Максимальная дальность огня: 40-42 км (осколочно-фугасный), 45-60 км (активно-реактивный)
Шины 550/75R21; 525/70R21
Защита кабины Бронированная (комбинированная) защита экипажа от поражения пулями калибра 5,45 мм, 7,62 мм
Скорость движения по трассе: 80 км/ч;
Скорость движения пересеченной местности - 30 км/ч;
Запас хода по трассе: 800 км; по пересеченной местности: 300 км