http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/2s42-lotos-01.jpg

Самоходное артиллерийское орудие 2С42 «Лотос» - авиадесантируемое плавающее самоходное артиллерийское орудие калибра 120-мм. Боевая машина разработана Центральным НИИ точного машиностроения в рамках продолжения и замены проекта САУ 2С36 «Зауралец-Д» со 152-мм гаубицей 2А89, после того как в 2015 году после предварительных испытаний работы по этому проекту были приостановлены. Новое САО 2С42 «Лотос» разрабатывается для воздушно-десантных войск для замены советской 120-мм авиадесантной самоходной артиллерийско-миномётной установки 2С9 «Нона-С». САО 2С42 «Лотос» может десантироваться в полностью боеготовом состоянии с военно-транспортных самолётов типа Ил-76 с помощью десантных парашютных систем. САО 2С42 «Лотос» впервые был продемонстрирован на форуме «Армия-2019» в парке «Патриот».

5 июня 2019 года Центральный научно-исследовательский институт машиностроения впервые показал в действии опытный образец 120-миллиметрового самоходного артиллерийского орудия для ВДВ 2С42 «Лотос». Премьерный динамический показ прошел в Подмосковье. Машина проехала по территории предприятия, в том числе на скорости до 30 км/ч, продемонстрировала вращение башней, изменение клиренса, поднятие-опускание орудия. Также произведен испытательный холостой выстрел. Орудие полностью укомплектовано и готово для работы в ручном режиме. Все комплектующие приняты отделом технического контроля и военным представительством.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/2s42-lotos-02.jpg

В ходе испытаний у самоходной артиллерийской установки 2С42 «Лотос» выявились некоторые недоработки. Среди них была низкая надежность функции подвески шасси, наличие проблем с программным обеспечением шасси, а также недоработки в автоматизированном орудийном вычислительном комплексе. С шасси проблемы устранили, с комплексом доработки заняли больше времени. Дело в том, что в САО 2С42 «Лотос» заложена программа, позволяющая машине самостоятельно вести огонь без экипажа. Достаточно ввести в программу необходимые параметры и покинуть установку в случае активного огневого противодействия. Как рассказал представитель госкорпорации, в ходе проведения предварительных испытаний «Лотос» был оценен специалистами «очень позитивно». Это позволяет выводить САО 2С42 «Лотос» на госиспытания, которые начнутся в ближайшее время. САО 2С42 «Лотос» уже прошла свыше 600 км по различным дорогам в разных погодных условиях - ее скорость по шоссе составляет 70 км/ч. Было произведено более 300 выстрелов, показавших дальность и точность стрельбы. Проверена плавучесть самоходки на водоемах, ее проходимость по болотистой местности. Также были проведены 8 копровых испытаний - сбросов техники беспарашютным способом. Технику отправляли на землю с высот в 4, 5 и 6 метров, чтобы проверить ее устойчивость к динамическим ударам и последующей работе всех механизмов.

Перспективное САО 2С42 «Лотос» основывается на той же концепции, что и предшественники, но собирается из современных комплектующих. Эта самоходка представляет собой самоходную гусеничную машину с возможностью перевозки военно-транспортными самолетами. На корпусе установлена башня с универсальным 120-мм орудием, решающим задачи пушек, гаубиц и минометов. Проект 2С42 «Лотос» предусматривает использование нового боевого отделения с перспективным артиллерийским орудием. Продолжая логику развития предыдущих САО для ВДВ, САО 2С42 «Лотос» предлагает использование универсальной артиллерийской системы, способной вести огонь в различных режимах с использованием широкой номенклатуры боеприпасов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/2s42-lotos-03.jpg

Для унификации с другой техникой ВДВ за основу было взято шасси авиадесантируемой БМД-4М. В связи с удлинением корпуса и возросшей общей массой машины, оригинальное шасси БМД-4М было удлинено до 7 опорных катков - добавлены дополнительно 2 пары. Максимальная скорость САО 2С42 «Лотос» составляет до 70 км/ч по дорогам общего назначения, и до 40 км/ч на пересечённой местности. На САО 2С42 «Лотос» установлен дизельный двигатель 2В-06-2, мощностью 450 л.с. Запас хода рассчитан на 500 км. В связи с необходимостью установки на 2С42 «Лотос» новых крупных агрегатов, оригинальный корпус БМД-4М был удлинён, при сохранении компоновки и уровня защиты. Общая масса САО 18 тонн. Все члены экипажа, состоящего из 4 человек, имеют собственные люки и смотровые приборы. Места командира и наводчика оборудованы новыми оптико-электронными прицельными устройствами. Двое членов экипажа размещаются в передней части корпуса, ещё двое находятся в боевом отделении.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/2s42-lotos-04.jpg

На САО 2С42 «Лотос» установлена автоматизированная башня со 120-миллиметровым орудием. Башня является высокоавтоматизированным боевым отделением. Башня является высокоавтоматизированным боевым отделением. Предполагается установка нового универсального орудия, представляющего собой дальнейшее развитие 120-мм изделия 2А51 с большей длиной ствола и сочетающего в себе основные качества и возможности пушки, гаубицы и миномёта. Время перевода из походного состояния в боевое - 30 секунд. Расчётная скорострельность достигает от 6 до 8 выстрелов в минуту, при максимальной эффективной дальности до 13 км. Важным моментом является то, что универсальное орудие будет использовать новейший боеприпас, который обладает большим модернизационным потенциалом. Говоря о сравнительных характеристиках двух установок САУ 2С9 «Нона» и 2С42 «Лотос», отмечается что у 2С42 «Лотос» больше дальность стрельбы и кучность поражения, автоматизированы все системы. Можно увеличить предельную дальность стрельбы до 25 км за счет нового управляемого активно-реактивного снаряда «Глиссада», этот снаряд также разрабатывается в АО «ЦНИИточмаш». Боевое отделение тоже изменено с получением некоторых преимуществ перед «Ноной-С».

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/2s42-lotos-05.jpg

Внутри башни размещаются развитые противооткатные устройства, в том числе дульный тормоз многокамерной конструкции. Башня может обеспечить горизонтальную наводку в любом направлении (360°), при этом углы возвышения остаются в пределах от -4° до +80°. Процесс подготовки к стрельбе максимально автоматизирован, что позволяет получить скорострельность до 6-8 выстр./мин. Появление дополнительных объемов в боевом отделении позволило увеличить боекомплект. САО «Нона-С» перевозит 20 выстрелов, новый 2С42 «Лотос» - почти вдвое больше. САО 2С42 «Лотос» получает вооружение баллистической схемы «орудие-выстрел», аналогичное примененному на предыдущих образцах. В составе САО 2С42 «Лотос» присутствует современная развитая система управления огнем, интегрированная со средствами связи тактического звена. Вместе с «Лотосом» разрабатывается унифицированная машина управления артиллерийским огнем «Завет-Д». Совместное применение двух перспективных образцов техники должно обеспечивать эффективное решение боевых задач. Возможна установка пулемёта ПКТ или ПКТМ в качестве дополнительного вооружения и систем пуска дымовых (аэрозольных) гранат 902Б «Туча» в дистанционно-управляемом боевом модуле.

Собственное бронирование САО 2С42 «Лотос» имеет ограниченную стойкость, поэтому живучесть на поле боя предлагается повышать за счет дополнительных средств. САО 2С42 «Лотос» комплектуется системой оптико-электронного противодействия кругового действия. По периметру машины установлены датчики излучения систем наведения высокоточного оружия противника. При облучении автоматика разворачивает пусковые установки и отстреливает дымовые гранаты. Последние создают завесу, блокирующую инфракрасное и лазерное излучение. Важной особенностью такой защиты являются ее способность обнаружения излучения со всех направлений и всеракурсный отстрел гранат. САО 2С42 «Лотос» может десантироваться в полностью боеготовом состоянии с военно-транспортных самолётов типа Ил-76 с помощью десантных парашютных систем.

Технические характеристики САО 2С42 «Лотос»
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 7085
Ширина, мм 3152
База, мм 4225
Колея, мм 2744
Клиренс, мм 100-500
Бронирование - противопульное
Вооружение - 120 мм гладкоствольная пушка
Углы ГН, град. 360
Двигатель 2В-06-2
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 70
Скорость по пересечённой местности, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 500
Запас хода по пересечённой местности, км 350
Удельная мощность, л. с./т 28,3
Тип подвески - индивидуальная гидропневматическая