http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/Jpz-4-5.jpg

90-мм самоходная противотанковая артиллерийская установка – одна из целой гаммы машин, созданных для германской армии начиная с 50-х годов. В серийное производство пошли еще две машины из этого семейства – противотанковый ракетный комплекс (Jagdpanzer Rakete) и БМП «Мардер». Первые прототипы были построены немецкими фирмами «Ганомаг» и «Хеншель» и швейцарской MOWAG в 1960 г. Немцы разработали еще ряд прототипов, прежде чем была принята окончательная модель. Серийное производство машины началось в 1965 г. До свертывания производства в 1967 г. «Хеншель» и «Ганомаг» построили приблизительно по 375 САУ. Основными козырями истребителя танков Jpz 4-5 являлись ее низкий силуэт и мобильность: машина обладает очень высокой скоростью движения по шоссе и бездорожью как вперед, так и задним ходом.

Корпус машины сварен из листов катаной броневой стали. Наиболее мощным является бронирование лобовой части машины: максимальная толщина брони в этом месте достигает 50 мм. Боевое отделение занимает переднюю часть корпуса, моторно-трансмиссионное отделение находится в корме самоходной установки.

Подвеска независимая, с торсионными валами в качестве упругих элементов. Ходовая часть состоит из пяти опорных катков на борт (2x5), двух ведущих колес заднего расположения, двух направляющих колес переднего расположения, трех поддерживающих роликов на борт (2x3) и двух гусениц с резинометаллическими шарнирами.

Экипаж САУ состоит из четырех человек: командира машины, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Установленная в передней части корпуса, 90-мм пушка М36, позаимствованная у американского танка М47 «Паттон», слегка смещена вправо относительно продольной оси машины и прикрыта массивной броневой маской. Дальность эффективной стрельбы составляет 2000 м, а скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Сектор наведения пушки в горизонтальной плоскости составляет 30°, а в вертикальной – от -8° до +15°. Наведение орудия на цель осуществляется с помощью ручных приводов. Пушка имела эжекционное устройство и была установлена на вертикальных цапфах. Боекомплект САУ состоит из 51 выстрела и 4000 патронов. С основным вооружением соединен инфракрасный прожектор: Jpz 4-5 оснащен прибором ночного видения. С пушкой спарен пулемет MG 3 калибра 7,62 мм (находится справа от орудия), другой такой же пулемет, предназначенный для борьбы с воздушными целями, установлен над люком командира. Восемь дымовых гранатометов смонтированы на крыше корпуса и направлены вперед, чтобы при необходимости прикрывать дымовой завесой отход машины.

Для ведения наблюдения за местностью и наведения орудия на цель машина оснащалась оптическим прицелом для пушки и спаренного с ней пулемета, панорамным прибором наблюдения для определения дальностей и перископом механика-водителя.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части самоходки, где размещаются 8-цилиндровый V-образный многотопливный дизель жидкостного охлаждения без наддува «Даймлер-Бенц» MB 837 Аа мощностью 368 кВт, который имел те же размеры цилиндро-поршневой группы, что и двигатель танка «Леопард», и гидромеханическая планетарная трехступенчатая трансмиссия фирмы «Ренк», аналогичная трансмиссии «Леопарда». Механизм реверса позволял машине двигаться назад с той же скоростью, что и вперед, а также разворачиваться на месте. Однако двигаться с высокой скоростью задним ходом не всегда было возможно из-за ограниченного обзора. Максимальная скорость движения достигала 70 км/ч.

Корпус САУ герметизирован. Машина оснащена системой кондиционирования воздуха и фильтровентиляционной установкой. Без специальной подготовки машина могла преодолевать брод глубиной до 1,40 м, а с оборудованием для подводного вождения – до 2,10 м. Боевая масса Jpz 4-5 составляет 27,5 т.

В конце 70-х годов конструкторы Jpz 4-5 предложили заменить 90-мм пушку более мощным 105-мм орудием, что продлило бы пребывание САУ в боевом строю до конца 80-х гг.

На вооружении бельгийской армии состоят 80 Jpz 4-5, которые имеют незначительные отличия от базовой модели. Эти машины сделаны в Бельгии из комплектующих, полученных из Германии. Их подвеска и трансмиссия аналогичны соответствующим агрегатам БМП «Мардер». Система управления огнем бельгийского производства включает в себя лазерный прицел; немецкие пулеметы MG 3 заменены бельгийскими FN MAG 58.

Корпус противотанкового ракетного комплекса (Jagdpanzer Rakete) почти неотличим от корпуса истребителя танков Jpz 4-5. ПТРК был создан для совместных действий с пушечным собратом, чтобы существенно увеличить глубину противотанковой обороны. Он вооружен двумя пусковыми установками для ПТУР французского производства SS-11. Боекомплект машины состоит из 14 ПТУР, способных поражать тяжелобронированные цели на расстоянии от 500 до 3000 м. Эта модель вооружена также пристрелочным и курсовым пулеметами, и восемью дымовыми гранатометами.

В 1967–1968 гг. для германской армии было построено 370 ракетных истребителей танков. В течение пяти лет все Jagdpanzer Rakete были перевооружены противотанковой ракетной системой франко-германского производства НОТ (High-subsonic Optically-guided Tube-launched). По сравнению с SS-11 эта система обладает рядом преимуществ: ПТУР НОТ способен поражать цели на расстоянии от 75 до 4000 м, заряжание пусковой установки значительно упростилось, возросла точность стрельбы: чтобы зарегистрировать попадание, оператору требуется всего лишь удержать цель в объективе своего оптического прибора, обладающего 7-кратным увеличением. Самоходный ПТРК с новым вооружением стал называться «Ягуар-1». Его возимый боекомплект состоял из 20 ракет НОТ, которые в последующем стали заменяться усовершенствованным вариантом – НОТ-2.

В период с 1983 г. по 1985 г. из 770 самоходок Jpz 4-5 162 были перевооружены ПТРК TOW, а остальные переданы в территориальные войска. Новый самоходный комплекс получил название «Ягуар-2». Пусковая установка при переводе в походное положение опускается вниз. Для обеспечения стрельбы в ночных условиях применяется тепловизионный прицел AN/TAS-4.

Броневая защита обоих самоходных ПТРК была усилена за счет монтажа дополнительных броневых листов на лобовую часть и борта корпуса. В качестве дополнительного вооружения установлены 7,62-мм пулеметы. Машины оборудованы фильтровентиляционными установками, имеют средства радиосвязи. Максимальная скорость движения по шоссе 70 км/ч, запас хода – до 400 км.

Характеристики Jpz 4-5
Экипаж, чел. 4
Тип шасси Гусеничное
Удельная мощность, л.с/т (кВт/т)  13,38
Макс. угол возвышения пушки, град 15
Макс. угол склонения пушки, град -8
Максимальная дальность стрельбы, м 2000
Длина c пушкой вперёд, мм 8750
Длина корпуса, мм 6238
Ширина общая, мм 2980
Высота по крыше башни, мм 2085
Масса боевая, кг 27500
Бронирование башни: лоб, мм 50
Бронирование корпуса: лоб, мм 50
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2
Преодолеваемый брод, м 1,4
Преодолеваемый брод (с подготовкой), м 2,1
Число опорных катков на борт 5
Подвеска независимая торсионная
Вооружение: Пушка M36 90-мм, 2 пулемёта MG-3 7,62-мм, гранатомёт дымовой
Боезапас: 51 снаряд, 4000 патронов