http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/RIM-116-RAM-ASMD-01.jpg

В 1979 году компании США, ФРГ и Дании заключили соглашение о совместной разработке корабельного зенитного ракетного комплекса (ЗРК) ближнего действия. Главной задачей комплекса стала защита корабля от массированной атаки противокорабельных ракет, подходящих к цели на предельно малых высотах и потому обнаруживаемых средствами обзора только на небольших дальностях. Комплекс разрабатывался под индексом ASMD (Anti-Ship Missile Defence - «защита от противокорабельных ракет»), зенитная управляемая ракета - RAM (Rolling Airframe Missile - «ракета без стабилизации по крену», американский войсковой индекс - RIM-116). ASMD должен был легко монтироваться на кораблях различных классов и включаться в комплекс их вооружения.

Основу комплекса составили легкая сверхзвуковая ракета с вращением вокруг продольной оси и комбинированной системой самонаведения, разрабатывавшаяся еще с 1974 года компанией «General Dynamics» по заказу ВМС США, и многозарядная палубная пусковая установка (ПУ), обеспечивающая быстрый разворот на цель и высокий темп пуска ракет. Дальность стрельбы устанавливалась в пределах от 500 до 10 000 м. Для ускорения и удешевления разработки в ЗУР RAM использовали аппаратуру инфракрасного канала от ГСН ЗУР комплекса «Stinger», боевую часть и взрыватель - от авиационной УР AIM-9 «Sidewinder», двигатель - от ЗУР комплекса «Chaparral» (родственной ракете «Sidewinder»). В зависимости от вооружения, уже имеющегося на том или ином корабле, должна была использоваться либо новая ПУ на лафете корабельного зенитного артиллерийского комплекса «Вулкан-Фаланкс», либо модифицированная ПУ уже состоявшего на вооружении ЗРК RIM-7 Sea Sparrow. Предполагалось также использовать имеющиеся корабельные средства обнаружения воздушных целей и систему управления огнем при незначительной их доработке. И все же разработка комплекса заняла около десяти лет.

Первые испытания ЗУР RAM и ПУ комплекса ASMD прошли в 1982 году, в феврале 1983 году сообщили о первом удачном перехвате опытной ЗУР беспилотной мишени. Датская сторона вскоре вышла из проекта. Тем не менее основной заказчик, ВМС США, сохранял к нему большой интерес, и основной исполнитель «Дженерал Дайнэмикс» активно продолжала работы. В 1987 году заявили о принятии ЗРК RAM/ASMD на вооружение, но на корабли ЗРК поступил лишь в 1990 году. Производителями ЗУР RIM-116А стали американская «Raytheon» (купившая ракетное производство «General Dynamics») и германская Diehl-BGT. Комплекс заинтересовал и другие страны. В результате RAM/ASMD вошел в состав вооружения более 100 кораблей ВМС Греции, Египта, ОАЭ, США, Турции, ФРГ, Южной Кореи. Лицензия на производство ЗУР передана Южной Корее.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЛЕКСА

ЗУР получила обозначение RIM-116A. Согласно действующей системе обозначений, «RIM» указывает на управляемую ракету корабельного базирования для перехвата воздушных целей. ЗУР RIM-116A выполнена по аэродинамической схеме «утка» с треугольным крестообразным крылом, имеет комбинированную систему самонаведения Mk.31. На начальном участке траектории самонаведение осуществляется по сигналам пассивного радиолокационного (РЛ) канала. Уже в полете по данным радиолокационного канала производится захват цели тепловым (инфракрасным, ИК) каналом самонаведения - как только устойчиво принятый сигнал по ИК-каналу превышает сигнал по радиоканалу, система управления переключается на ИК-канал. Расчет делался на то, что большинство противокорабельных ракет использует активное радиолокационное самонаведение и радиовысотомеры и значит являются радиоизлучающими целями. Это позволяет «вывести» ракету к цели на дальность, на которой ИК самонаведение может реализовать свою высокую точность.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/RIM-116-RAM-ASMD-02.jpg

Две антенны РЛ канала самонаведения размещены в головной части ЗУР. Подрыв осколочно-фугасной боевой части WDU-17/В обеспечивает лазерный неконтактный взрыватель. Двигатель ракеты - твердотопливный Mk.112. Вращение ракеты в полете позволило обойтись одним приводом управления аэродинамических рулей. Поворотная пусковая установка системы Mk.49 рассчитана на размещение 21 ЗУР Ракета заряжается в ПУ в транспортно-пусковом контейнере Mk.44. С помощью дистанционного привода ПУ наводится по азимуту и углу места. Разрабатывалась и облегченная ПУ на восемь ракет. При приспособлении ПУ Mk.29 от ЗРК «Sea Sparrow» в двух ее отсеках вместо ракет «Sea Sparrow» размещается по пять ЗУР RIM-116. Не имея собственных средств обнаружения и сопровождения целей, комплекс RAM/ASMD объединяется, по крайней мере на кораблях ВМС США, с боевой управляющей системой AN/SWY-2 или включается в систему самообороны корабля типа SSDS Мк 1 или Мк 2.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

В 1993 году началась работа по модернизации ракеты RAM. Усилен твердотопливный заряд двигателя, но главное, - изменена работа каналов самонаведения, улучшены аппаратура и программное обеспечение системы управления. Возможны режим «только ИК самонаведения» на всей траектории полета, если цель не радио-излучающая, либо режим «двухрежимного ИК самонаведения» - самонаведение с помощью ИК канала с переходом на пассивный радиолокационный, если обнаружено радиоизлучение цели. Таким образом расширены возможности по поражению различных маловысотных целей, включая противокорабельные ракеты, временно отключающие радиолокационное самонаведение при подходе к кораблю.

Дорабатывалась и пусковая установка. Успешные опытные пуски модернизированной ЗУР RIM-116В прошли в 1999-м. В 2000 году модернизированный комплекс RAM Block 1 поступил на вооружение. В более автономном варианте SeaRAM на палубной пусковой установке установлены собственные РЛС (по типу установки Mark 15 Phalanx CIWS), видео- и ИК-камера сопровождения целей. С 2007 года «Рейтон» вела разработку модификации RAM Block 2, рассчитанной на поражение новых, более маневренных противокорабельных ракет. Масса ЗУР RAM Block 2 составила 88,2 кг, изменены размеры оперения.

Технические характеристики RAM block 0
Дальность поражения целей, м:
- максимальная 10 000
- минимальная 500
Минимальная высота поражения целей, м: 4
Система наведения - комбинированное самонаведение - РЛ и ИК
Тип ЗУР - RIM-116A
Стартовая масса ЗУР, кг  73,5
Масса боевой части ЗУР, кг 9,1
Тип боевой части ЗУР - осколочно-фугасная
Диаметр фюзеляжа ЗУР, мм 127
Длина ЗУР, мм 2820
Размах крыла ЗУР, мм 438
Скорость полета ЗУР, м/с 700