http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/Tracked-Rapier-(1).jpg

Гусеничный самоходный ЗРК Tracked Rapier (TRLV - Tracked Rapier Launch Vehicle) первоначально разрабатывался фирмой Matra BAe Dynamics по заказу иранской армии, но в 1979 году заказ был аннулирован новым иранским правительством. По результатам оценочных испытаний, командование британской армии приняло решение приобрести пробную партию из 50 машин. Первые образцы самоходного ЗРК Rapier поступили заказчику в 1983 году. Впоследствии численность приобретённых ЗРК достигла 70 единиц. Боевая машина "Rapier-TRLV" имеет обозначение RCM-748.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/Tracked-Rapier-(2).jpg

Базой для Tracked Rapier послужил значительно модифицированный американский гусеничный грузовой транспортёр M548. В его передней части появилась полностью закрытая бронированная кабина, вмещающая трёх членов экипажа. Сразу же за ней находится вспомогательный генератор. На кормовой платформе смонтирована пусковая установка на 8 готовых к пуску ЗУР Rapier (по четыре ракеты с каждой стороны), РЛС обнаружения и сопровождения целей с дальностью действия 11,5 км, вычислительное устройство, аппаратура опознавания системы «свой-чужой». Спереди на корпусе машины смонтированы два блока по шесть дымовых гранатомётов, сзади — два блока по четыре, что позволяет при необходимости ставить плотные дымовые завесы.

ЗУР Rapier абсолютно идентична ракетам, используемым в буксируемом ЗРК и способна эффективно поражать цели на дальностях 0,5-7 км и высотах от 227 м до 6858 м. Восемь пусковых направляющих скомпонованы так, что верхняя часть обтекателя радиолокатора обнаружения расположена на 60 см ниже, чем в опытном образце. Антенна командной системы наведения установлена на кронштейне, её можно поднимать над кабиной, что позволяет вести круговую стрельбу (в первом опытном образце сектор стрельбы был ограничен). Всё оборудование самоходного зенитного ракетного комплекса защищено бронёй. ЗРК Tracked Rapier приводится в боевое положение через 30 с после остановки машины.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/Tracked-Rapier-(3).jpg

В качестве силовой установки на машине установлен шестицилиндровый дизель жидкостного охлаждения 6V53 производства фирмы "Детройт дизель". При 2800 об/мин двигатель развивает мощность 154 кВт, что позволяет машине двигаться по дорогам с твёрдым покрытием со скоростью 48 км/ч. Ходовая часть ЗРК Tracked Rapier аналогична ходовой части грузового транспортера M548 и включает в себя, применительно к одному борту, пять обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущие колёса переднего и направляющие колёса заднего расположения. Поддерживающих роликов нет, верхние ветви гусениц закрыты алюминиевыми экранами.

ЗРК Tracked Rapier может вплавь преодолевать водные препятствия, движение в вoдe обеспечивается за счёт перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 5,6 км/ч.

Закрытая кабина комплекса оборудована перископическим прибором наблюдения, который установлен на крыше, и средствами связи, но не имеет системы защиты от оружия массового поражения. Однако экипаж ЗРК может выполнять боевую задачу в индивидуальных химзащитных комплектах. Экипаж из трех человек располагается в бронированной кабине, защищающей экипаж от осколков снарядов и пулевых попадании. Водитель находится с левой стороны, командир — по центру, а оператор - с правой. Как водитель, так и командир может при необходимости использовать приборы ночного видения и оборудование для пожаротушения.

В состав ЗРК Tracked Rapier может входить также РЛС "Blindfire", предназначенная для сопровождения воздушных цепей и наведения ракет. Она монтируется на базе бронетранспортёра M113. В кузове транспортируются четыре ЗУР в контейнерах. Команды управления и связи передаются на пусковую установку по стандартному кабелю. РЛС используется при плохой видимости и ночью. Комплекс, оснащённый этой РЛС, приводится в боевое положение за 10 мин.

В ходе боевых действий, ЗРК Tracked Rapier сопровождает машина поддержки M548 с 20 зенитными управляемыми ракетами Rapier на борту. Машина технической поддержки FAST (Forward Area Support Team) обеспечивает снабжение запасными частями.

Комплекс неоднократно модернизировался с целью обеспечения его боевого применения в любое время суток и при любой погоде. Вариант комплекса Tracked Rapier, оснащенный тепловизионной аппаратурой обнаружения и сопровождения цели, получил обозначение SP Mk.1B, в отличие от первоначального SP Mk.1А. Поставки ЗРК SP Mk.1B в Вооруженные Силы Великобритании начались с 1993 г.

ЗРК Tracked Rapier в варианте SP Mk.1B, оснащенный модернизированной системой обнаружения TOTE (Tracked Optical Thermally Enhanced), может применяться в любое время суток - днем и ночью. Модернизированная система обнаружения TOTE включает тепловизор с дальностью действия до 10 км, дополнительное электронное оборудованием и систему охлаждения.

Самоходный комплекс совместим со всеми типами ракет ЗРК Rapier, включая новую ракету Mk.2 комплекса "Rapier-2000" (FSC).

Производство ЗРК Tracked Rapier прекращено. Комплекс состоял на вооружении только британской армии.

Тактико-техничеcкие харастеристики ЗРК Tracked Rapier
Боевая масса, т 14,01
Экипаж,чел 3
Габаритные размеры, мм
длина 6400
ширина 2800
высота с перескопом 2780
клиренс: 410
Бронирование противопульное
Вооружение ПУ с 8 ЗУР Rapier, 2x6 дымовых гранатомётов спереди. 2x4 дымовых гранатомёта сзади
Боекомплект 8 ЗУР Rapier
Двигатель «Детройт дизель» 6V53. 6-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения, мощность 154 кВт при 2800 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т 11,0
Удельное давление на грунт, Мпа 0,061
Максимальная скорость, км/ч
по шоссе 48
на плаву 5.6
Запас топлива, л 398
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. 30
высота стенки, м 0,61
ширина рва. м 1.68
глубина брода, м плавает