http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/9k330-tor.jpg

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» предназначен для прикрытия войск в подвижных видах боя и на марше от ударов пилотируемых средств воздушного нападения (самолеты тактической авиации и вертолеты) и высокоточного оружия (авиационные ракеты, управляемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, дистанционно пилотируемые летательные аппараты). ЗРК 9К330 «Тор» разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом Министерства радиопромышленности СССР, в настоящее время ОАО НПО «Антей». Головным разработчиком ЗУР 9М330 для этого комплекса было Машиностроительное конструкторское бюро «Факел» Министерства авиационной промышленности СССР, в настоящее время входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Зенитный ракетный комплекс 9К330 «Тор» принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск в 1986 году. За рубежом комплекс получил наименования: SA-15 (по терминологии США) и SA-15 Gauntlet (но терминологии НАТО). Через три года на вооружение кораблей поступил частично унифицированный с ЗРК «Тор» корабельный комплекс «Кинжал».

Боевые средства ЗРК 9К330 «Тор», обеспечивающие обнаружение, опознавание и поражение воздушной цели, размещены на гусеничном шасси высокой проходимости. В состав боевой машины комплекса (9А330) входят:
— станция обнаружения воздушных целей с системой опознавания государственной принадлежности цели по признаку «свой—чужой»;
— станция наведения, обеспечивающая наведение двух ЗУР на одну цель;
— пусковое устройство, обеспечивающее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, находящихся на боевой машине:
— другие средства и системы, обеспечивающие процесс боевой работы комплекса (система навигации и топопривязки, средства контроля работы аппаратуры, система электропитания и жизнеобеспечения).

Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из четырех человек составляет 32 тонны. Кроме перечисленных выше средств, на гусеничном шасси боевой машины установлен газотурбинный и дублирующий агрегаты питания. Запас хода по топливу - 500 км. скорость по шоссе - не менее 65 км/час, по грунтовым дорогам и бездорожью - не менее 35 и 15 км/час соответственно.

РЛС обнаружения боевой машины обеспечивает обнаружение и обработку до 48 воздушных целей, из которых 10 определяются в качестве приоритетных по степени опасности (то есть выстраиваются в приоритетный ряд). На индикаторе командира боевой машины воздушные цели высвечиваются в виде точек со стрелками. Направление и величина этих стрелок характеризуют величину скорости движения цели и её ориентацию. Рядом с символами целей высвечиваются формуляры, содержащие основные сведения о них: приоритетность цели по степени опасности (по минимальному времени до её вхождения в зону поражения), номер парциала (луча РЛС по углу места), в котором находится цель, признак проводимой операции (поиск цели, сопровождение). РЛС обеспечивает обнаружение самолета-истребителя, летящего на высотах 30—6000 метров на дальности 25-27 км, вертолётов — на дальностях 13-20 км (в том числе зависших в воздухе).

РЛС наведения оснащена мало-элементной фазированной решеткой, формирующей луч шириной один градус по азимуту и углу места. Станция обеспечивает поиск цели в секторе три градуса по азимуту и семь — по углу места, автосопровождение одной воздушной цели, пуск одной-двух ЗУР с интервалом 4 секунды и их наведение. РЛС наведения комплекса обеспечивает дальность взятия на автосопровождение цели типа истребитель, равную 20-23 км. В качестве дублирующего средства для сопровождения воздушных целей используется телевизионно-оптический визир.

ЗУР комплекса (9М330) - твердотопливная, одноступенчатая. Стартовая масса ЗУР — 165 кг. масса боевой части — 14.5 кг длина ракеты — 2.898 мм, диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла — 650 мм. При старте ракета выбрасывалась катапультой вертикально со скоростью около 25 с. Запуск двигателя осуществлялся на высоте 16—20 метров от земли. После запуска начинается набор скорости ЗУР, которая на дальности 1,5 км составляла 700-800 м/с. Командное наведение осуществлялось с дапьности 250 метров и заканчивалось в момент встречи ракеты с целью.

Ракета оснашена бесконтактным радиоазрывателем и осколочно-фугасной боевой частью с осколками высокой энергии. Высокий уровень располагаемых перегрузок (до 30 единиц), большая скорость полета ЗУР обеспечивают поражение высокоскоростных маневрирующих воздушных целей (от высокоточного оружия до бронированых самолетов). В ЗРК «Тор» реализован вертикальный старт ЗУР, что обеспечивает возможность отражать атаки средств воздушною нападения, действующих с любых направлений, без соответствующего разворота пускового устройства боевой машины. ЗУР поставляются в войска в полностью снаряженном состоянии и не требуют технического обслуживания в течение десяти лет.

Ракета состоит из двух частей: носовой и кормовой, В носовой части размешены бортовое оборудование и боевое снаряжение ЗУР. В кормовой части — ракетный двигатель твердого топлива и крыльевой 6лок, вращающийся на подшипнике. Носовая часть ракеты состоит из пяти отсеков:
— радиопрозрачный обтекатель и передатчик антенны передатчика радиовзрывателя;
— отсек управления, состоящий из четырех рулей, четырех рулевых машинок и источника энергии — газогенератора:
— аппаратный отсек, включающий электрокоммутирующее оборудование, боевое снаряжение ЗУР и предохранительно-исполнительный механизм. По бортам отсека установлены приемная антенна радиовзрывателя и приемопередаюшая антенна блока радиоуправления;
- однокамерный двухрежимный ракетный твердотопливный двигатель. Корпус двигательной установки изготовлен из высокопрочной стали;
- крыльевой блок, состоящий из четырех консолей крыльев. Консоли крыльев складываются для обеспечения минимальных размеров транспортно-пускового контейнера, в котором находится ЗУР. При выходе из контейнера в момент запуска двигательной установки они раскрываются с помощью торсионов.

Необходимо отметить, что управление стрельбой ЗУР и всеми процессами боевой работы ЗРК «Тор» осуществляется с помощью быстродействующей ЭВМ. Процесс боевой работы (от обнаружения воздушной цели до ее поражения) автоматизирован, что обеспечивает комплексу минимальное время реакции, то есть время от обнаружения воздушной цели до схода ЗУР с направляющих пусковой установки (что не превышает десяти секунд). В этом плане комплекс «Тор» можно рассматривать как автоматизированный робот, обеспечивающий поражение воздушных целей.

Для поддержания необходимой боевой готовности технических средств ЗРК и оценки состояния аппаратуры в комплексе предусмотрена система встроенного контроля функционирования аппаратуры ЗРК. Она автоматически определяет правильность функционирования всех средств боевой машины, степень их готовности. В случае отказа осуществляется поиск отказавшего элемента.

Расчет боевой машины ЗРК 9К330 «Тор» состоит из четырех человек; командир, операторы и механик-водитель. Предусмотрена зашита экипажа от средств массового поражения. Внутри рабочего отсека башни боевой машины созданы нормальные условия обитаемости. Для подготовки операторов ЗРК «Тор» разработан специальный тренажер.

Организационно зенитные ракетные комплексы 9К330 «Тор» сводятся в зенитные ракетные полки. Такие полки состоят из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевые машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обслуживания и обеспечения. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М или машина сбора и обработки информации из состава средств системы автоматизированного управления войсками фронта.

Тактико-технические характеристики 9К330 «Тор»:
Боевая масса, т 32 (на базе БМ 9А330)
Экипаж, чел. 4
База, мм 5055
Клиренс, мм 450
Вооружение
Дальность стрельбы, км 1..12
Другое вооружение 8 х ЗУР 3М330
Вероятность поражения истребителя одной ЗУР 0,26..0,75
Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) м/с 700
Скорость полета ЗУР, м/с 700..800
Масса ракеты, кг 165
Масса боевой части, кг 14,5
Длина ракеты, мм 2898
Диаметр корпуса ракеты, мм 235
Размах крыльев, мм 650
Число целевых каналов 1
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см? не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0