http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m-11-shtorm-01.jpg

М-11 «Шторм» (Индекс ГРАУ - 4K60, по классификации МО США и НАТО — SA-N-3 Goblet, буквально «Кубок») — советский зенитно-ракетный комплекс корабельного базирования. Программой кораблестроения на 1959-1965 гг. предусматривалась постройка трех специальных кораблей ПВО проекта 1126 и кораблей радиолокационного дозора проекта 62, предназначенных для эффективной обороны от воздушных атак кораблей проекта 58, 61 и 1123. Характеристики этих кораблей и их средства ПВО, центральное место среди которых должен был занять ЗРК М-31, разработанный НИИ-20 ГКРЭ на основе ЗРК «Круг», были определены в Постановлении Совета Министров СССР от 25 июля 1959 года.

В составе М-31 предполагалось использовать ЗУР КС-42 со стартовой массой около 3,2-3,5 т и длиной 9-11 м. Зона поражения М-31 должна была составлять: до 50-60 км по дальностям и 1-25 км по высотам. Для запуска ракет на кораблях проекта 1126 предполагалось установить двух-балочные пусковые установки СМ-92 (разработки ЦКБ-34), и конвейерные установки на 8 и 10 ЗУР для заряжания пусковых установок и хранения в погребах в заправленном состоянии со сложенными крыльями. Для наведения КС-42 на цель предполагалось использовать антенный пост и СНР ЗРК «Круг», адаптированные для использования на кораблях.
В соответствии с планами, корабль проекта 1126 водоизмещением около 10 тыс. т должен был нести один ЗРК М-31 с двумя пусковыми установками, а также комплекс М-11, создание которого было поручено НИИ-10 Госкомитета по судостроению и ОКБ-2 ГКАТ.

Однако продвинуться в создании М-31 удалось недалеко - 30 мая 1960 года было принято Постановление Совета Министров СССР № 572-158, в соответствии с которым количество намеченных к постройке кораблей проекта 1126 было сокращено до двух, а еще через год эти корабли исключили из кораблестроительной программы. Соответственно были прекращены работы над ЗРК М-31. С этого момента и на два последующих десятилетия статусом наиболее мощного средства ПВО ВМФ стал обладать М-11 «Шторм» - универсальный ракетный комплекс, предназначенный для эффективной борьбы не только с воздушными, но и с надводными целями, типа эсминцев, торпедных катеров и катеров-ракетоносцев. На первых этапах разработки М-11 «Шторм» предусматривалось обеспечение его максимальной преемственности с ЗРК М-1 «Волна», а по возможности и унификации с рядом его элементов. При этом наряду с естественным стремлением вписаться в ограниченные объемы погребов боезапаса кораблей, предполагавшаяся унификация определила и длину ракеты нового комплекса, практически равную реализованной в ракете ЗРК М-1. С другой стороны, по дальности действия новый комплекс не должен был уступать М-2 «Волхов-М» с ракетой В-753, установка которого в конце 1950-х годов была осуществлена на крейсере «Дзержинский».

Основные параметры М-11 «Шторм» были утверждены в Постановлении Совета Министров СССР от 25 июля 1959 года №846-382, где были определены основные тактико-технические элементы корабля проекта 1126, и разрабатываемых для него ЗРК М-31 и М-11. Через год, 22 июля 1960 года очередным Постановлением была подтверждена необходимость расширения этой работы. ЗРК М-11 «Шторм» должен был поражать воздушные цели, летящие со скоростями до 800 м/сек, на высотах от 250 м до 20 км и на дальностях от 3-5 км до 25 км от корабля-носителя. На тех же дистанциях М-11 «Шторм» должен был поражать и надводные цели. При этом в предъявлявшихся требованиях был максимально учтен результат работ, проведенных на «Дзержинском». Так, при постановке задачи по разработке новой ракеты В-611, были предъявлены жесткие требования по ее габаритам и массе - длина ракеты не должна была превышать 6-6.5 м, размах крыльев до 1.7 м, масса не более полутора тонн. Боезапас комплекса должен был составлять 15-20 ракет на пусковую установку ПУ.

Головным разработчиком комплекса М-11, получившего также наименование «Шторм», был определен НИИ-10 Госкомитета по судостроению, главным конструктором - Г.Н. Волгин. Пусковую установку первоначально разрабатывали конструкторы ленинградского ЦКБ-34 во главе с Т.Д. Вылкостом. Уже на начальных этапах работ для М-11 «Шторм» специалистами НИИ-10 было принято решение об использовании радиокомандного наведения, что вполне соответствовало первоначальной концепции нового ЗРК как модернизации М-1. Однако заданное радикальное повышение тактико-технических характеристик потребовало создания практически полностью нового комплекса. В его окончательном виде, введенный в состав М-11 «Шторм» стабилизированный антенный пост стации наведения «Гром», включал две антенны слежения за целью. В то же время их отражатели, в отличие от параболических сегментов антенн у прототипа, были выполнены в виде фрагмента сферической поверхности. Этим обеспечивалось формирование узкого луча для достаточно точного определения трех координат одной антенной.

В результате станция включала два независимых трехкоординатных канала цели. В каждом из каналов применялись два метода определения угловых координат. В одной из плоскостей использовался обзорный метод (по максимуму сигнала в зависимости от ориентации антенны), в другой - моноимпульсный (по разности фаз принимаемого сигнала). Плоскости реализации каждого из этих методов были разнесены на соседних антеннах на 90 град. Другим заметным отличием антенны канала цели стала решетчатая, а не примененная в М-1 более тяжелая сплошная конструкция отражателей. Антенны канала цели располагались непосредственно на передней стенке коробчатого контейнера с элементами электронной аппаратуры, на крыше которого устанавливались две стойки с антеннами канала ракеты. Передача команд управления на ракету осуществлялась через рупорную антенну, размещенную ниже антенн канала цели. Помехозащищенность радиоэлектронных средств комплекса обеспечивалась высокой мощностью передатчика команд, их тройным кодированием и низкой скважностью импульсов.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m-11-shtorm-02.jpg

Создание ракеты В-611 было поручено ОКБ-2, возглавляемому П.Д. Грушиным. Уже первый, выполненный в этой организации анализ требований, предъявленных к новой ракете, показал, что характеристики использованной в составе М-2 ракеты В-753, которые еще в середине 1950-х годов считались пределом возможного, надлежало реализовать в ракете с почти вдвое меньшими размерами. Не менее жестко заказчики из ВМФ настаивали и на том, чтобы в составе новой ракеты использовались только твердотопливные двигатели. Однако уже первые оценки показали, что при использовании твердых топлив, производство которых было освоено к концу 1950-х годов, достичь требуемых характеристик ракеты при ее одноступенчатом исполнении не удастся. Впрочем, и двухступенчатый вариант В-611 не обеспечивал значительных преимуществ: получая требуемую дальность, разработчики должны были обеспечить защиту обороняемых кораблей от отделяемых ускорителей. Для того чтобы примирить возникшие противоречия в процессе создания новой ракеты разработчиками был выполнен ряд поисковых работ, нацеленных на выбор рационального метода радиокомандного наведения ракеты на цель, выбор аэродинамической схемы ракеты и создание максимально эффективной двигательной установки.

Наиболее рациональным для В-611 был признан двухрежимный двигатель, который обеспечивал стартовый и маршевый режим полета ракеты. Первый требовался для ее интенсивного схода с короткой направляющей и быстрого разгона, второй - для поддержания высокой средней скорости полета. Тем не менее, поиск требовавшегося для этого двигателя высокоэффективного топлива вызвал большие трудности. Удельный импульс двигателя с этим топливом должен был составлять 220-230 с - при меньшем значении ракета не долетала на требуемую дальность. Полученный же к тому времени удельный импульс для твердотопливных двигателей ЗУР не превышал 200 с. В свою очередь, развивая идеи, заложенные в ЗУР комплекса М-1, в ОКБ-2 скомпоновали ракету по схеме «утка», с минимальными размерами рулей и приводов. Этот вариант В-611 представили в эскизном проекте в июне 1961 года. Однако в доработанном эскизном проекте, выпущенном в конце 1962 года, В-611 стала ракетой нормальной аэродинамической схемы. Причиной этого стали результаты продувок моделей В-611 в аэродинамических трубах, а также дополнительные расчеты, которые показали, что характерные для новой ракеты величины скоростных напоров могут вызвать реверс элеронов на задней кромке крыльев у ракеты-«утки».

Таким образом, в окончательном варианте В-611 была выполнена по нормальной схеме с Х-образным расположением аэродинамических поверхностей. Размах ее крыльев составил 1,7 м, при этом каждая консоль была выполнена в виде треугольника со срезанной законцовкой. Масса ракеты составила 1833 кг, из которых 125 кг приходилось на боевую часть. Корпус ракеты длиной 6167 мм состоял из пяти отсеков. В первом отсеке длиной располагались радио- и контактный взрыватели, а также антенна взрывателя. Во втором - располагались основные элементы системы управления. В третьем - находилась боевая часть. Четвертый отсек представлял собой корпус твердотопливного ракетного двигателя. Хвостовой отсек ракеты был выполнен в виде усеченного конуса, в котором размещались элементы рулевого привода, расположенные вокруг сопла двигателя с удлиненным газоводом.

Подобная компоновка позволила приблизить твердотопливный заряд к центру масс ракеты, в результате чего его выгорание стало меньше сказываться на изменении ее центровки в процессе полета. Время работы двигателя было соизмеримо со временем полета ракеты на максимальную дальность, что позволило обойтись без использования пассивного участка полета траектории и сопутствующих ему эффектов снижения маневренности и управляемости. Не менее важным при этом было и сохранение работоспособности корпуса двигателя при выполнении ракетой маневров в районе цели. Еще одной новинкой, предложенной в ОКБ-2, стал работавшей на твердом топливе бортовой источник питания (БИП), который вырабатывал переменный и постоянный ток для бортовой аппаратуры ракеты.

15 декабря 1962 года, практически одновременно с выпуском второго варианта эскизного проекта ракеты В-611, на стапеле николаевского завода №444 (в дальнейшем «Черноморском заводе») был заложен первый противолодочный крейсер проекта 1123 - будущий противолодочный крейсер «Москва», спроектированный в ЦКБ-17 под руководством А.С. Савичева, затем А.В. Маринича. По своему назначению, архитектуре, вооружению, техническим средствам и тактико-техническим данным он в корне отличался от всех кораблей, которые когда-либо строились для советского ВМФ, а потому привлекал к себе самое серьезное внимание руководства страны.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m-11-shtorm-03.jpg

Первоначальным графиком работ строительство крейсера «Москва» планировалось осуществить за два с половиной года. В соответствии с проектом, создававшийся для него ракетный комплекс М-11 «Шторм» должен был состоять из двух станций управления оружием, двух пусковых установок ракет и двух погребов с постами контроля и подготовки ракет к пуску. Ракеты должны были размещаться под пусковыми установками в погребах, в вертикальном положении в два яруса, во вращающихся барабанах. При этом каждый ярус вмещал четыре барабана по шесть ракет - по 48 на каждую спаренную пусковую установку. Таким образом, каждый корабль мог нести 96 ракет В-611. В отличие от ЗРК М-1, большие габариты и массы элементов М-11 «Шторм» не позволили разместить его опытный образец на эсминце. В связи с этим было принято решение об использовании для испытаний М-11 одного из ранее построенных крейсеров. Но при этом, в отличие от использовавшегося для отработки М-1 эсминца «Бравый», последующее использование этого опытного корабля в качестве боевой единицы флота не предусматривалось.

Опытным кораблем ОС-24 для отработки элементов М-11 «Шторм» стал один из ветеранов Великой Отечественной войны - черноморский крейсер «Ворошилов» проекта 26, переоборудованный по проекту, разработанному в ЦКБ-17 под руководством Г.И. Власова (проект 33М). При этом с крейсера сняли штатные надстройки, мачты и всю имевшуюся артиллерию, установив станцию наведения и пусковую установку М-11, а также множество стоек, как собственно аппаратуры комплекса, так и систем, обеспечивающих измерения, проверки и прочие операции, не предусмотренные на боевом корабле. Чтобы свести к минимуму демонтажные работы внутри корпуса, большую часть оборудования М-11 «Шторм» разместили в двух новых прямоугольных надстройках. На крыше более высокой носовой надстройки установили опытный образец антенного поста станции «Гром». На нее же опирались две из четырех стоек решетчатой фок-мачты, несшей самую совершенную на начало 1960-х годов трехкоординатную радиолокационную станцию обнаружения «Ангара-А» МР-310. Столь же солидная, но более низкая решетчатая грот-мачта перед второй трубой предназначалась для перспективной станции «Восход» МР-600.

Вновь установленное на ОС-24 радиоэлектронное оборудование значительно увеличило потребности корабля в энергопотреблении. Для решения этой проблемы суммарная мощность Турбо- и дизель-генераторов была практически утроена. Переоборудование «Ворошилова» выполнялось на севастопольском заводе №497 (позднее «Севморзавод»), и завершилось к концу 1964 года. К этому времени В-611 выполнила ряд бросковых пусков, первый из которых состоялся 30 июля 1964 года на полигоне Капустин Яр. Тогда же стало окончательно ясно, что строительство крейсера «Москва» отстает от первоначальных сроков: спуск корабля на воду состоялся только 14 января 1965 года, а окончание его постройки было запланировано на 1967 год. Вслед за ним, буквально на следующий день после спуска «Москвы» на воду, был заложен второй крейсер проекта 1123 «Ленинград».

Испытания элементов М-11 «Шторм» на опытном корабле ОС-24 начались в 1966 году: 14 января был выполнен первый бросковый пуск В-611. В этой серии пусков разработчики столкнулись с проблемой, связанной с эффектом экранирования радиосигналов, поступающих от станции наведения, факелом горячих газов. Для изучения этого явления было выполнено четыре дополнительных пуска, во время которых было уточнено влияние факела двигателя на функционирование радиолинии управления при различном расположении бортовых антенн. После этого было принято решение об установке на пилонах в хвостовой части ракеты двойных антенн канала команд и канала ответа. 27 февраля 1966 года начались пуски В-611 в замкнутом контуре управления, и уже в одном из первых подобных пусков была сбита мишень, летевшая на дальности 26 км и высоте 10.3 км. В следующем пуске был поражен двигавшийся с высокой скоростью катер-мишень, находившийся на дальности 20 км.

В ходе дальнейших летных испытаний проявился еще один недостаток - при пусках В-611 по высотным целям в разреженном воздухе начались высоковольтные пробои в аппаратуре бортового передатчика ракеты, что потребовало соответствующей доработки. Ряд проблем был отмечен и при выполнении ракетой резких маневров на больших высотах, в связи с чем потребовалось внести усовершенствования в метод наведения. В 1967 году к испытаниям М-11 «Шторм» был подключен крейсер «Москва», оснащенный двумя станциями наведения «Гром» и двумя двух-балочными пусковыми установками Б-189 с устройствами хранения и подачи. Оба ЗРК разместили последовательно в носовой части, с превышением пусковых установок и антенных постов второго комплекса над первым. Огромная надстройка с мачто-трубой закрывала кормовые углы, начиная с примерно ±130 град от носа, так что позади корабля образовывалась значительная мертвая зона, в которой «Москва» была беззащитна от атак воздушного противника. В какой-то мере этот недостаток компенсировался возможностью совершения кораблем маневра при своевременном обнаружении целей. Уникальная мачто-труба «Москвы» завершалась стабилизированной крупногабаритной антенной станции обнаружения «Восход» МР-600.

К началу разработки М-11 «Шторм» наиболее совершенная по тем временам РЛС «Ангара» обеспечивала обнаружение летящего на большой высоте бомбардировщика типа Ил-28 на дальности до 150 км. Это считалось достаточным для обеспечения боевой работы М-1, но не для более дальнобойного М-11. Выработка целеуказания для М-11 «Шторм» ставилась в качестве основного назначения станции обнаружения «Восход» МР-600. В ней был реализован ряд новаторских технических решений, в том числе электронное сканирование по углу места. Антенна включала линейный излучатель и отражатель в виде фрагмента цилиндрической поверхности высотой 8,5 м и шириной 7,5 м. Излучатель был выполнен как скрученный пучок волноводов, соответствующих различным частотам излучения и, соответственно, диаграммам направленности. Частота менялась от импульса к импульсу, и в результате, луч быстро перемещался в вертикальной плоскости от одного из 12 фиксированных положений к другому. Разворот луча в горизонтальной плоскости достигался механическим вращением антенны. Кроме основного излучателя и отражателя на вращающейся части антенного поста размещалось еще несколько антенн, включая предназначенные для подавления боковых лепестков диаграммы направленности и связанные с системой государственного опознавания.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/m-11-shtorm-04.jpg

Для середины 1960-х годов эта РЛС обладала очень высокими характеристиками. Так, истребитель типа МиГ-19 мог обнаруживаться ею на дальности до 360 км, а более крупные цели - на дальности 500 км и более. Станция обладала высокой защищенностью как от пассивных, так и от активных помех, а также уверенно обнаруживала надводные цели. Создание «Восхода» стало первым шагом к разработке станций с фазированными антенными решетками. В качестве дублирующего средства крейсер «Москва» был оснащен станцией «Ангара-А» в усовершенствованной модификации МР-310А. Это был опытный образец варианта станции, впервые сопряженной с системой обработки информации с использованием ЭВМ, что позволило вести автоматическое сопровождение 15 целей. В течение 1967 года многие системы крейсера «Москва» - будущего флагмана советского ВМФ, испытывались, сдавались и принимались на вооружение одновременно с кораблем, в том числе и М-11 «Шторм» с ракетами В-611.

По технологии, отработанной при сдаче на вооружение предыдущих корабельных систем ПВО, для обеспечения стрельб зенитными ракетами, с земли запускались самолеты-мишени, которые по условиям безопасности сопровождались двумя истребителями-перехватчиками, которые должны были добить самолет-мишень в случае его отклонения от курса, а также при промахе ракеты или отмене стрельбы. Для обеспечения этих испытаний была выделена эскадрилья самолетов-истребителей, базировавшихся на аэродроме вблизи Феодосии. Однако первые стрельбы В-611 с «Москвы» оказались неудачными. Истребителям пришлось добивать в воздухе несколько мишеней. Вскоре на корабль прибыл директор судостроительного завода А.В. Ганькевич, назначивший участникам стрельб премию в одну тысячу рублей за каждый успешный пуск. Ведь без успешного завершения испытаний М-11 «Шторм» не могло быть и речи о завершении государственных испытаний корабля.

Дело начало выправляться. К середине августа, перед началом Государственных испытаний, оставалось выполнить последнюю стрельбу, к организации которой пришлось опять подключаться директору завода. Неожиданным препятствием стал приближавшийся День авиации, перед которым во избежание аварий или катастроф, были запрещены все полеты военных самолетов. А.В. Ганькевичу удалось пробиться на прием к командующему армии А.И. Покрышкину, который вошел в положение судостроителей и ракетчиков, и дал разрешение на выполнение истребителями полетов. Все это так подняло напряжение среди моряков, разработчиков и испытателей, что перед последней стрельбой на полетной палубе и надстройке крейсера собрались все, кто только мог, искренне переживая за результат столь важного пуска. И когда, первой же парой стартовавших с корабля ракет В-611 воздушная мишень была поражена, ликованию собравшихся не было предела! Государственные испытания М-11 «Шторм» начались в заданный срок.

В ходе государственных испытаний «Москвы» было выполнено 20 пусков ракет, включая 9 телеметрических. Примерно треть из них оказались неудачными. В одном из случаев сказались недоработки в документации, в трех пусках подвела корабельная система управления и еще в трех - бортовая аппаратура ракеты. Четыре пуска В-611 было проведено по имитированным целям, столько же по парашютным мишеням ПМ-6, спускавшимся с высоты 8 км на дальностях до 30 км. Кроме того, состоялись два двухракетных залпа по мишеням Ла-17, летевшим на высоте 8 км, но на удалении чуть больше 20 км, и еще два - по барже, поставленной на том же удалении. Интервал между пусками составлял 40 с, время предстартовой подготовки - 3 мин 40 с. В целом при испытаниях была подтверждена способность комплекса М-11 «Шторм» поражать воздушные цели на дальностях от 6 до 33,5 км, в диапазоне высот от 100 м до 25 км.

Следует отметить, что пуски зенитных ракет с «Москвы» ставили своей основной целью испытания конкретного комплекта вооружения корабля, а не комплекса М-11 «Шторм», который продолжал отрабатываться на ОС-24 и после того как 25 декабря 1967 года первый вертолетоносец был сдан флоту. Окончательно ЗРК М-11 «Шторм» и ракеты В-611 (4К60) были приняты на вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 6 сентября 1969 года №735-231. Практически одновременно с принятием М-11 «Шторм» на вооружение вступил в строй флота и однотипный с «Москвой» крейсер «Ленинград», при испытаниях которого было запущено восемь ракет В-611, в том числе две по имитированной цели, две - по катеру проекта 199, а остальные были запущены двумя двухракетными залпами по беспилотным мишеням Ла-17.

В дальнейшем ЗРК М-11 «Шторм» с пусковыми установками Б-187 установили и на разработанном конструкторским коллективом во главе с А.В. Мариничем тяжелом авианесущем крейсере «Киев» проекта 1143, основной авиагруппы которого стали самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Увеличение почти втрое водоизмещения в сравнении с «Москвой» и «Ленинградом» позволило более рационально разместить зенитные ракетные комплексы - один в носовой части, второй - в кормовой, избежав наличия «мертвой зоны». Целеуказание для этих комплексов, наряду с «Восходом», обеспечивалось станцией «Фрегат». При испытаниях головного корабля проекта 1143 на Черном море, продолжавшихся с 6 мая по 24 октября 1975 года, было выполнено семь пусков ракет В-611 по парашютным мишеням М-6 и катеру-мишени. 15 октября 1977 года начались испытания однотипного «Киеву» авианесущего крейсера «Минск», завершившиеся 18 февраля 1978 года. В процессе испытаний его вооружения было выполнено восемь успешных пусков ракет В-611 по корабельному щиту, мишеням Ла-17М и М-6.

Последним из тяжелых авианесущих крейсеров, оснащенных комплексом М-11 «Шторм», стал «Новороссийск», построенный по усовершенствованному проекту 11433, разработанному в Невском ПКБ под руководством В.Ф. Аникеева, и имевшего ряд заметных отличий от предшественников. В частности, его радиолокационные средства были дополнены двумя станциями обнаружения низколетящих целей «Подкат». Как уже отмечалось, комплекс М-11 «Шторм» первоначально предусматривался и для применения на кораблях ПВО проекта 1126 и на кораблях радиолокационного дозора проекта 62. Однако программа строительства первых была закрыта в 1961 году, а на вторых, в целях унификации с ракетным крейсером проекта 58, комплекс М-11 заменили на М-1. Тем не менее, задача эффективного прикрытия ударных и противолодочных кораблей от ударов с воздуха сохраняла свою актуальность. В связи с этим Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 декабря 1961 года №1180-510 было принято решение о строительстве больших противолодочных кораблей проекта 1134 (БПК), оснащенных противолодочным и противовоздушным вооружением. Каждый из них предполагалось оснастить двумя комплексами М-11 «Шторм» с суммарным боекомплектом из 36 ракет.

Применить М-11 «Шторм» на кораблях проекта 1134 в той же комплектации, что и на противолодочных крейсерах-вертолетоносцах не получилось из-за вдвое меньшего водоизмещения, а также отсутствия, обусловленной применением вертолетов, палубы с высотой над уровнем моря около 17 м. В связи с этим для БПК была разработана новая модификация пусковой установки - Б-187А с одноярусными барабанами и, соответственно, вдвое меньшим боекомплектом. В свою очередь, проработки показали, что при небольшой доработке станции наведения «Гром» (создания новой зеркально-рупорной антенны) можно было обеспечить управление ею и ракетами противолодочного комплекса «Метель». Подобная многофункциональная станция получила обозначение «Гром-М».

Головной корабль проекта 1134А «Кронштадт», разработанный в ленинградском «Северном ПКБ» (ЦКБ-53) под руководством В.Ф. Аникеева, вступил в строй в 1969 году. Расположение пусковых установок Б-187А на оконечностях корабля обеспечивало хорошее сочетание их зон обстрела - до ±142 град от носа для первой пусковой установки и до ±135 град от кормы для второй. Общий боекомплект составил 48 ракет В-611. В дальнейшем на «Заводе им А.А. Жданова» было построено еще девять кораблей проекта 1134А, последний из которых, «Адмирал Юмашев», вступил в строй в 1977 году. К строительству кораблей также подключили и николаевский «Завод им. 61 коммунара». Отсутствие на этом заводе жестких ограничений по габаритам спускаемых кораблей позволило строить на нем усовершенствованный проект 1134Б (разработанный под руководством В.Ф. Аникеева, затем А.К. Перькова), имевший на 20% большее водоизмещение. На этом корабле суммарный боекомплект М-11 «Шторм» был увеличен до 80 ракет за счет применения новых пусковых установок Б-192 с конвейерным, а не барабанным размещением подачей боезапаса. В свою очередь, за счет более громоздкой надстройки носовые углы обстрела уменьшились до ±130 град, а кормовые увеличились до ±150 град.

Модернизация комплекса М-11 «Шторм» выполнялась дважды - в 1969 году в «Шторм-М» с многофункциональными станциями «Гром-М» и в 1986 году - в «Шторм-Н», обеспечивающий поражение аэродинамических целей на малых высотах. Наряду с этим, в начале 1970-х годов были предприняты попытки глубокой модернизации «Шторма» с доведением его максимальной дальности действия до 50 км. Но к этому времени его основные разработчики были загружены работами по созданию комплекса нового поколения С-300Ф, поэтому от радикальной модернизации «Шторма» отказались. В целом, по масштабам развертывания комплекс М-11 «Шторм», который по оценке Главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова стал «становым хребтом противовоздушной обороны флота», примерно вдвое уступал М-1. Всего в течение 1960-1970-х годов было изготовлено 44 комплекса М-11 «Шторм» для ОС-24 и 22 боевых кораблей.

Пусковые установки М-11 «Шторм»
Б-189 - двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в барабанах под ПУ, на двух ярусах, по 2 вращающихся вертикальных барабана на каждом ярусе. Барабан вмещал 6 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком.(ПКР проект 1123 «Кондор» и ТАКР проект 1143)
Б-187 - двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Боезапас хранился в 2 барабанах под ПУ. Барабан вмещал 6 ракет расположенных вертикально и имел один подающий люк. Для пуска следующей ракеты барабан поворачивался, чтобы очередная ракета заняла позицию под подающим люком. (БПК проект 1134А «Беркут-А»)
Б-187А - двухбалочная стабилизированная наводящаяся ПУ тумбового типа с нижней подвеской двух ракет, устройством хранения, подачи и заряжания. Устройство хранения одноярусное контейнерного типа под ПУ. (БПК проект 1134Б «Беркут-Б»)

Ракета В-611 (4К60) комплекса М-11 «Шторм» - зенитная управляемая средней дальности, одноступенчатая, с двухрежимным твердотопливным двигателем и нормальной аэродинамической конфигурацией. Двухрежимный твердотопливный двигатель ракеты обеспечивал её интенсивный старт с короткой направляющей со скоростью 1200 м/с (3,6М) и поддерживал высокую среднюю скорость полета 800 м/с. Время работы двигателя было соизмеримо со временем полёта ракеты на максимальную дальность до 55 км, что обеспечивало отсутствие пассивного участка траектории полёта и увеличивало маневренность и управляемость ракеты при выполнении ею интенсивных манёвров в районе цели. На тех же дистанциях поражалась и надводная цель. Метод наведения ракет — радиокомандный с последующим сопровождением 1 цели через 2 ракеты на траектории их полёта. Подрыв боевой части осуществлялся радиовзрывателем при подлёте ракеты к цели, либо по команде, поступающей от станции наведения. Скорость хода корабля при пусках ракет могла быть до 32 узлов.

Корабельная система управления (КСУ) УЗРК «Гром» включала:
- Центральный прибор управления ракетной стрельбой (ЦПУРС), который обеспечивал управление предстартовой подготовкой, наведение ПУ, одиночную или залповую стрельбу из ПУ и автоматический поворот барабанов для подачи очередных ракет.
- Вычислительное устройство (ВУ), которое обеспечивало приём и обработку информации от двух радиолокационных каналов (антенн), выработку данных стрельбы по одной цели, выработку команд управления для коррекции наведения до 2 ракет на 1 цель одновременно.
- Гировертикаль, которая автоматически выдавала данные учёта углов бортовой и килевой качки в систему управления ПУ.
- Гирокомпаса, от которого данные о курсе своего корабля автоматически поступали в систему управления.
- Лаг выдавал данные о скорости самого корабля.
- Главным средством целеуказания служили корабельные радиолокационные средства освещения воздушной и надводной обстановки.
- Сопровождение цели, подсветка 2 ракет и передача на них радиокоманд осуществлялась через многофункциональный антенный пост 4Р60.
- Выключатели и соединительные ящики для обеспечения питания и разъединения приборов системы управления.
- Станция измерительных приборов, которая обеспечивала контроль параметров сети и распределения электропитания по приборам КСУ.

Корабельная система управления (КСУ) «Гром» имела силовой электрический привод дистанционного автоматического поворота ПУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях, обеспечивала приём одной цели от корабельных радиолокационных средств освещения воздушной и надводной обстановки, предстартовую 220-секундную подготовку ракет В-611 перед пуском, за время которой выполнялась проверка бортовых систем ракет и выдавалось разрешение на пуск до двух ракет. Автоматическое сопровождение одной цели на дальности до 55 км осуществлялось в секторном режиме с помощью двух радиолокационных каналов (двух больших параболических антенн), которые работали для повышения помехозащищённости в различных диапазонах волн и использовали моноимпульсный метод пеленгации (сканирования) цели.

Перемещение сектора сканирования проводилось вращением антенного поста. Полученные координаты цели поступали в вычислительное устройство (ВУ), которое учитывало курс и скорость своего корабля, а также параметры бортовой и килевой качки и решало триангуляционную задачу на вычисление дальности до цели и элементов её движения, причём вычисленные данные с течением времени непрерывно обновлялись и уточнялись. Оператор сообщал ВУ о необходимости пуска и количестве ракет, прибор управления стрельбой производил предстартовую подготовку ракет и осуществлял пуск 1 или 2 ракет. Подача ракет из устройств хранения производилась принудительно с помощью заряжающего устройства, при этом балки ПУ поворачивались перпендикулярно палубе для приёма ракет. После разворота ПУ в направлении цели и подачи оператором команды «Пуск» запускались твердотопливные двигатели двух ракет и они сходили с направляющих с интервалом в 40 секунд, устремляясь в точки встречи с целью.

После схода ракет с направляющих ПУ они захватывались двумя радиолокационными каналами (две малые параболические антенны) телеуправления, которые работали на разных частотах и располагались над большими антеннами сопровождения цели. На одну цель одновременно наводилось до двух ракет. Радиокоманды наведения на две ракеты передавались радиолокационным каналом (одна рупорная антенна) передачи команд, которая размещалась снизу между большими антеннами передней части постамента антенного поста. Точка встречи каждой ракеты с целью рассчитывалась ВУ и постоянно уточнялась, исходя из текущего положения цели относительно ракеты по информации, поступающей от двух малых параболических антенн. При подлёте ракет к цели (на конечном участке полёта) включались радиовзрыватели ракет, режим работы которых задавался командами, поступающими на борт ЗУР от рупорной антенны системы управления «Гром» в зависимости от параметров движения цели.

Радиолокационная станция наведения 4Р60 сантиметрового диапазона волн позволяла определять дальность, азимут и угол места, сопровождать воздушные и надводные цели и управлять 1 или 2 ракетами в полёте с помощью радиокоманд. РЛС работала в секторном 90-градусном режиме по данным от корабельных радиолокационных средств освещения воздушной и надводной обстановки и целеуказания. Она автоматически сопровождала воздушные или надводные цели и управляла ракетами в полёте на дальности до 55 км, а также обеспечивала помехозащищённость системы управления УЗРК М-11 «Шторм».

Основные технические характеристики М-11 «Шторм»
Дальность поражения 7-55 км;
Высота поражения 0,1-30 км;
Max. скорость ракеты 1200 м/с;
Средняя скорость ракеты 800 м/с;
Max. скорость цели 750 м/с;
Длина ракеты 6,1 м;
Диаметр ракеты 0,655 м;
Размах крыльев 2,2 м;
Масса БЧ 125 кг;
Масса ракеты 1844 кг.