http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/a-223-sneg.jpg

Основанием для разработки корабельной пусковой установки ЗИФ-121М было решение Комиссии Совета Министров по военно-промышленным вопросам от 15 марта 1971 года. Конструктивные разработки ЗИФ-121М утвердили 13 января 1972 года. Две опытные установки были изготовлены в 1974 году. Один из образцов прошел заводские испытания с 21 ноября 1974 года по июнь 1975 года. Государственные корабельные испытания опытного образца комплекса А-223 «Снег» были произведены с 13 по 22 августа 1975 года на головном речном артиллерийском корабле проекта 1208 (заводской № 201) на реке Амур в районе Хабаровска. В состав комплекса А-223 «Снег» входили: опытный образец установки ЗИФ-121М (выпуска 1974 года) и опытный образец системы ПУС «Искра-1208».

Система ПУС «Искра-1208» обеспечивала наведение пусковой установки при дальности цели до 10 км, скорости корабля от 0 до 25 м/с и скорости цели от 0 до 30 м/с. Вес ПУС «Искра-1208» 1230 кг. Управление огнем возможно с дальномерного поста или с главного командного пункта корабля. Дальномерно-визирное устройство «Люмен» с лазерным дальномером предполагалось установить после освоения его промышленностью. В ходе испытаний было выполнено 10 стрельб. Из них по видимой береговой цели - 5, по невидимой береговой цели - 4, и видимой морской цели - 1. Средняя скорострельность составила 12-16 выстрелов в минуту, то есть 6-8 выстрелов в минуту на ствол. Все стрельбы по видимым береговым целям успешные. По видимой морской цели выполнена одна стрельба по щиту 5 х 2,15 м. Цель была накрыта, но попаданий в цель не отмечено.

Пусковая установка ЗИФ-121М входит мало отличалась от своего прототипа. Основным отличием было отсутствие автоматического установщика трубки, так как осколочно-фугасные снаряды не имели дистанционных взрывателей. В пусковой установке ЗИФ-121 длительный огонь по понятным причинам не предусмотрен. Но при создании ЗИФ-121М возникли серьезные трудности с обеспечением теплового режима при длительной стрельбе. В конце концов, пришли к режиму 20 залпов, затем перерыв в течение 2-3 минут для охлаждения от системы водяного охлаждения. В боекомплект установки ЗИФ-121М входит штатный армейский снаряд М-14-ОФ, доработанный в части обеспечения безопасности эксплуатации в условиях воздействия сильных электромагнитных полей, создаваемых корабельными радиоэлектронными системами.

Основные преимущества установки ЗИФ-121М по сравнению с установками WM-18 и БМ-14-17, стреляющими также снарядами М-14-ОФ:
а) возможность ведения стрельбы на ходу в условиях качки;
б) исключалась необходимость выхода личного состава на палубу для стрельбы и заряжания;
в) более высокий темп стрельбы;
г) малые размеры верхней (надпалубной) части установки и ее бронирование снижали вероятность поражения установки и боезапаса.

В ходе испытаний на корабле проекта 1208 комплекс А-223 «Снег» испытания выдержал и 17 сентября 1975 года был рекомендован к принятию на вооружение речных артиллерийских кораблей проекта 1208. В 1977 году комплекс был принят на вооружение.

Технические характеристики А-223 «Снег»
Состав:
- пусковая установка ЗИФ-121М;
- 140-мм турбореактивные снаряды М-14ОФ;
- ПУС «Искра-1208».

Пусковая установка ЗИФ-121М - турельного типа двухствольная с подпалубным отделением.
Расчет – 3 чел.
Направляющие: количество – 2, тип – трубчатые, калибр – 140 мм, длина – 1000 мм.
Углы наведения: ГН - +/-170 град., ВН - -12…+64 град.
Угол заряжания: ВН – 90 град, ГН – произвольный.
Скорость наведения: ВН – 25 град/с, ГН – 27 град/с.
Пуск – с места и с ходу.
Скорострельность – 12-16 выстр./мин.
Режим огня – по 20 залпов с перерывом в 2-3 минуты для охлаждения системой водяного охлаждения.
Заряжание – автоматическое. Готовый к стрельбе боезапас – 200 снарядов.
Масса установки: без электрооборудования – 3,3 т, вес электрооборудования – 0,65 т.

Система управления стрельбой ПУС "Искра-1208"
Выдавала необходимые параметры на приводы ПУ и для взведения дистанционных трубок снарядов в автоматическом режиме.
В системе использовалось дальномерно-визирное устройство "Люмен" с лазерным дальномером.
Дальность наведения - до 10 км
Скорость: корабля - 0-25 м/с, цели - 0-30 м/с.
Масса ПУС - 1230 кг