Military storeroom

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Military storeroom » Разведчики » Lublin R-XIII Разведчик-корректировщик


Lublin R-XIII Разведчик-корректировщик

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://www.airwar.ru/image/flags_small/poland_small.gif   Lublin R-XIII

http://www.airwar.ru/image/i/spyww2/lublinr13-i.jpg

Разработчик: Lublin
Страна: Польша
Первый полет: 1931
Тип: Разведчик-корректировщик

Концепция самолета поддержки пехоты для польских ВВС родилась в 1926 году. А в следующем году Департамент Аэронавтики Министерства Обороны Польши объявило конкурс на такой самолет. Согласно его требованиям на будущем самолете должен использоваться двигатель Райт мощностью 220 л.с., вооружен 1 пулеметом у летнаба, иметь скорость в 170 км\ч и короткий старт и посадку. Кроме конструкция крыльев должна быть складывающейся чтобы обеспечить переброску самолетов по грунтовым дорогам..

В конце 1927 года в конкурсе решили брать участие фирмы PWS и Zaklady Mechanichne Plage I Laskiewich. В итоге 28 марта 1928 года фирма PWS получила заказ на постройку двух прототипов и 5 самолетов, а ZMPL решила строить самолет на собственные деньги. В итоге такая стратегия себя оправдала - PWS-5 получил у военных крайне отрицательную оценку.

Зато концепция самолетов R-X - XIV стала крайне удачной для фирмы. В июне 1931 года военные разместили заказ на 50 самолетов Lublin R-XIII. Первые пять машин получили обозначение R-XIIIА и естественно отличались от прототипов. А весной 1932 года самолет No.54-15 был поставлен на поплавки и стал прототипом для будущей серии таких машин.

Летом того же 1932 года началось серийное производство партии из 50 машин в версии R-XIIIB. В 1933 году четыре таких самолета военные передали аэроклубам. Эти самолеты получили следующие гражданские обозначения SP-AFD (#56-12), SP-AND (#56-13), SP-ANF (#56-20) и SP-AKK (#56-48). Уже в апреле два гражданских самолета совершили рекламный полет по маршруту Варшава - Львов - Черновцы - Яссы - Бухарест - София - Белград - Загреб - Вена - Братислава - Прага - Брно - Варшава.

9 января 1932 года был размещен заказ на 3 R-XIIIbis/hidro с деревянными поплавками - для морской авиации. Самолеты были построены в 1932 году и в конце года переданы заказчику. Самолеты имели сменное шасси, что позволяло их использовать и с сухопутных аэродромов.

19 сентября 1932 года фирма получила заказ на 120 R-XIII, в том числе 50 R-XIIIС и 70 в модифицированной версии. R-XIIIС представлял собой дальнейшее развитие R-XIIIВ, но с кольцом Тауненда. А 5 февраля 1934 года было подписано дополнительное соглашение, по которому количество самолетов в заказе увеличивалось с 120 до 170, в том числе 48 R-XIIID, 2 прототипа R-XIIIЕ и R-XIIIF с двигателями мощностью 300 л.с., 95 R-XIIID и 25 самолетов R-XIIIЕ с двигателями G-1620.

Версия R-XIIID была разработана в 1932 году. На ней был опробован ряд новинок, в том числе заслонки двигателя с регулированными жалюзями, кроме того длина самолета увеличилась на 0,25 м. первый экземпляр R-XIIID был передан на войсковые испытания 28 мая и еще два самолета - в августе. Самолеты получили гражданскую регистрацию SP-ANE, -ANG, - AMG. Потом в процессе капитальных ремонтов машины модификаций R-XIIIВ и С были модернизированы до R-XIIID.

Во время подготовки польских летчиков к участию в Challenge 1934 года шесть R-XIIIВ были модернизированы для слепых полетов и получили новое обозначение R-XIIIt. После полетов 1934 года эти машины были возвращены военным. Осенью 1934 года два R-XIIIВ было переоборудовано на R-XIIIt.

В Центре летной подготовки в Деблине четыре самолета R-XIIID были переоборудованы для слепых полетов в полевых условиях.

Несколько экземпляров R-XIII в связной версии без вооружения использовался в 5-й штабной эскадре 1-го авиаполка на аэродроме Мокотовский в Варшаве.

5 мая 1933 года моряки заказали 10 самолетов новой версии R-XIII ter/hidro. Это были машины версии R-XIIID с поплавками типа KZA. Кроме поплавков самолеты могли нести лыжи и колеса. Весной и летом 1934 года эти машины поступили на вооружение Эскадры Речной Пинской флотилии с базированием в Пинске. А когда в 1937 году эскадру разогнали самолеты перегнали в Пучка, где демонтировали.

26 мая 1934 года морское ведомство заказало еще шесть самолетов под обозначением R-XIIIG. Они имели незначительные отличия от R-XIIIter и R-XIIID. Изначально колесные самолеты могли оснащаться металлическими поплавками.

Одна машина из этой серии была модифицирована и получила наименование R-XIIIDr. Это была переработка R-XIIIВ с задней кабиной для перевозки пассажира. Самолет изначально предназначался для дальнего перелета в Австралию, поэтому кроме увеличенных топливных баков на нем стоял авиагоризонт Сперри и другое навигационное оборудование. Дальность полета такого самолета составляла 2500 км. Однако 10 мая 1933 года во время очередного испытательного полета самолет попал в аварию.

В целом R-XIII оказался очень удачным самолетом, имея большую дальность полета и удачные взлетно-посадочные характеристики. В 1933-39 гг было произведено 288 самолетов R-XIII и R-XIV, в том числе 20 поплавковых R-XIII, 15 R-XIV.

Самолеты R-XIII предназначались для взаимодействия с пехотой и артиллерией, могли применяться для разведки, связи. Однако всего шесть самолетов были оборудованы радиостанцией.

В 1932-36 гг были организованы 33 звена взаимодействия с армией по 3 самолета в каждом. Осенью 1937 года эти подразделения были распределены по эскадрам - по два звена в каждой.

С 1936 года R-XIII должны быть заменены на RWD-14, однако процесс производства этих самолетов задержался и фактически до 1939 года даже не начинался.

В 1939 году польские ВВС использовали около 150 R-XIII, в том числе 50 R-XIIID и R-XIIIС в боевых подразделениях, 30 - в летных школах, 30 в резерве и 40 в ремонте.

В сентябре 1939 года на R-XIIIG\hidro морские летчики смогли выполнить только два боевых вылета, пока 8-го числа не был разбомблены.

В сентябрьской войне самолеты R-XIII использовались в интересах наземных войск очень широко. Так до 16 сентября остались только 24 R-XIII, 19 из которых 16-18 сентября были уничтожены чтобы не достаться врагу. Из 55 армейских машин в ходе боев потеряно 50 (причем 7 самолетов стали жертвой дружественного огня) и только 5 были эвакуированы в Румынию. Из учебных эскадр в Румынии оказались 17 R-XIII. Эти самолеты широко использовались румынами в 1940-44 гг.

Один R-XIII (No.56-158) приземлился в районе Ямполя и был захвачен советскими войсками. Еще один самолет перелетел в Словакию, а еще один - в Венгрию.

Модификации :

R-XIIIA первый серийный вариант.

R-XIIIB с усовершенствованной турельной установкой.

R-XIIIC с отличиями по оборудованию.

R-XIIID
презентационный. Первые 6 экземпляров серии D в 1933 году были переоборудованы для показов. Самолеты должны были 3 сентября отправиться в Москву, но из-за сложных атмосферных условий долетели только до Минска, а потом визит отложили.  выпускались с кольцом Тауненда и лобовым капотом на двигателе, коком винта, измененным шасси, новой турелью.

R-XIIIDr
"Синяя птица". Версия самолета, переоборудованная в апреле 1933 года для перелета в Австралию. Главное отличие - дополнительные топливные баки, которые позволяли преодолеть около 2000 км. Кроме того, аппарат получил кольцо Тауненда, металлический пропеллер и радиооборудование. Однако после испытаний из-за малой мощности двигателя самолет в полет не пустили.

R-XIIIF
с мотором G-1620A и иным капотированием двигателя; на самолеты, изготовленные LWS, монтировались двигатели J5.

R-XIIIt
учебно-тренировочная версия для "слепого" полёта по приборам с дополнительным топливным баком, переделанная из серийных машин разных серий. Всего было переоборудовано 17 машин для слепых полетов.

R-XIII (sztabowy)
штабной, приспособлен для перевозки пассажира. Всего переоборудовано четыре R-XIIIB

R.XIIIS (Lacznikowy) гражданская версия, переделанная из серийных машин разных серий.

R.XIV военный учебно-тренировочный самолет.

R.XIX версия с V-образным хвостового оперением ("бабочка").

R.XXIII первоначальное обозначение R.XIIIDr

ЛТХ:
   
Модификация   R-XIIIA
Размах крыла, м   13.25
Длина, м   8.20
Высота, м   2.76
Площадь крыла, м2   24.50
Масса, кг
  пустого самолета   890
  нормальная взлетная   1304
Тип двигателя   1 ПД Skoda-Wright J5AB
Мощность, л.с.   1 х 240
Максимальная скорость , км/ч   177
Крейсерская скорость , км/ч   146
Практическая дальность, км   600
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м   4100
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7.92-мм пулемет Vickers F

0

2

http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-19.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-14.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-9.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-16.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-20.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-17.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-7.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-8.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-10.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-11.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-12.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-15.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-18.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-21.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-13.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-22.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-6.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-23.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-1.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-2.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c7.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c8.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c6.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/spyww2/lublinr13/lublinr13-c1.jpg

0


Вы здесь » Military storeroom » Разведчики » Lublin R-XIII Разведчик-корректировщик


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно