http://www.airwar.ru/image/flags_small/usa_small.gif     S-4

http://www.airwar.ru/image/i/other1/s4-i.jpg

Разработчик: Thomas-Morse
Страна: США
Первый полет: 1917
Тип: Учебно-тренировочный самолет

Компания Thomas-Morse Aircraft, образованная в 1914 году, начинала с лицензионного производства в небольшом количестве самолетов английских фирм Vickers и Sopwith.  В  конце 1916 года Дуглас Томас (В Douglas Thomas) разработал проект легкого учебного самолета с девятицилиндровым двигателем Gnome, который производился по лицензии американской фирмой General Vehicle Company. Прототип самолета поднялся в воздух с аэродрома Ithaca  весной 1917 года, а в июне этого же года его испытали военные в Hampton.

Главным недостатком самолета оказался двигатель, не пригодный для длительных полетов, кроме того Engineering Division составила целый список замечаний к проекту. После выполнения всех замечаний был подписан первый контракт на выпуск ста серийных самолетов S-4B (4276/4375). Первый из заказанных самолетов в взлетел 3 октября 1917 года. В ноябре месяце был изготовлен второй экземпляр самолета.

Вскоре был подписан контракт на производство еще пятидесяти самолетов (41359/41408)  модификации S-4C. Этот самолет отличался системой управления элеронов и установкой одного 7.62-мм пулемета  Marlin. S-4C представлял собой    одноместный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж прямоугольного сечения с полукруглым гарготом, обтягивался полотном. Капот двигателя алюминиевый. Крыло двухлонжеронное деревянное, с полотяной обтяжкой. Элероны только на верхнем крыле. Хорда нижнего крыла несколько меньшей длины. Оперение обычного типа со стабилизатором и килем. Шасси обычное, со сплошной осью и резиновой шнуровой амортизацией.

На первых  S-4C стоял все тот  же Gnome, однако во всех последующих 447 (36509, 38633 38982, 44578 44674)  его заменили на более совершенный и надежный 9-цилиндровый звездообразный ротативный двигатель воздушного охлаждения Le Rhone С-9 мощностью 90 л. с.

В общей сложности было изготовлено 601 модификаций S-4B и C.

После окончания Первой мировой было изготовлено несколько опытных модификаций самолета и всего один серийный вариант - S-4E с крылом большего размаха, двигателем Le Rhone (110 л.с.) и синхронизированным пулеметом. Этот самолет использовался как  учебный истребитель, на нем. впервые устанавливались фотопулеметы для определения результатов учебного боя.

ЛТХ:   
Модификация   S-4C
Размах крыла, м   8.08
Длина, м   6.05
Высота, м   2.46
Площадь крыла, м2   21.74
Масса, кг
  пустого самолета   437
  максимальная взлетная   605
Тип двигателя   1 ПД Le Rhone C-9
Мощность, л.с.   1 х 90
Максимальная скорость, км/ч   156
Крейсерская скорость, км/ч   124
Продолжительность полета, ч.мин
Скороподъемность, м/мин   229
Практический потолок, м   4500
Экипаж, чел:   1

http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-1.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-c1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-c2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-c3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/s4/s4-c4.jpg