https://topwar.ru/uploads/posts/2012-02/1328787154_0009h.jpg

По заданию министерства обороны Франции фирмы «Панар» и «Савьем»/«Рено» разработали прототипы БТР с колесной формулой 4 х 4 и 6 х 6, получившие обозначение VAB (Vehicle de I'Avant Blinde — фронтовая бронированная машина). В 1974 году выбор был сделан в пользу прототипа фирмы «Рено». Первый серийный образец поступил в сухопутные войска Франции в 1976-м, а всего для них было заказано около 4000 машин. Темпы производства составляли 50 единиц в месяц.

БТР VAB принимали активное участие в операции «Буря в пустыне», а также в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Камбодже, Ливане, Руанде, Сомали и Хорватии. VAB имела большой успех и на внешнем рынке. Более 1000 машин было продано за рубеж, в том числе Аргентине. Брунею, Индонезии, Катару, Кот-д'Ивуару, Кувейту, Ливану, Маврикию, Марокко, Норвегии, Оману, Объединенным Арабским Эмиратам и Центрально-Африканской Республике. Крупнейшим покупателем VAB стало Марокко (более 400), которое потеряло часть машин в столкновениях регулярной армии с партизанами движения ПОЛИСАРИО.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-02/1328787142_007.jpg

VAB представляет собой обычный колесный БТР, который обладает большей мобильностью, чем гусеничная машина. Его корпус обеспечивает защиту экипажа от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.

VAB имеет сварной корпус из стальной брони в носовой части которого располагаются водитель и командир, который также ведет огонь из установленного на крыше 7,62-мм пулемета. За ними находится моторно-транс-миссионное отделение, а в корме — десантное, соединенное проходом с отделением управления. Доступ пехотинцев в машину и спешивание осуществляются через две двери в корме машины. В десантном отделении они располагаются вдоль бортов по пять человек лицом друг к другу. VAB является плавающей машиной. Движение в воде осуществляется без всякой подготовки за счет вращения колес или при помощи водометов (устанавливаются по отдельному заказу). Все БТР VAB оснащены приборами ночного видения и системой защиты от ОМП.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-02/1328787178_011.jpg

Вверху. Бронетранспортер VAB 1-го разведывательного полка Иностранного легиона Франции на песчаном холме в Джибути. Эта машина оснащена башней «Мефисто» с четырьмя пусковыми установками противотанковых управляемых ракет НОТ. Внутри машины хранится еще восемь таких ракет.

На базе VAB создано большое семейство машин различного назначения. С 1976 года было произведено более 30 вариантов машины. В это число входят медико-санитарная, командно-штабная, ремонтная и полицейская машины, самоходный 81-мм миномет, транспортер для 120-мм миномета, машина радиационной и химической разведки, самоходные зенитные (со спаренными 20-мм пушками или управляемыми ракетами) и противотанковые комплексы. Последние вооружены противотанковыми управляемыми ракетами НОТ, установленными в башне одного из двух типов, UTM 800 или «Мефисто». Стандартные БТР VAB французской армии оснащены башенкой с 7,62-мм пулеметом. Имеется возможность установки башен с другим вооружением, в том числе 12,7-мм пулеметом, а также 20- или 25-мм пушкой. В ходе эксплуатации БТР VAB французской армией в течение почти 30 лет в различных регионах, в том числе в Джибути, Ираке, Французской Гвиане и Чаде, машина неоднократно подвергалась модернизации. Используя наработанный опыт, фирмы «Рено» и «Меканик Крезо-Лузр» разработали модернизированный вариант машины — VABNG (New Generation — новое поколение). Все подготовительные работы по этой программе завершены, и машина готова к производству.

http://topwar.ru/uploads/posts/2012-02/1328787203_016.jpg

Тактико-технические характеристики БТР VAB
Экипаж 2+ 10 человек
Масса вариант 4x4 — 13,6т, 6x6— 14,8 т
Габариты длина 5,98 м, ширина 2,49 н, высота корпуса 2,06 м
Максимальная скорость по шоссе 110 км/ч
Запас хода по шоссе 600 км
Силовая установка: турбодизельный двигатель с промежуточным охлаждением «Рено» MIDR 062045 мощностью 219 кВт (300 л.с.)
Преодолеваемые препятствия стенка высотой 0,6 м, ров шириной 1,1м (вариант 6x6), водные преграды — вплавь (скорость до 8,5 км/ч}, угол подъема 30 градусов