АРК-1 «Рысь» (индекс ГРАУ — 1РЛ239) — советская РЛС контрбатарейной борьбы, предназначенная для разведки и корректировки стрельбы наземной артиллерии. Разработан в научно-производственном объединении «Стрела» в 70-х годах XX века.

http://www.cris9.armforc.ru/images_1/1rl239/1rl239_z1.jpg
http://www.cris9.armforc.ru/images_1/1rl239/1rl239_z2.jpg
http://www.cris9.armforc.ru/images_1/1rl239/1rl239_z3.jpg
http://www.cris9.armforc.ru/images_1/1rl239/1rl239_z4.jpg
http://www.cris9.armforc.ru/images_1/1rl239/1rl239_z5.jpg

История создания

Работы над эскизным проектом разведывательной радиолокационной станции для РСЗО и миномётов были начаты в июне 1969 года. ОКР «Рысь» предусматривала дальность разведки до 10 км, параллельно с ней был начат аванпроект ОКР «Ястреб-2» по РЛС с дальностью разведки до 60 км. Результаты работ должны были определить дальнейшую судьбу этих проектов.
В мае 1970 года в установленные сроки был сдан аванпроект темы «Ястреб-2», а в третьем квартале закончен и сдан эскизный проект по теме «Рысь». После рассмотрения результатов работы, представители Министерства обороны СССР пришли к выводу о том, что необходимо продолжить дальнейшую работу по теме «Рысь» и до окончания этой ОКР работы по теме «Ястреб-2» приостановить. Сроки закрытия этапа разработки конструкторской документации и изготовления опытного образца были определены постановлением от 28 июня 1970 года, крайний срок был установлен как четвёртый квартал 1975 года.
В июне 1975 года Тульский завод «Арсенал» изготовил первый опытный образец. В ноябре 1975 года после предварительной отладки образец был отправлен на предварительные испытания, а в 1976—1977 годах были начаты государственные испытания машины. Во втором квартале 1977 года испытания были завершены, после чего 14 сентября 1977 постановлением Министерства обороны СССР машина была принята на вооружение.
Серийное производство

Серийно АРК-1 производился на Тульском заводе «Арсенал» с 1981 по 1985 годы, а также на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» с 1983 по 1986 годы.

Описание конструкции

1РЛ239 «Рысь» представляет собой полностью автономный радиолокационный комплекс, оборудованный средствами топопривязки, ориентирования и навигации. Всё оборудование (кроме излучателя, приёмной антенны, излучателя и приёмника доплеровского измерителя скорости) размещено внутри бронированного корпуса многоцелевого тягача МТ-ЛБу. Корпус машины обеспечивает защиту от стрелкового оружия, а также от оружия массового поражения. Питание элементов и приборов РЛС осуществляется через систему отбора мощности двигателя МТ-ЛБу. Работа комплекса заключалась в обработке информации полученных отражёнными радиосигналами от снарядов и ракет. Для облучения снарядов на комплексе за люком механика-водителя находился поворотный радиоволновой излучатель мощностью в 200 кВт, прикрытый куполообразным кожухом из стеклотекстолита. Для приёма отражённых сигналов использовался поворотный радиолокатор линзообразной формы. По отражённым сигналам, описывающим фрагмент траектории, и по заложенными в память характеристикам артиллерийских орудий (как вероятного противника так и собственной артиллерии) и данных топографической привязки, бортовой вычислительный комплекс производил идентификацию снаряда и полный расчёт всей траектории артиллерийского снаряда, неуправляемого реактивного снаряда или оперативно-тактической ракеты с определением позиции орудия/пусковой установки и вероятной точкой падения с точностью в десятки метров.
Экипаж машины состоял из четырёх человек: начальник станции, оператор станции, оператор-связист и механик-водитель. Комплекс создавался во времена, когда отечественная система глобального позиционирования была ещё в стадии разработки. Поэтому топопривязка производилась артиллерийской буссолью ПАБ-2М и оптическим дальномером, перевозившихся в машине. Позиционирование комплекса относительно буссоли производилось съёмным оптическим визиром прикрепляемым на кронштейн по левому борту машины. Данные топопривязки заносились в электронный планшет, являющемся частью бортового вычислительного комплекса, на котором размещалась карта местности. Перед сменой позиции комплекса включался бортовой гирокомпас 1Г25, находившийся в отсеке механика-водителя и доплеровский измеритель скорости, радиоволновой излучатель которого был расположен по правому борту машины и обращён на грунт. Любое перемещение комплекса отображалось на электронном планшете. Перед постановкой на боевое дежурство, в целях предохранения от мощного радиоволнового излучения, экипаж закрывал шторками перископы и закрывал все люки. При постановке комплекса на боевое дежурство (т. е. при включении излучателя) предписывалось не находиться другим военнослужащим ближе чем в радиусе 600 метров от РЛС. Связь обеспечивалась двумя радиостанциями Р-123, одна из которых находилась в отсеке станции, а вторая в отсеке механика-водителя.
Модификации

    1РЛ239-1 — вариант АРК-1

    АРК-1М (индекс ГРАУ — 1РЛ239-1М)

Одновременно с принятием на вооружение базового варианта, Министерство обороны СССР поручило разработку модернизированного варианта машины. Целью модернизации являлся ввод в состав АРК-1 автоматического командного устройства 1А30 и автономного источника питания.
В 1980 году был закончен выпуск конструкторской документации, а в 1983 году были закончены предварительные и государственные испытания, после чего машина была принята на вооружение. Серийно АРК-1М изготавливался Ижевском электромеханическом заводе «Купол» с 1985 по 1991 годы.
Боевое применение

В ходе Афганской войны в составе ОКСВА находилось четыре артиллерийских полка, имевших в своём штате Батарею Артиллерийской Разведки на вооружении которой находилось по одному комплексу "Рысь".
На начальном этапе войны, в ходе крупных армейских операций, были попытки боевого применения АРК-1. Но оказалось что в условиях пересечённой горной местности АРК-1 неэффективен, как в обнаружении артиллерийских позиции противника так и в корректировке огня собственной артиллерии. Основными причинами отказа от дальнейшего применения АРК-1 в боевых операциях послужили — несистематическое применение душманами установок запуска реактивных снарядов (что делало крайне невыгодным постоянные боевые дежурства комплекса), сложность в обеспечении безопасности от радиоволнового излучения для остальных военнослужащих в боевых условиях, ограничение радиогоризонта в горной местности и — главной сложности корректировки артиллерийского огня в горной местности, когда позиция орудия и цель находятся на разных высотах (часто встречаемая ситуация требующая наличия корректировщика огня на переднем крае). В данном случае позиция комплекса, которая по высоте также могла не совпадать с целью и позицией орудия только усложняла корректировку.
...Состоящая на укомплектовании артиллерийских частей РЛС засечки огневых позиций АРК-1 не нашла широкого применения из-за сложности при эксплуатации и наличия при этом большого количества отказов...
— генерал-лейтенант Королев Виктор Сергеевич - "Техническое обеспечение при выводе из Афганистана"

Операторы

    Молдавия — 2 единицы АРК-1, по состоянию на 2012 год
    СССР
    Россия

1РЛ239 «Рысь»
АРК-1 «Рысь» в Техническом музее ОАО «АвтоВАЗ»
Классификация: Артиллерийский радиолокационный комплекс
Производитель: Союз Советских Социалистических Республик
АРК-1: с 1977
АРК-1М: с 1983
АРК-1: с 1981 по 1986
АРК-1М: с 1985 по 1991
Миномётных, км: до 12
Ствольной артиллерии, км: до 9
РСЗО, км: до 16
Миномётов, км: до 14
Ствольной артиллерии, км: до 11
РСЗО, км: до 20
Тип: МТ-ЛБу
Броня: стальная, катанная, противопульная
__________________
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное