Military storeroom

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Military storeroom » Танки » Основные боевые танки западных стран – М1 Абрамс


Основные боевые танки западных стран – М1 Абрамс

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Первый серийный танк М1 «Абрамс» сошел с заводского конвейера танкового завода в г. Лайм (Огайо) в феврале 1980 года. М1 «Абрамс» был первым американским танком, разработанным после окончания Второй мировой войны в соответствии с новыми боевыми концепциями применения. По мнению американских специалистов, по своим боевым характеристикам он превзошел, стоявший на вооружении М60А3 почти в 2 раза. Танк развивал скорость в 72 км/ч по шоссе и до 50 км/ч при движении по грунтовой дороге. Всего с 1980 года было выпущено свыше 10 тыс. танков «Абрамс» различных модификаций. Стоимость танка оценивается в 6 млн. долларов.

«Абрамс» обладает классической компоновкой и отличается достаточно сильным бронированием сварных башни и корпуса. В их передних частях используется многослойное бронирование, которое подобно английской броне «чобхэм», применяемой на танках «Челленджер» и немецком «Леопарде-2» поздних серий. Для «Абрамса» также характерен достаточно большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости, что является дополнительным фактором защиты и снижает его уязвимость от бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных боеприпасов верх ходовой части и борта корпуса прикрыты специальными навесными бронеэкранами. Члены экипажа танка изолированы от горючего и боеприпасов специальными броневыми перегородками, что придает и экипажу и танку дополнительную защиту. Танк не имеет автомата заряжания, поэтому его экипаж состоит из 4 человек: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.

Органы управления танком включают в себя Т-образный штурвал мотоциклетного типа, который связан с автоматической трансмиссией. В верхней части колонки располагается рычаг переключения передач (4 передачи вперед, 2 назад). Регулирование подачи топлива осуществляется с помощью вращения наконечников рукояток рулевой колонки.

Первоначально в бронированной башне кругового вращения ставилось 105-мм нарезное орудие М68Е1, которое было стабилизировано в 2-х плоскостях. Справа от орудия располагаются места командира и наводчика, слева находится место заряжающего. В кормовой части башни в изолированном отсеке в боеукладках находится основная часть боекомплекта орудия (44 снаряда из 55). Доступ к ним открывается только при раскрытии броневых перегородок. Остальные выстрелы находятся в бронированных контейнерах, крепящихся в корпусе танка (8 штук), и на полике башни непосредственно перед заряжающим (3 штуки). В боекомплект орудия входили бронебойные и подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), М735 (сердечник из вольфрама), а также учебные снаряды М737.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-05/1305062849_m1-schema.jpg

Танк получил достаточно современную систему управления огнем (СУО). Основной прицел наводчика объединяет в себе дневной визуальный канал, тепловизор и лазерный дальномер. Дневной визуальный канал обладает переменным приближением (в 3 и 10 крат). У тепловизора так же два уровня приближения (3 и 10), которые позволяют обнаруживать цели в режиме большого (7,5 х 15°) и малого (2,5 х 5°) поля зрения.

При этом отмечается то, что другие члены экипажа имеют куда меньшие возможности по обнаружению целей, по сравнению с наводчиком. Более низкий уровень приборного оснащения водителя и заряжающего оправдан их загрузкой своими непосредственными функциональными обязанностями, а у командира машины – экономией средств. Командир танка мог находить цели либо с помощью окулярного отвода прицела наводчика, либо с помощью командирского перископического монокулярного прицела. Вести наблюдение через последний можно было лишь в дневное время, а монокулярный отвод не давал возможности проводить автономный (независящий от наводчика) поиск целей.

Для обеспечения кругового обзора командирская башенка имеет 6 установленных по периметру смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, обладает достаточно высокой точностью при расчете угловых поправок для стрельбы. Автоматически в него вводятся значения дальности до цели, которые поступают от лазерного дальномера, температура окружающего воздуха, скорость бокового ветра и угол наклона оси цапф орудия. Вручную в него вводится информация о типе снаряда, износе канала ствола, барометрическом давлении, а также поправки на рассогласование направления линии прицеливания и оси канала ствола.

После того как наводчик обнаружит и опознает цель, удерживая на ней перекрестие прицела, он нажимает на кнопку лазерного дальномера. Происходит определение дальности до цели, значение дальности отображается в прицелах командира и наводчика. После этого наводчик выбирает тип боеприпаса, устанавливая четырехпозиционный переключатель в нужное положение. В это время заряжающий заряжает орудие. После чего световой сигнал в прицеле наводчика подсказывает, что пушка готова к стрельбе. Угловые поправки от баллистического вычислителя забиваются автоматически, В качестве недостатка эксперты называют наличие лишь одного окуляра в прицеле наводчика, что повышает утомляемость глаз, особенно при движении боевой машины.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-05/1305062925_m1-abrams.jpg

Моторно-трансмиссионное отделение (МТС) находится в кормовой части танка. Здесь установлен газотурбинный двигатель AGT-1500, который находится в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3В. Выбор именно газотурбинного двигателя американские инженеры объясняют рядом его преимуществ. В сравнении с дизелями той же мощности газотурбинный двигатель имеет меньший объем. Помимо этого он почти в 2 раза легче, обладает относительно простой конструкцией, и более существенным (в 2 - 3 раза больше) ресурсом работы. Такой двигатель лучше удовлетворяет требованиям многотопливности. Наряду с этим называют такие его недостатки, как сложность воздухоочистки и повышенный расход топлива. Стоит отметить, что двигатель мощностью в 1500 л.с. обеспечивает танку М1 «Абрамс» высокую приёмистость — с места до скорости в 30 км/ч он разгоняется за 6 с.

Танки М1 «Абрамс» оборудуются системой защиты от оружия массового поражения, которая обеспечивает подачу очищенного с помощью фильтровентиляционной установки воздуха к маскам членов экипажа. Также она позволяет создать избыточное давление внутри танка, чтобы не допустить попадания внутрь радиоактивной пыли или каких-либо отравляющих веществ. Имеются в распоряжении экипажа приборы химической и радиационной разведки. Поднять температура воздуха внутри боевой машины можно с помощью обогревателя.

Первый усовершенствованный вариант танка появился в октябре 1984 года и выпускался до 1986 года (было выпущено 894 танка). Главным его отличием от оригинала было более совершенное бронирование. Одновременно с этим шли работы по улучшению боевых возможностей танка, в первую очередь его огневой мощи. В результате этих работ на свет появился «Абрамс» М1А1, производство которого было начато в августе 1985 года, а первые серийные машины поступили в танковые части сухопутных войск США в Европе в 1986 году.

Модификация М1А1 получила на вооружение новую 120-мм гладкоствольную пушку западногерманской разработки, которая используется на танках «Леопард-2». Из-за применения орудия большего калибра произошло снижение боекомплекта до 40 выстрелов унитарного заряжания, которые размещаются в специально сконструированной бронированной боеукладке. Большую часть боекомплекта орудия составляют снаряды двух типов: бронебойные подкалиберные с оперенным сердечником и отделяющимся поддоном (производятся из обедненного урана или вольфрама) и многоцелевые (осколочно-фугасного и кумулятивного действия). У всех выстрелов стальной поддон и гильзы со сгорающим корпусом. Была усилена броневая защита башни. В результате всех изменений боевая масса танка возросла до 57 тонн.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-05/1305062934_m1a1_abrams.jpg

В 1988 году началось производство танков М1А1, получивших броню лобовых частей башни и корпуса с включениями обедненного урана. Плотность последнего в 2,5 раза выше, чем у обычной стальной брони. Применение такой технологии, по мнению американских инженеров позволило существенно повысить бронезащиту танка, в том числе от воздействия боеприпасов кумулятивного действия. При этом масса танка с такой броней возросла еще на 1,5 тонны и вплотную приблизилась к отметке в 60 тонн. Специалисты особо подчеркивали, что низкий уровень естественной радиоактивности обедненного урана безопасен для экипажа танка.

Следующий вариант танка М1А2 является дальнейшим развитием существующей машины. Комплекс усовершенствований объединенных под названием «Блок-2» состоит из независимого тепловизионного прицела, который получил командир танка, тепловизионного прибора механика-водителя, бортовой информационной системы со средствами отображения обстановки и новыми лазерными дальномерами.

Независимый тепловизионный прицел сделал возможным одновременную работу командира и наводчика. В то время как командир танка может вести поиск новых целей в условиях задымленности или темноты, наводчик может вести огонь по ранее обнаруженным целям. Тепловизионный прицел размещается на крыше башни перед люком заряжающего, изображение местности (прибор можно поворачивать на 360 градусов) поступает на экран, расположенный перед командирам танка. Использование новой бортовой информационной системы, которая заменила системы управления огнем единым электронным комплексом, включающим процессор обработки сигналов от всех датчиков, блоки управления оружием, индикаторы отображения обстановки, значительно сократило время подготовки танка к выстрелу.

По мнению западных специалистов, танк М1А2 «Абрамс» прибавил в эффективности атаки по сравнению с базовой моделью на 54%, а в подготовленной обороне на 100%. Боевая скорострельность выросла в 2 раза. В ходе дальнейших модернизаций машины планируется использовать новое 120-мм орудие (облегченное) и новые боеприпасы, оснастить танк автоматом заряжания, новой СУО, системой автоматического поиска, обнаружения и опознавания целей и более совершенной подвеской, возможно, гидропневматической.

0

2

Основной боевой танк M1 Abrams – дальнейшие пути развития

Первый американский основной боевой танк сошел с конвейера танкового завода в городе Лайм (Огайо) в феврале 1980 года. С тех пор (в том числе и на экспорт) было выпущено более 10 000 танков всех модификаций. Танк, изначально проектировался для ведения боев в  Европы, однако по-настоящему ему пришлось отличиться во время боев в Ираке. Где, по мнению американских военных, танк проявил себя достаточно эффективно, надежно защищая экипаж от различных средств поражения.

Программы SEP и SEP2

Программа SEP была начата в 1999 году, как цифровая версия модернизации, стоящих на вооружении танков версии М1А2. Данное обновление предусматривало оснащение танка новой броней третьего поколения, без содержания уранового наполнителя, новой полностью цифровой СУО, тепловизионной системой 2-го поколения для наводчика и командира танка с существенно улучшенными возможностями по обнаружению целей в любое время суток. Помимо этого данный комплект модернизации предусматривает оснащение танка вспомогательной силовой установкой для функционирования всех электронных систем без включения двигателя и тепловой системой управления кондиционированием воздуха для электронного оборудования и экипажа. Помимо всего прочего были использованы новые процессоры, увеличен объем машиной памяти, применены новые сетевые коммуникации.

По мнению специалистов, применение тепловизоров 2-го поколения позволило на 70% увеличить четкость, сократить на 45% время на производство выстрела и повысить точность стрельбы. Поставки первых модернизированных М1А2 SEP были начаты уже в августе 1999 года. Всего по данной программе было модернизировано 1150 ранее выпущенных танков М1А2. До нового «цифрового» стандарта были доведены также саудовские М1А2 (контракт на модернизацию первых 60 танков был заключен в 2006 году, началом реализации программы считается ноябрь 2007 года).

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-09/1315374258_m1a2.jpg

Самой последней на сегодняшний день модификацией танка является «цифровая» конфигурация М1А2 SEP v2. Сегодня под новый цифровой стандарт SEP v2 модернизируются ранее выпушенные машины М1А1. Новая версия отличается от предыдущих «Абрамсов» усовершенствованными цветными дисплеями, служащими для отображения тактической обстановки, новыми прицелами с электрооптическим и инфракрасным каналами, новыми <noindex>средствами</noindex> связи, которые совместимыми с сетями пехотных частей и соединений, а также доработанной силовой установкой. Данная модернизация ОБТ предполагает использование ряда технологий, созданных по программе Future Combat Systems (Боевые системы будущего). Данная модернизация предусматривает доведение до «цифрового» стандарта 435 боевых танков М1А1 (находятся на вооружении более 20 лет) и 180 машин М1А2.

Дальнейшее развитие М1А2

В середине 90-х годов автобронетанковое управление армии США представило несколько концепций дальнейшего развития танка М1 «Абрамс». Общим для всех проектов является установка вместо танковой башни дистанционно управляемого орудия, с защищенной броней казенной частью. Данное решение способно значительно уменьшит высоту машины и ее массу. В качестве основного оружия рассматривалось существующее 120-мм гладкоствольное орудие и перспективные электромагнитные орудия разных калибров. Экипаж нового перспективного танка должен быть уменьшен до 2 человек за счет установки автомата заряжения и автоматизации процесса наведения орудия на цель. За счет сэкономленной (из-за отсутствия полноценной башни) массы, предполагается нарастить танковую броню, доведя ее в лобовой части корпуса до эквивалента 1000 мм стальной бронеплиты, а также оснастить танк встраиваемой динамической защитой.

Предполагалось, что подвеска танка будет активной, электромеханической или гидропневматической. Испытания последней проводились еще в 1987-1989 годах на 2-х специально переоборудованных танках. При этом отмечалась возросшая ходовой. В среднем во время испытаний отказ ходовой части выявлялся после 1600 км пробега, а расчетный срок службы оценивался в 10 000 км. Количество дымовых гранат планировалось довести до 80 штук, все они должны были быть размещены внутри танкового корпуса.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-09/1315374262_m1a2-2.jpg

Автомат заряжания и новая экспериментальная машина САТТВ

Еще в 1987-1988 годах в Америке приступили к испытаниям автомата заряжания (АЗ) FASTDRAW, созданного для танка М1 компанией «Вестерн дизайн». Данный автомат состоит из 2-х магазинов карусельного типа с автоматическим устройством подачи и силовым приводом. Автомат обеспечивает хранение, защиту и подачу 36 120-мм танковых выстрелов. Скорострельность танка при его использовании увеличивается до 11,6 выстрелов в минуту. Также данная система, по заявлению компании изготовителя, обеспечивает большую выживаемость экипажа в сравнении с теми решениями, которые сейчас используются в танке «Абрамс». Достигается это за счет меньшей уязвимости боеприпасов. Магазины карусельного типа разделены между собой бронированной перегородкой толщиной в 40 мм, еще одна бронированная перегородка отделяет магазины от внутреннего пространства башни. Данная перегородка оснащена двумя скользящими заслонками, которые значительно меньше по размерам, чем большие раздвижные дверцы в танкам М1А1.

В качестве привода механизма заряжания могут применяться как электрические, так и гидравлические силовые элементы (первые безопаснее). АЗ приводится в действие переключателем выбора выстрела, находящегося у наводчика. Автомат управляется микропроцессором, который указывает место захвата ближайшего требуемого выстрела и дает команду на открытие выходного отверстия. После этого выстрел извлекается, поворачивается и досылается в казенник орудия автоматическим устройством подачи. Также предусмотрен и ручной дублирующий привод, но при его использовании скорострельность заметно снижается до 2 выстрелов в минуту. Основными недостатками АЗ FASTDRAW, по заявлениям компетентных лиц, является сильное утяжеление самой конструкции заряжания в сравнении с ручным (до 60%) и общая недоведенность данной системы в целом.

Несколько обособленно стоит  по созданию экспериментального танка САТТВ (Componets Advanced Technology Test Bed). Целью его создания были демонстрационные испытания в реальных условиях элементов ОБТ, сконструированных для перспективных танков, разрабатываемых в рамках программы A3. Элементы отработанные на этой платформе уже включаются в модернизацию М1А2 и планируются к включению в версию A3.
Предполагалось, что САТТВ будет существовать в 2-х вариантах. Первый – машина, созданная на шасси танка М1А1 (данный образец был готов в 1993 году) и второй – базирующийся на унифицированном шасси, которое в будущем должно было стать базой для перспективного танка.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-09/1315374278_m1a2-3.jpg
Версия танка с необитаемой башней

Главным оружием САТТВ должна была стать 140-мм орудийная система АТАС (Advanced Tank Canon). Данное орудие является вкладом США в четырехстороннюю программу по разработке перспективного основного танка, в которой также принимаю участие Великобритания, Германия и Франция. Данная система состоит из гладкоствольной 140-мм пушки ХМ291, автомата заряжания ХМ91 и семейства боеприпасов калибра 140-мм – ХМ964 (подкалиберный), ХМ965 (кумулятивно-фугасный), ХМ966 (учебный). Дульная энергия данной пушки в 2 раза превосходит показатель 120-мм пушки М256, занимая в статическом положении тот же объем и имея при этом меньшую массу (на 90 кг). Предполагается, что новая пушечная система может оснащаться стволами как 120, так и 140 мм. Они могут заменяться один на другой в полевых условиях в достаточно короткие сроки (около часа).

Реальные перспективы

После многолетних дискуссий по вопросу модернизации ОБТ M1 Abrams, специалисты армии США, похоже, сходятся во мнении, что необходимо ограничиться небольшими и наименее затратными усовершенствованиями танка. Достаточных финансовых средств на масштабную модернизацию нет и, по всей видимости, не будет еще 5-10 лет. Пока что армия США хочет получить танк с меньшей боевой массой (60 тонн против сегодняшних 62 тонн). Для этого необходима разработка новой башни, сопоставимой по массе с танковой башней «Леклерка» (19 тонн).

Впечатляющая боевая эффективность, которую M1 Abrams показал во время иракских компаний, побудила американскую армию повременить с планами скорой отставки данного танка. И сосредоточится на его модернизации с использованием перспективных технологий FCS (Future Combat System). Ни один из предложенных вариантов, разрабатываемых по данной программе не смог продемонстрировать большего потенциала, чем имеющиеся сейчас на вооружении танки. Не так давно программа FCS была свернута.

Основные усилия американские инженеры планируют сосредоточить на работах по созданию новой версии танка М1А3. Предполагается, что вес танка будет существенно снижен, он получит АЗ, новые технологии в виде оптико-волоконных проводов и облегченную версию брони. Новая ходовая и двигатель, также будут способствовать снижению массы. Предполагается, что М1А3 будет весить 55 тонн или даже меньше.

Использованы источники:

www.btvt.narod.ru/3/blok3/blok3.htm
www.sa100.ru/armor/USA/m1_story/m1_story4.html
www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/214/
www.army-guide.com/rus/product429.html
www.alternathistory.org.ua/novyi-variant-m1a3-e3-abrams-budet-imet-menshii-boevoi-ves

0


Вы здесь » Military storeroom » Танки » Основные боевые танки западных стран – М1 Абрамс


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно