http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318002943_art10_2.jpg

15  сентября 1916 года считается первым днем применения танков в бою. И  многим было бы интересно знать, какими они были, эти первые танки. Как и  кем, они создавались. Сегодня я расскажу вам о первом в истории  танкостроения танке, вернее о его прототипе, образце и о его создателе  Александре Александровиче Пороховщикове (1893 – 1942).

А. А.  Пороховщиков с детства проявлял интерес к изобретательству, мало кто  знает что помимо известного «Вездехода», он занимался изобретением  самолетов, одна из его моделей моноплана показанная в 1909 году  заслужила похвалы Н. Е. Жуковского, так же им был изобретен и построен и  прошел испытания в 1914 году двухфюзеляжный самолет – разведчик «Би -  Кок», в 1917 году создан учебный, двухместный самолет П- 4, в период с  1920 по 1923 годы П-4 бис, П-4 2бис, П-5 и П-5 бис. Они были запущены в  серию, многие советские летчики асы герои Отечественной Войны проходили  обучение именно не этих самолетах.

В августе 1914 года А.  Пороховщиков обращается в с проектом своего нового изобретения в Особый  Комитет при Ставке Верховного Главнокомандующего, а в январе  предоставляет подробные чертежи машины. 15 января получает разрешение на  постройку опытного образца.  Ему выделяют необходимые средства,  оборудование, 25 солдат мастеровых и более 20-ти  квалифицированных  рабочих и 1 февраля он приступает к изготовлению опытного образца.   Наблюдать за ходом работ был назначен военный инженер, полковник  Поклевский-Козелло.
           
По  замыслу изобретателя конструкция «Вездехода» была весьма необычна.  Корпус был обтекаемым и планировался герметичным, для возможности  движения по воде, с нишей воздухозаборника  впереди  и многослойной  бронёй, состоявшей из двух стальных листов, один из которых был  цементированным и прокладкой прессованной морской травы между ними,  броня тоже была изобретением А. Пороховщикова опережающим своё время.  Следует заметить, что танки с разнесенным бронированием появились лишь  во второй половине прошлого столетия.  При обстреле с дистанции 50  метров, она выдерживала попадание пули выпущенной как из винтовки, так и  из пулемёта.  Сварной каркас опирался на одногусеничный движитель,  гусеница которого была натянута на четыре барабана, задний барабан  являлся ведущим и приводился в движение 10-ти сильным двигателем через  карданный вал и коробку передач. Боевая масса составляла четыре тонны.   Для предотвращения смещения гусеницы на барабанах были вырезаны канавки,  однако с возможностью продольного проскальзывания проблема так и не  была решена окончательно. Поворот машины осуществлялся с помощью двух  поворотных колёс, размещенных по бокам машины. По твердому грунту машина  передвигалась на заднем барабане и боковых колесах, а на рыхлом грунте  должна была ложиться на широкую гусеничную ленту. При движении по  рыхлому грунту, поворотные колеса должны были по мнению изобретателя  выполнять роль рулей по типу самолетного крыла, но на практике они  только мешали движению, здесь законы движения в воздухе, которые А.  Пороховщиков отлично знал, никак не подходили, попытка поворота  приводила к неминуемой поломке.  18 мая «Вездеход» вышел из ворот  мастерской на испытания по движению на твердом грунте. В ходе которых  показал неплохую для того времени скорость, при гусеничном движении 25  км в час. Переход на колесное движение при этом не производился. На тот  момент на «Вездеходе» не была еще установлена вращающаяся башня и  вооружение, по плану вооружение машины должно было состоять из одного  7,62 мм пулемёта «Максим». Официальная демонстрация была назначена на 20  июля и состоялась на полковом дворе, где машина уже показала более  высокую скорость, но к сожалению это было единственным плюсом. Машина не  оправдала надежд А. А. Пороховщикова и была отправлена на доработку во  время которой так и не  удалось исправить все выявленные недостатки.  Последние испытания были проведены 26 декабря 1916 года. 

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/thumbs/1318002837_tm-01-1-vezdehod.jpg

Недостатков  и недоработок в представленном образце было всё ещё очень много.  Самым  существенным недостатком являлся механизм поворота, его плохая   функциональность, водителю приходилось поворачивать машину вручную, при  помощи шеста. Конструкция ходовой части была признана  неудовлетворительной, сделать её герметичной из-за особенностей ходовой  части не получилось.  Размещение экипажа внутри машины было крайне  неудобным, ввиду очень малого внутреннего пространства. От дальнейших  работ по  этой машине решено было отказаться, Военное ведомство обязало  А. А. Пороховщикова возвратить выделенные на постройку деньги,  а сам образец оправить в ГВТУ. Такова история создания первого в мире  танка, пусть  не удачного и не принятого на вооружение. Однако он  положил начало русскому и советскому танкостроению так же как бот Петра  Великого положил начало могучему  русскому флоту.  Вслед за ним будет  много проектов, удачных и не удачных и у каждого из них будет своя  история. 

Кстати:
С  1917 года Александр  Александрович Пороховщиков — крупный авиаконструктор, возглавлял КБ. В  1941 году репрессирован и расстрелян, полностью реабилитирован спустя 15  лет.
Александр Александрович Пороховщиков это родной дед известного российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова.
     
           
Автор Макс Беляев