Танки серии БТ,  строившиеся серийно в 30-х годах прошлого века, как известно, были  спроектированы на основе машины «Christie 1930» американского инженера  Уолтера Кристи, приобретенной СССР, так как собственное производство  танков в нашей стране в эти годы находилось на довольно низком уровне по  сравнению с мировыми производителями, такими как Англия, Франция и  Соединённые Штаты  Америки. Имея высокие  скоростные характеристики, этот танк  удачно вписывался в военную  доктрину глубокого прорыва, преобладавшую в то время в высшем военном  руководстве страны. 

Как пелось в одной из песен того времени:
«И на вражьей земле мы врага разгромим   
Малой кровью, могучим ударом…»
         
                                                                                                                                                                                                                                                               
Надо  Надо отдать должное инженеру Уолтеру Кристи, его танк получился  действительно быстроходным, но высокую скорость он мог развивать лишь по  дорогам и твердому грунту, однако  боевые действия, как правило,  ведутся не на дорогах. При прорыве глубоко эшелонированной  неприятельской обороны, с прочно и грамотно укрепившимся противником,  перед атакой основных частей обычно проводится артподготовка, которая  превращает местность в подобие «лунной поверхности», и по такому  «ландшафтному дизайну» танковые соединения при поддержке пехоты должны  были идти в прорыв.  Вот тут преимущество танков БТ, которое, казалось  бы, давала им высокая скорость и маневренность, сводилось к минимуму.  Как лёгкий танк поддержки пехоты, он никак не мог выполнять такие  задачи. Это не устраивало многих военных инженеров и конструкторов.  Нужно было разработать и создать не только быстроходный и маневренный  танк, но и обладающий высокой проходимостью. Одним из таких танков по  замыслу талантливого инженера-самоучки, воентехника 2-го ранга Н.Ф.  Цыганова должен был стать танк БТ-ИС (ИС-Иосиф Сталин).

Работы  по созданию этого танка начались в конце 1935 года группой инженеров под  руководством Н.Ф. Цыганова, по поручению командующего УВО И.Э. Якира. В  результате кропотливого и напряженного труда в апреле 1935 года были  разработаны чертежи новой машины, БТ-2 ИС, а также её модель  в масштабе 1:5. По расчетам Н.Ф. Цыганова танк должен был развивать  скорость более 100 км/ч., это было невероятным для того времени, иметь  небольшой (не более 6 метров) радиус поворота и плавный ход.  Основные  изменения коснулись ходовой части машины и бронирования корпуса,  вооружение планировалось оставить прежним. Главной особенностью машины  было оснащение тремя парами ведущих катков, новыми ведущими колёсами  гусеничного движителя и полностью изменёнными элементами подвески. Также  стоит упомянуть об установке на танк дополнительных топливных баков,  что существенно увеличивало запас хода.  Летом 1936 года начались  испытания новой машины, где она показала отличные результаты и превзошла  по проходимости серийные образцы в пять(!) раз. Нарком обороны К.Е.  Ворошилов отдал приказ о продолжении работ по проекту БТ-2 ИС. Однако  руководство Харьковского паровозостроительного завода, на котором  осуществлялся проект, всячески  саботировало его продвижение, и вскоре  все работы по нему были прекращены.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318423688_image001.png
Н.Ф. Цыганов крайний слева, во время работ над проектом

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318423625_image002.png

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/thumbs/1318423653_image003.png
БТ-2 ИС во время испытаний

Но  вскоре Н.Ф. Цыганов вернулся к идее увеличения проходимости танков  серии БТ, и в начале 1936 года начались работы над новым проектом БТ-5  ИС.  В рамках этого проекта планировалось изменить ходовую часть  поступившего на вооружение нового танка БТ-5, так же, как и БТ-2 ИС,  оснастить его тремя парами ведущих колес для повышения проходимости,  увеличить запас хода путём установки дополнительного топливного бака в  кормовой части машины и увеличить бронирование корпуса. Что и было  сделано уже к осени 1936 года всё на том же ХПЗ. На испытаниях машина  развивала скорость 80 км в час на колёсах по твердому грунту, с  лёгкостью преодолевала подъём более 23°, расчетный запас хода, благодаря  дополнительным бакам объёмом более 600 литров, составил 260 и 450 км  при гусеничном и колесном движении соответственно.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/thumbs/1318423643_image004.png

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318423667_image005.jpg
Схема трансмиссии БТ-5 ИС

Но  опять-таки внутренние интриги и нежелание руководства ХПЗ заниматься  усовершенствованием серийных танков привели к тому, что дальнейшего  развития проект БТ-5 ИС не получил.  Н.Ф. Цыгановым было написано  письмо, в котором он описывал ситуацию, сложившуюся вокруг его проекта,  вот несколько строк из него: «Вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ  на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим  начальником Спецмаштреста, на заводе № 48 (Харьков), где тех. директором  был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста  Гаккеля и поставил его во главе производства БТ-ИС. …Фарманьянц -  Замначальника 8-го Гл. Упр. НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС». После  этого письма работы над проектом были продолжены, и к концу 1936 года  было изготовлено 10 машин БТ-ИС на базе лёгкого танка БТ.  В марте 1937  года машины вышли на войсковые испытания, в ходе которых было пройдено  более 1500 км, и здесь танк БТ-5 ИС показал неплохие результаты. Машина  сохраняла подвижность даже при повреждении одной из гусениц и потере  двух катков.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318423533_image006.png

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318423549_image007.png

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/thumbs/1318423564_image008.png
БТ-5 ИС во время испытаний

По мнению комиссии,  следившей за ходом испытаний, танк БТ-5 ИС должен быть принят на  вооружение. Г.Г. Бокисом, в то время начальником АБТУ РККА, было отдано  распоряжение: «… приказываю, Харьковскому паравозостроительному заводу  изготовить пять машин в течение 1937 года, устранить выявленные в ходе  войсковых испытаний недостатки для дальнейшей возможности запуска в  серийное производство». Также проводились работы по установке  усовершенствованной ходовой части на новый танк БТ-7, но в начале 1938  года Н.Ф. Цыганов был арестован, и все работы в над проектом были  свёрнуты.
     
           
Автор Макс Беляев