Новые технологии и  технические решения позволяют значительно повысить характеристики  вооружений или военной техники. Тем не менее, их освоение всегда связано  с множеством сложностей, что нередко мешает полной реализации всех  планов. Кроме того, при освоении новых технологий следует соблюдать  секретность. В некоторых случаях это приводит и к любопытным  последствиям, как это было с советской торпедой 53-56. Базовая  модификация этого изделия стала первой отечественной торпедой с  кислородным двигателем, а поздние версии остались в истории в качестве  последних парогазовых торпед. Причиной этого стали именно секретность и  проблемы с новыми агрегатами.

В конце сороковых и начале  пятидесятых годов советские специалисты занимались анализом трофейной  немецкой документации, а также проводили свои собственные исследования.  На базе своего и заимствованного опыта, а также с использованием готовых  агрегатов создавались новые образцы торпедного вооружения. Именно такой  подход, в частности, позволил усовершенствовать имеющиеся электрические  торпеды, а также создать первую отечественную торпеду с системой  самонаведения. Одним из главных направлений работ при этом было создание  новых силовых установок с повышенными характеристиками.

Еще в  середине сороковых годов, вскоре после окончания Великой Отечественной  войны, специалисты Научно-исследовательского минно-торпедного института  (НИМТИ) занялись тематикой кислородных тепловых двигателей. Такие  силовые установки являлись дальнейшим развитием существующих парогазовых  машин и должны были отличаться от них некоторыми особенностями. В  частности, применение чистого кислорода вместо сжатого воздуха позволяло  исключить выброс парогазовой смеси, образующей на поверхности воды след  из пузырьков. Таким образом, кислородный двигатель, как и  электрический, позволял создать новую бесследную торпеду, не  раскрывающую свое местоположение и не демаскирующую подлодку-носитель.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1457963012_53-56-2.jpg
Торпеда 53-56В - внешне ничем не отличается от 53-56 КИТИ. Фото Militaryarms.ru

Примерно  в конце сороковых или начале пятидесятых в НИМТИ был разработан  предварительный проект перспективной торпеды с новой силовой установкой.  Этот проект прошел ряд необходимых проверок, после чего была  изготовлена опытная торпеда калибра 533 мм. Прототип прошел испытания,  по результатам которых были определены дальнейшие пути развития  имеющегося проекта. Вскоре после завершения этого этапа работ проект был  передан конструкторскому бюро завода №175 (бывший «Красный прогресс»,  г. Токмак). Дальнейшую разработку нового проекта осуществляла именно эта  организация при определенной помощи со стороны профильных институтов.  Проект перспективной кислородной торпеды получил условное обозначение  «Изделие 227». Главным конструктором был назначен А.Б. Тополянский.

Работы  по новому проекту заняли несколько лет и продолжались до середины  пятидесятых годов. За это время были решены основные вопросы, касавшиеся  конструкции силовой установки, а также проверены предлагаемые  технические решения. К середине десятилетия проект был готов к сборке и  испытаниям опытных торпед. По имеющимся данным, разработка нового оружия  затруднялась из-за сложностей с отработкой двигателя нового типа. При  этом в качестве основы для машины новой торпеды было взято существующее  изделие. Кислородный тепловой двигатель создавался на базе парогазовой  машины торпеды 53-51. Несмотря на использование готовых агрегатов,  перевод двигателя на новый окислитель был связан с определенными  проблемами.

Первый вариант «Изделия 227» должен был стать  «традиционной» прямоидущей торпедой без систем самонаведения. При этом  предполагалось применение кислородного теплового двигателя,  обеспечивающего движение без образования следа на воде. Таким образом, с  точки зрения конструкции новая торпеда могла считаться переработанной  версией существующего оружия предыдущих моделей.

Торпеда нового  типа получила стандартный цилиндрический корпус с полусферической  головной частью и коническим хвостовым обтекателем. На последнем  предусматривалась Х-образная конструкция с рулями, внутри которой  расположили два соосных гребных винта. Компоновка внутренних объемов так  же была традиционной. В головной части корпуса разместили боевое  отделение с зарядом взрывчатого вещества и взрывателем, за ними  находился крупный резервуар для сжатого кислорода. Кормовое отделение  вмещало баки для керосина, пресной воды и масла, а также  парогазогенератор, двигатель и аппаратуру управления. Торпеда имела  калибр 53 см и общую длину 7,45 м. Вес изделия в сборе достигал 1900 кг.

«Изделие  227» получило боевое отделение с 400-кг зарядом. Для подрыва заряда  предлагалось использовать новый оптический неконтактный взрыватель типа  НВ-57. Это изделие должно было инициировать подрыв боевой части при  проходе торпеды на небольшом расстоянии от цели. Реагируя на изменение  света, попадающего на датчик, взрыватель должен был производить  обнаружение цели и давать команду на подрыв. При помощи этого  компенсировались небольшие промахи.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1457963080_53-56-1.png
Компоновка торпеды 53-56. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000.

В  кормовом отсеке торпеды разместили кислородный тепловой двигатель,  созданный на основе машины торпеды 53-51 В составе этого устройства  присутствовали парогазогенератор и поршневая машина с двумя цилиндрами  горизонтального расположения, соединенными с кривошипно-шатунным  механизмом и двумя соосными гребными винтами. Во время работы  парогазогенератор двигателя должен был сжигать керосин (в качестве  окислителя использовался кислород), а затем смешивать получившийся газ с  пресной водой. Образованная парогазовая смесь подавалась в цилиндры и  взаимодействовала с поршнями, вращая гребные валы.

Примененная  силовая установка позволяла «Изделию 277» развивать скорость до 50  узлов. При необходимости можно было устанавливать другой режим работы  машины, при котором скорость доходила лишь до 40 узлов. На первом режиме  дальность хода составляла 8 км, на втором – до 13 км.

Для  торпеды «Изделие 227» была разработана новая аппаратура, отвечавшая за  удержание на заданном курсе и на нужной глубине. Принципы ее работы, по  имеющимся данным, остались прежними. За контроль глубины отвечал  гидростат, а для отслеживания изменения курса использовался  гироскопический прибор. При определении отклонений от нужного курса эти  устройства выдавали команды на рулевые машинки, которые возвращали  торпеду в правильное положение.

В 1955-56 году завод №175  завершил проектные работы, после чего изготовил опытные торпеды нового  образца. Испытания завершились успешно, после чего торпеду приняли на  вооружение. В соответствии с принятой в то время номенклатурой, изделие  получило новое обозначение 53-56 – торпеда калибра 53 см, обр. 1956 г.  Кроме того, встречается название 53-56 КИТ («Кислородная торпеда»),  относящееся к первой модификации изделия. Серийное производство такого  оружия было поручено заводу им. С.М. Кирова (г. Алма-Ата).

По  некоторым данным, полноценное серийное производство новых торпед  началось далеко не сразу. К моменту начала сборки серийных торпед проект  53-56 сохранял некоторые недостатки, которые пришлось ликвидировать уже  после официального принятия на вооружение. Все эти проблемы сказывались  на основных характеристиках оружия, а также на его надежности. На  исправление недостатков и освоение производства боеспособного оружия  понадобилось некоторое время, после чего стартовали поставки торпед  флоту. Носителями новых торпед стали надводные корабли и подлодки  различных типов, оснащавшиеся 53-см торпедными аппаратами.

Торпеда  53-56 отличалась от предыдущего отечественного оружия своего класса  более высокими характеристиками, обеспечивавшимися новой силовой  установкой. По этой причине было решено оставить базовый вариант 53-56  КИТ только для вооружения советского флота. На экспорт, в свою очередь,  предлагалось поставлять изделия новой модификации. По другим данным,  новый проект предлагалось разрабатывать из-за технических проблем с  имеющимся оружием. Разработка новой версии оружия стартовала в начале  шестидесятых годов в конструкторском бюро завода №175. Этот проект  получил обозначение 53-56В или «Изделие 275».

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1457963089_53-56-1.jpg
Поршневой двигатель, использовавшийся на торпедах 53-51 и 53-56 разных модификаций. Фото Militaryrussia.ru

В  качестве основы для изделия 53-56В были взяты базовый проект 53-56, а  также существующие парогазовые торпеды 53-39ПМ и 53-51. У кислородной  торпеды была заимствована почти вся конструкция, за исключением  некоторых элементов силовой установки, которые были взяты у 53-39ПМ и  53-51. Так, вместо резервуара для кислорода был установлен 647-литровый  бак для сжатого воздуха. Прочие емкости остались на своих местах. В  результате этого появилась новая торпеда с парогазовым тепловым  двигателем, который, в отличие от кислородного, уже не был тайной, а  также был проверен на практике. Следствием такого подхода к  конструированию стало некоторое сокращение характеристик.

Торпеда  53-56В отличалась от кислородного прототипа общей длиной, увеличившейся  до 7,74 м. Калибр и вес, в том числе масса боевого отделения, остались  прежними. Скорость торпеды составляла 40 или 50 узлов. За счет меньшей  эффективности парогазового двигателя в сравнении с кислородным  максимальная дальность хода новой торпеды составляла лишь 8 км. На  максимальной скорости дальность сокращалась вдвое.

После  прохождения всех необходимых испытаний торпеда 53-56В была принята на  вооружение и поставлена в серийное производство. Кроме того, ее  предложили зарубежным заказчикам. Точные сведения о поставках 53-56В  зарубежным странам отсутствуют. По некоторым данным, подобное оружие  заказывала Индия, однако в других источниках упоминается, что индийским  ВМС поставлялись торпеды других модификаций.

Имеются сведения об  использовании торпед 53-56В военно-морским флотом Советского Союза. В  нашей стране это оружие использовалось в учебных целях и рассматривалось  качестве дешевого аналога кислородной 53-56 КИТ. Таким образом, флот  получал возможность подготовки личного состава и проведения  учебно-боевых мероприятий без расхода ресурса сравнительно дорогих  торпед. Кроме того, в некоторых источниках упоминается, что новая  парогазовая торпеда отличалась от кислородного прототипа большей  надежностью, что так же могло сказаться на подходах к эксплуатации  оружия.

В середине шестидесятых годов военно-морские силы  Югославии заказали Советскому Союзу разработку модификации торпеды  53-56В с системой самонаведения. Разработка такого оружия была поручена  НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Этот проект получил обозначение  «Изделие 274» или 53-56ВА.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1457963076_53-56-3.jpg
Торпеда 53-56ВА. Хорошо видны крепления схемной крышки гидроакустической антенны. Фото Militaryrussia.ru

Для  выполнения заказа дружественного государства пришлось значительно  переработать конструкцию базового изделия. Так, боевое отделение было  уменьшено, а в высвобожденный объем установили систему самонаведения,  аналогичную применявшимся на других торпедах того времени. Головной  обтекатель корпуса получил спрямленную переднюю часть, на которой  смонтировали гидроакустическую антенну с несколькими приемниками. Для  уменьшения уровня помех антенну прикрыли дополнительным легким  обтекателем. По имеющимся данным, система самонаведения обеспечивала  поиск цели только в одной плоскости и реагировала на цель на дистанции  до 600 м. Таким образом, торпеда могла применяться только против  надводных кораблей.

Самонаводящаяся торпеда 53-56ВА оснащалась  уменьшенным боевым отделением весом 260 кг. За счет этого и некоторых  других доработок общий вес оружия сократился до 1875 кг. Для обеспечения  работы самонаведения и сокращения шума собственных агрегатов была  уменьшена мощность главной машины, что привело к сокращению скорости.  «Изделие 274» могло идти к цели со скоростью 29 или 32 узла. При этом  дальность хода составляла 11 или 10 км соответственно.

Адаптация  имеющихся систем самонаведения к установке на парогазовую торпеду была  связана с рядом заметных проблем. Из-за этого, в частности, несколько  раз сдвигались сроки сдачи готового изделия заказчику в лице ВМС  Югославии. После ряда трудностей работы были завершены только в 1966  году. Тогда же заказчику отправили первую партию серийных торпед. В  дальнейшем изделия 53-56ВА были заказаны Индией. Также имеются сведения о  поставках подобных торпед ВМФ СССР.

Первая торпеда семейства  53-56 была принята на вооружение в середине пятидесятых годов. В  дальнейшем появились новые модификации этого оружия, отличавшиеся типом  силовой установки и использованием системы самонаведения. Оружие всех  трех модификаций поставлялось отечественному флоту, а изделия с литерами  «В» и «ВА» также отправлялись на экспорт. Известно, что производство  подобных торпед продолжалось, как минимум, до середины семидесятых  годов. На вооружении советского военно-морского флота они оставались до  начала или середины восьмидесятых.

При разработке торпед  семейства 53-56 был решен ряд важных конструкторских задач, что привело к  освоению новых технологий и появлению оружия с высокими  характеристиками. Так, базовое изделие линейки 53-56 КИТ осталось в  истории отечественного минно-торпедного вооружения в качестве первой  серийной торпеды с кислородным тепловым двигателем. В дальнейшем  подобные силовые установки использовались на ряде других торпед, часть  которых эксплуатируется до сих пор. Последняя торпеда семейства,  53-56ВА, так же заняла нтересное место в истории. Это была последняя  отечественная торпеда, оснащенная парогазовым двигателем. К середине  шестидесятых годов, когда она была разработана, подобные силовые  установки уже считались устаревшими. В дальнейшем конструкторы  торпедного вооружения перешли на более новые и совершенные системы, при  создании которых активно использовались наработки по проекту 53-36 КИТ.

По материалам:
http://wunderwafe.ru/
http://submarine-at-war.ru/
http://militaryarms.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-475.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003

Автор Рябов Кирилл