http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo/Mk24-Tigerfish-01.jpg

В 1959 году научно-исследовательский центр подводного оружия британских ВМС начал разработку управляемой торпеды. Амбициозный проект получил имя «Project ONGAR» в честь конечной станции лондонской подземки - разработчики считали, что их детище станет увенчанием развития торпедного оружия. 533-мм тяжелая торпеда должна была быть двухцелевой (то есть рассчитанной на поражение надводных и подводных целей), дальноходной, со скоростью до 55 узлов (102 км/ч), боевой частью большого могущества, высокой точностью поражения.

Дальноходность торпеды и сохранение носителем свободы маневрирования должны были снизить уязвимость самой подводной лодки. Торпеда разрабатывалась самонаводящейся. Поскольку наиболее надежное для водной среды акустическое самонаведение действенно на дальности 1-3 км, выбрали комбинированную систему управления - телеуправление на начальном и среднем участке и самонаведение на конечном участке траектории. Телеуправление позволяет выстреливать торпеду по текущему пеленгу цели - не дожидаясь данных о параметрах ее движения - и тем самым сократить время на подготовку к выстрелу.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo/Mk24-Tigerfish-02.jpg

Долгий проект, который флот надеялся реализовать силами «Ройал Нэви Торпедо Фэктори» и торпедно-испытательной станции, зашел в тупик к концу 1960-х. В 1972 году заказ на разработку передали фирме «Плесси». Пришлось пойти на снижение требований - замена теплового двигателя на электрический, например, привела к снижению скорости хода. В 1974 флот получил торпеду для испытаний. После многочисленных доводок ее в 1979 году приняли на вооружение под обозначением Mk.24 Mod.0 и именем «Tigerfish» (так именуют, например, грозного трехполосого терапона, дальнего родственника пираньи). В 1980-м торпеду начали поставлять флоту, причем только как противолодочную - для борьбы с надводным кораблями предпочтение отдали крылатым ракетам. Но и требованиям к противолодочной торпеде Mk.24 Mod.0 удовлетворяла уже не полностью - ее допустимая глубина погружения была меньше рабочих глубин новых советских атомных подводных лодок.

Двухцелевую модификацию Mk.24 Mod.1 с увеличенной до 440-450 м глубиной погружения приняли в 1978 году для ограниченного использования - торпеды просто не смогли пройти всей положенной программы приемных испытаний. До 1981-го шло постепенное доведение выпущенных торпед Mk.24 Mod.0 до стандарта Mod.1. Однако флот не удовлетворяла низкая надежность торпед. Развернули программу совершенствования, увязанную с улучшением системы наблюдения, управления огнем и борьбы за живучесть корабля (TCSS10 & DCB). Основным подрядчиком выступала компания «Marconi», субподрядчиками - «Ферранти Компьютер Системз» и «Грешам Лайон». Наконец, в 1986 году появилась существенно улучшенная модификация Mk.24 Mod.2 - компании «Marconi» удалось вдвое повысить показатели надежности торпеды. В результате к 1987-му все 600 выпущенных Mk.24 довели до стандарта Mod 2.

Торпеда Mk.24 снабжена двухрежимным электродвигателем, приводящим во вращение два соосных противоположно вращающихся гребных винта. Питание электродвигателя - от мощных серебряно-цинковых аккумуляторных батарей. Корпусу из алюминиевого сплава приданы обводы, уменьшающие шумность при движении в воде. Торпеда управляется по бронированному кабелю, сматывающемуся с вьюшек, размещенных на торпеде и на подводной лодке. На борту торпеды расположен цифровой вычислитель, который обменивается с боевой информационно-управляющей системой лодки данными о состоянии систем торпеды, показаниях датчиков и сигналами от гидроакустической системы (ГАС). То есть торпеда служит лодке как бы вынесенной ГАС. Это позволяет автоматически и по командам оператора корректировать траекторию движения торпеды, выбирать варианты наведения и переключать режим скорости - поисковый или догонный. Поисковый режим, наиболее экономичный и наименее шумный, позволяет торпеде выйти в район цели и «захватить» ее, догонный включается для быстрого сближения с целью. На участке телеуправления торпеда может быть перенацелена.

После захвата цели активно-пассивной трехкоординатной ГАС торпеды и получения надежного гидроакустического контакта начинается самонаведение. Кабель управления при этом сбрасывается и с торпеды, и с лодки, чтобы не мешать движению той и другой. По мере приближения к цели в активном режиме самонаведения частота посылок гидроакустической системы, находящейся под управлением бортового вычислителя, увеличивается - таким образом увеличивается и точность наведения. Управление движением торпеды производится рулями глубины и направления, расположенными в хвостовой части, с помощью гидравлических рулевых машин. Стабилизацию по крену обеспечивают элероны выдвижных боковых килей в средней части корпуса. Боевая часть снаряжена традиционной «торпедной взрывчаткой» - «торпекс» - и снабжена контактным и неконтактным взрывателями. Mk.24 «Тайгерфиш» запускалась из стандартного 533-мм аппарата. Кроме боевой выпускались специальные технологические и учебные торпеды.

Тяжелая торпеда Mk.24 «Tigerfish» оставались вооружением британского подводного флота - многоцелевая атомная подводная лодка типа «Свифтшур», например, несла 20 таких торпед. Британские Королевские ВМС сняли Mk.24 «Tigerfish» с вооружения в 2004 году - ее сменила управляемая универсальная «Спирфиш» того же калибра. Единственным иностранным покупателем Mk.24 «Tigerfish» стала Бразилия, выбравшая их в 1982-м для оснащения подводной лодки, строящейся в ФРГ. В 1990-м чилийская «Кардоэн Индастриз» приобрела лицензию на производство Mk.24 «Tigerfish» для флотов стран Латинской Америки, но заказы, по-видимому, поступили только от Бразилии.

Технические характеристики Mk.24 Mod.1

Калибр, мм 533
Длина, мм 6464
Система управления - телеуправление (ТУ) по проводу + активно-пассивное акустическое самонаведение (СИ)
Дальность действия системы управления, км ТУ - 18,5, СН - 1,4
Общая масса, кг 1550
Масса заряда, кг 134-340
Силовая установка - электрическая двухрежимная
Скорость хода, км/ч (уз.)
- 44 (24) - медленный ход
- 65 (35) - быстрый ход
Дальность хода, км
- 39 медленным ходом
- 13 быстрым ходом
Глубина погружения, м 365