http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/torped-53-65-01.jpg

В январе 2015 года американский журнал The National Interest упомянул противокорабельные торпеды «типа 53-65» в числе пяти систем российского вооружения, «которых Америке стоит опасаться». 533-мм торпеды в советском флоте традиционно обозначались индексом «53» (по калибру, измеренному в сантиметрах). Даже с учетом привычки американских аналитиков запугивать налогоплательщика такая оценка для оружия, принятого полстолетия назад, более чем лестна. Самонаводящиеся тепловые торпеды «53-65» составили важный этап в развитии отечественного торпедного вооружения.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/torped-53-65-03.jpg

После Второй мировой войны в области торпедного вооружения, с одной стороны, возрос интерес к управляемым торпедам, в том числе - самонаводящимся. С другой - широкое распространение получили парогазовые энергосиловые установки с применением сильных окислителей: кислорода и перекиси водорода. В СССР головным предприятием по разработке тепловых торпед с подобными установками стал филиал ленинградского НИИ-400 в г. Ломоносов (позже НИИ «Мортеплотехника»). В 1958 году здесь под руководством Д. А. Кокрякова начата разработка скоростной самонаводящейся торпеды ССТ. В ходе разработки использовался опыт, накопленный при создании первой отечественной дальноходной самонаводящейся бесследной торпеды (в дальнейшем будет принята на вооружение под обозначением 53-61). Разработку системы самонаведения для ССТ в филиале НИИ-400 вел Е. Б. Парфенов, приборов управления - Ю. В. Власов, взрывателя - А. Т. Скоробогатов, мощного турбинного двигателя - А. И. Тарасов и В. В. Лежнев. Опытные торпеды проходили испытания на пристрелочных станциях на озере Иссык-Куль и на Черном море (в Феодосии). В 1965 году торпеда прошла государственные испытания и была принята на вооружение ВМФ под обозначением 53-65. Ею вооружались как надводные корабли, так и подводные лодки.

УСТРОЙСТВО ТОРПЕДЫ 53-65

В головной части торпеды размещена аппаратура активной акустической системы самонаведения (ССН) с вертикальным лоцированием кильватерного следа корабля-цели. Зафиксировав кильватерный след, торпеда поворачивает в сторону движения цели и ведет поиск, двигаясь «змейкой», корректируя направление и сближаясь с целью. Такая система обеспечивает высокую надежность и точность наведения, в том числе на маневрирующую цель, скрытность выполнения атаки. Активный режим самонаведения (по принципу активной гидролокации) обеспечивает также поражение неподвижной цели. За аппаратурой ССН располагается боевая часть с электромагнитным неконтактным взрывателем. Далее расположены резервуары для горючего (керосин) и окислителя (маловодная перекись водорода). За ними - отсек энергосиловой установки, где размещен двухрежимный турбинный двигатель 2ДТ с двумя камерами сгорания и воздушный резервуар.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo2/torped-53-65-02.jpg

В хвостовой части установлены два соосных шестилопастных гребных винта и рули глубины и направления. Турбина двигателя приводится во вращение парогазовой смесью, образуемой при сгорании топлива. Продукты сгорания выбрасываются за борт на удалении от органов управления, при этом пар конденсируется, двуокись углерода быстро растворяется в воде, в результате газообразные продукты не влияют на работу винтов и рулей и не достигают поверхности воды, что делает торпеду трудно обнаружимой по следу. Возможны два режима скорости хода. При скорости 68,5 узлов (1-й режим) торпеда 53-65 оказалась самой быстроходной и обеспечивала поражение любых надводных целей вдогон. Глубина хода управляется гидростатическим аппаратом.

В 1969 году выпущена модернизированная торпеда 53-65М (МА) с увеличенной эксплуатационной надежностью энергосиловой установки. В 1973 году на вооружение принята торпеда 53-65А (ССТ-2), разработанная для применения с атомных подводных лодок проекта 705. Мощность двигателя увеличена, но главной новинкой стал автоматизированный ввод в систему управления торпеды данных стрельбы с центрального поста лодки.

СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ: 53-65К

Параллельно с созданием в НИИ-400 торпеды 53-65М на Алма-Атинском машиностроительном заводе им. С. М. Кирова, производившем 53-65, под руководством Д. С. Гинзбурга в инициативном порядке была разработана торпеда с однорежимным кислородным турбинным двигателем 2ТФ (двигатель разработан тем же филиалом НИИ-400). Быстроте и успеху разработки фактически нового образца способствовало предложение инженера завода Е. М. Барыбина об использовании серийно выпускавшихся узлов и деталей других торпед (53-65, 53-61, 53-58, 53-56ВА). Разработка получила поддержку специалистов ВМФ. Торпеда принята на вооружение в 1969 году под обозначением 53-65К, хотя ряд специалистов относит 53-65К уже к следующему поколению самонаводящихся тепловых торпед.

53-65К превзошла 53-65М (МА) по эксплуатационным качествам. Двигатель с применением кислорода в качестве окислителя менее пожаро- и взрывоопасен, чем перекисный, и допускает значительно больший срок хранения готовой торпеды в торпедном аппарате. Самонаведение обеспечивала та же активная акустическая система с локацией кильватерного следа. Наличие прибора курса, обеспечивающего установку угла поворота торпеды в любой точке траектории, позволяло вести торпедную стрельбу при любых курсовых углах цели от 0 до 180°. 53-65К относят к лучшим образцам противокорабельных торпед - немаловажная характеристика с учетом приоритетности борьбы с крупными надводными кораблями авианосных групп. Она вошла в боекомплект подводных лодок и надводных кораблей. Вместе с экспортными боевыми кораблями поставлялись торпеды 53-65КЭ.

Технические характеристики 53-65К

Калибр 533.4 мм
Длина 7945 мм
Масса 2025
Масса боевого зарядного отделения 500 кг
Масса ВВ 305.6 кг
Дальность хода (при скорости хода) 19 км (43 уз)
Скорость максимальная 44-45 уз
Глубина хода до 12 м