http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/LARS.jpg

Во время второй мировой войны немецкие войска имели возможность убедиться в высокой эффективности советских РСЗО БМ-13 и БМ-31. Имелись установки РСЗО и в немецкой армии. Поэтому не удивительно, что вскоре после создания бундесвера в ФРГ была начата разработка РСЗО LARS (Leichtes Artillerie-Raketen-System – легкая артиллерийская ракетная система), предназначенной для вооружения ракетных дивизионов артиллерийских полков дивизий бундесвера. Первые опытные образцы РСЗО проходили испытания в середине 60-х годов, на вооружение бундесвера система была принята в 1969 г. Серийное производство осуществлялось с 1970 г. Всего изготовлено 209 боевых машин, состоявших на вооружении только бундесвера (до начала 80-х годов бундесвер был практически единственной армией НАТО, имевшей на вооружении РСЗО).

РСЗО LARS включает самоходную пусковую установку, неуправляемые реактивные снаряды, бортовую аппаратуру управления огнем, машину управления (две машины на батарею из восьми пусковых установок) и транспортно-заряжающую машину (одна на батарею).

Самоходная пусковая установка разработана на базе грузового автомобиля повышенной проходимости «Jupiter» германской фирмы «Магирус-Дойц». Установка имеет классическую компоновку с размещением артиллерийской части на грузовой платформе автомобиля. Силовая установка смонтирована впереди на раме автомобиля, за ней находится бронированная кабина экипажа. Относительно тонкая броня кабины защищает экипаж от раскаленных пороховых газов, образующихся при запуске реактивных снарядов, и пуль ручного стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

Артиллерийская часть имеет 36 стволов, служащих направляющими для запуска неуправляемых ракет. Первоначально имелось две модификации артиллерийской части: с одним пакетом из 36 стволов и с двумя – по 18 стволов в каждом. Последний вариант был признан более предпочтительным и стандартным для всех пусковых установок системы LARS. Пакеты стволов смонтированы на поворотной раме, обеспечивающей горизонтальную наводку в диапазоне +50° и углы вертикальной наводки от 0° до +50°. Место наводчика оборудовано между пакетами стволов. В его распоряжении находятся механические приводы наведения и панорамный прицел.

Для повышения устойчивости пусковой установки во время стрельбы ее ходовая часть разгружается с помощью двух механических домкратов, смонтированных в задней части рамы автомобиля.

Пусковая установка оборудована электровоспламенительным механизмом, позволяющим вести стрельбу одиночными ракетами или залпом: как полным, так и частью боекомплекта. Полный залп производится за 18 секунд. Управляет стрельбой командир установки с помощью выносного пульта управления или непосредственно из кабины.

Стрельба ведется 110-мм неуправляемыми реактивными снарядами, стабилизируемыми в полете раскрывающимся крестообразным оперением. Снаряды комплектуются следующими головными частями:

– осколочно-фугасная DM-11 с взрывателем ударного действия;

– осколочно-фугасная DM-21 с готовыми осколками (500 стальных шариков) и неконтактным взрывателем, обеспечивающая радиус эффективного поражения живой силы 60 м;

– дымовая DM-15, содержащая 6 кг дымообразующего состава (батарея из 8 РСЗО LARS может создать дымовую завесу протяженностью 3-5 км, которая удерживается в течение 15-20 минут);

– кассетная DM-70, снаряженная восемью противотанковыми противогусеничными минами AT-1, которые оснащены самоликвидаторами, срабатывающими по истечению установленного времени (залпом одной батареи устанавливается минное заграждение из 2304 мин);

– пристрелочная, имеющая радиолокационный отражатель и используемая для подготовки данных для стрельбы системой управления огнем FERA.

Перезаряжание пусковой установки производится вручную в течение 15 минут.

Расчет исходных данных для стрельбы и введение необходимой корректировки осуществляется комплексом аппаратуры системы управления огнем FERA, смонтированной на шасси двухосной машины управления.

Вспомогательное вооружение пусковой установки состоит из 7,62-мм зенитного пулемета MG3, смонтированного над люком в крыше бронированной кабины.

Самоходная пусковая установка снабжена восьмицилиндровым многотопливным дизельным двигателем F8L714A, развивающим при 2300 об./мин максимальную мощность 148 л. с.

Ходовая часть выполнена по колесной формуле 6x6. Управляемыми являются передние колеса. При движении по шоссе пусковая установка развивает максимальную скорость 73 км/час, она способна преодолевать подъемы до 31° и двигаться по грунтам с малой несущей способностью.

В состав оборудования пусковой установки входят радиостанция, аппаратура навигации и средства пожаротушения. На месте механика-водителя может быть установлен инфракрасный прибор ночного видения.

Каждая батарея имеет также две машины управления огнем Fieldguard и транспортно-заряжающую машину со 144 реактивными снарядами.

Характеристики LARS

Калибр реактивного снаряда, мм 110
Число направляющих 36
Время производства залпа, с 18
Расчет, чел 5
Вес в боевом положении, т 15
Время перезаряжания, м 15-20
Колёсная формула 6х6

Боеприпасы
Тип боеприпаса - НУРС
Вес, кг 34
Дальность стрельбы, км 14,7

Двигатель
Тип многотопливный
Модель F8L714A
Цилиндры 8
Кол-во 1
Мощность, л.с. 148