http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/mlrs.jpg

Разработка 227-мм реактивной системы залпового огня велась в США на конкурсной основе с 1976 г. В соответствии с техническим заданием командования сухопутных войск США эта РСЗО должна была обеспечивать поражение скоплений живой силы и бронетехники, артиллерийских батарей, средств ПВО, командных пунктов и других важных площадных целей на дальности свыше 30 км. В 1979 г. к работе по созданию РСЗО подключились фирмы ФРГ, Великобритании и Франции, при этом калибр был увеличен до 240 мм, а дальность стрельбы — до 40 км. Совместный проект получил обозначение MLRS (Multiple Launch Rocket System — многозарядная реактивная система).

В начале 1980 г. были проведены конкурсные испытания опытных образцов MLRS, по результатам которых заказ на доработку системы и налаживание ее серийного производства для американской армии был выдан американской фирме "Воут". Войсковые испытания системы были завершены в 1983 г. и в том же году фирма "Воут" приступила к ее серийному производству для американской армии. Для поставок системы MLRS странам НАТО в 1986 г. была создана международная корпорация, в которую вошли фирмы "ЛТВ аэроспейс энд дефенс" (США), "Диль" (ФРГ), "Хантинг энджиниринг" (Великобритания), "Аэроспасьяль" (Франция) и "СНИА—БПД" (Италия). Кроме стран НАТО эта корпорация осуществляла поставки MLRS в Японию, Саудовскую Аравию и Бахрейн. В настоящее время эта РСЗО является стандартной реактивной системой НАТО, количество выпущенных боевых машин этого типа превышает 1000 единиц, к ним изготовлено около 750000 ракет.

Реактивная система залпового огня MLRS включает самоходную пусковую установку М-270, неуправляемые ракеты в транспортно-пусковых контейнерах, бортовую аппаратуру управления огнем и транспортно-заряжающую машину М-985.

Пусковая установка разработана на базе американской БМП М-2 "Брэдли". В передней части установки в бронированной кабине управления размещается расчет в составе командира, наводчика и механика-водителя. Алюминиевая броня кабины защищает расчет от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин. Создаваемое в кабине избыточное давление препятствует проникновению в нее образующихся при стрельбе пороховых газов. При этом обеспечивается также защита от некоторых поражающих факторов ОМП. З а кабиной управления размещены моторно-трансмиссионное отделение и артиллерийская часть пусковой установки, которая представляет собой установленную на гидростабилизированной вращающейся платформе металлическую коробчатую ферму с механизмом перезаряжания, подъемным и поворотным механизмами, а также системой запуска ракет. Особенность артиллерийской части MLRS — отсутствие специальных направляющих для запуска ракет.

Стрельба производится непосредственно из двух транспортно-пусковых контейнеров, каждый из которых имеет шесть трубчатых направляющих. Снаряжаемые на заводе герметические контейнеры одноразового применения обеспечивают сохранность НУР без какого-либо обслуживания в течение десяти лет. Подготавливать ракеты к стрельбе также не требуется. При заряжании оба транспортно-пусковых контейнера с ракетами помещаются в гнезде металлической коробчатой фермы. Перезаряжание установки производится с помощью специального механизма, смонтированного в верхней части фермы и представляющего собой две выдвижные консоли с электрическими лебедками. Эта операция может выполняться одним номером расчета за 5-10 минут с использованием выносного пульта управления.

Для стрельбы применяются 240-мм неуправляемые ракеты длиной 3,96 м. Ракеты имеют сменную кассетную боевую часть, твердотопливный реактивный двигатель и раскрывающийся в полете крестообразный стабилизатор. Имеются два основных вида кассетных боевых частей — многоцелевая и противотанковая. Ракета с многоцелевой боевой частью весит 307 кг, ее максимальная дальность стрельбы составляет 32 км. Боевая часть ракеты содержит 644 кумулятивно-осколочных элемента М-77 весом по 0,23 кг каждый. Радиус разлета убойных осколков элемента составляет 3-5 м, а при падении его на крышу корпуса или башни бронированной машины пробивается броня толщиной до 70 мм. Залпом одной пусковой установки 7728 кумулятивно-осколочных элементов накрывают площадь примерно 25 тысяч квадратных метров.

Снабженная противотанковой боевой частью ракета весит 258,5 кг и имеет максимальную дальность стрельбы 40 км. Она доставляет к цели 28 противотанковых мин АТ-2 весом по 2,3 кг. Мины АТ-2 относятся к классу противоднищевых мин. Они снабжены зарядом направленного действия, способным пробить броню толщиной 160 мм. Ракета с противотанковой боевой частью предназначена прежде всего для дистанционной установки мин ускоренным способом.

Для борьбы с танками разрабатывалась кассетная боевая часть с самоприцеливающимися боевыми элементами SADARM. Вес каждого боевого элемента 14,5 кг, длина 195 мм. Он снабжен головкой самонаведения и на конечном участке траектории способен самостоятельно находить и поражать точечную цель (вероятность попадания в цель типа "танк" составляет 0,3-0,5). По имеющимся сведениям, в настоящее время работа по созданию этой боевой части приостановлена, также как приостановлены работы по химической боевой части, снаряженной бинарной ОВ.

РСЗО  M270 MLRS предназначена в первую очередь для поражения площадных целей. Она включает в себя подвижную пусковую установку, два транспортно-пусковых контейнера, пункт управления огнем батареи ARES и специальные грузовые автомобили с прицепами для перевозки контейнеров с боеприпасами. Пусковая установка состоит из артиллерийской части (по американской терминологии — узел пуска и заряжания) и самоходной базы. Кроме того, имеется автоматизированная система управления (АСУ) огнем, гироплатформа, блок питания. Основными элементами артиллерийской части являются верхний станок, привод наведения, промежуточная рама, нижний станок.

Верхний станок представляет собой металлическую коробчатую ферму, в котврую помещаются транспортно-пусковые контейнеры. Их установка И снятие осуществляются с помощью двух выдвижных подъемных стрел механизма заряжания. Стрелы могут приводиться в действие как независимо одна от другой, так и совместно. Каждая стрела состоит из двух рам, на которых размещены лебедки, имеющие общий электрический привод. После подъема контейнер специальным устройством горизонтируется, устанавливается в верхнем станке на три конических направляющих штифта. Стопорится он вручную.

Привод наведения обеспечивает автоматическую горизонтальную и вертикальную наводку артиллерийской части по командам, поступающим от АСУ огнем. В него входят гидравлические двигатели горизонтальной и вертикальной наводки, электродвигатели, два сервоклапана, система охлаждения, встроенное проверочное оборудование, гидравлические органы управления, насос и бачок для жидкости. Двигатель горизонтальной наводки, электродвигатели, насос, бачок и один из сервоклапанов смонтированы на нижнем станке; двигатель вертикальной наводки и второй сервоклапан — на промежуточной раме.

Гидравлический двигатель горизонтальной наводки приводит в действие одноступенчатый конический редуктор привода горизонтальной наводки. Редуктор имеет дублирующий ручной привод, которым пользуются, если вышла из строя автоматика.

Вертикальная наводка осуществляется с помощью гидравлического двигателя через двухступенчатый редуктор, который также снабжен дублирующим ручным приводом.

АСУ огнем способна обслуживать двенадцать пусковых установок одновременно. Команды на пуск вводятся автоматически или оператором. Система управления огнем обрабатывает исходные данные и выдает команды на пуск одиночными снарядами и залпом. Кроме того, она обеспечивает автоматический перенос огня, изменение его плотности при стрельбе по нескольким одиночным целям. АСУ огнем состоит из пяти основных частей: блока управления, пульта управления, электронного блока, прибора управления подъемными стрелами, выносного пульта.

Блок управления огнем имеет автоматическое устройство для дистанционной установки взрывателей. Пульт управления огнем (12-строчный дисплей) размещен в кабине пусковой установки. С помощью кабелей он соединяется с системой связи, периферийными приборами и источниками питания. Вся необходимая для оператора информация может отображаться на экране дисплея в виде текста или в цифровом изображении.

Выносной пульт используется для дистанционного взведения взрывателей и пуска снарядов в случае повреждения кабины водителя или при выходе из строя пульта управления огнем. На гироплатформе, стабилизированной по трем осям, размещены гирокомпас и приборы топопривязки (навигации). Вырабатываемые аппаратурой гироплатформы данные об углах и оптимальной скорости вертикальной и горизонтальной наводки по каналу обратной связи поступают в блок управления огнем, а оттуда — к приводу наведения. Определяемые приборами топопривязки координаты пусковой установки автоматически вводятся в АСУ огнем.

Блок питания артиллерийской части состоит из 6 аккумуляторных батарей (каждая 12 В), соединенных параллельно с генератором самоходной базы. Напряжение питания 24 В.

В качестве самоходной базы используется шасси БМП M-2. Чтобы обеспечить необходимую устойчивость при стрельбе, предусмотрено выключение подвески. В бронированной кабине оборудованы рабочие места командира установки, оператора АСУ огнем и механика-водителя. Кабина снабжена воздухонагнетателем. Избыточное давление исключает проникновение в кабину газов, образующихся при пуске снарядов.

Броневая защита, звукоизоляция, наличие отопления и вентиляция в кабине повышают боеспособность расчета. Пуленепробиваемые окна кабины обеспечивают хороший передний и боковой обзор, а жалюзи и щитки на них — дополнительную защиту при стрельбе и ядерных взрывах. В крыше кабины имеется люк для обзора и дополнительной вентиляции. Аппаратура, расположенная в кабине, соединена специальным кабелем с артиллерийской частью пусковой установки через один штепсельный разъем.

Четырехцилиндровый дизельный двигатель мощностью 373 кВт расположен под кабиной, которая, чтобы облегчить доступ к нему, откидывается вперед. Два топливных бака общей емкостью 618 л (запас хода 485 км) установлены в корме самоходной базы под опорной плитой артиллерийской части. Подвижная пусковая установка может преодолевать брод глубиной 1 м, ров шириной до 2,3 м, вертикальную стенку высотой 0,9 м, склон крутизной до 30°. Максимальная скорость движения установки по шоссе 64 км/ч. Установка аэротранспортабельна.

Транспортно-пусковой контейнер состоит из 6 пусковых стволов, усиленных стекловолокном. Реактивными снарядами контейнеры снаряжаются на заводе-изготовителе. Каждый пусковой ствол закрывается с обеих сторон герметичными стальными крышками, выдерживающими давление газов при пуске соседних снарядов. В системе MLRS используются неуправляемые реактивные снаряды, стабилизируемые в полете вращением. Длина снаряда 3,94 м.

Снаряд состоит из боевой части (БЧ) со взрывателем, двигателя и четырех стабилизаторов, раскрывающихся в полете. Спереди снаряд имеет четыре выступа, которые удерживают его в пусковом стволе. Сзади — четыре ползуна со штифтами, входящими в две спиральные направляющие. По ним снаряд движется в пусковом контейнере, получая предварительное вращение вокруг своей оси. Стабилизаторы раскрываются после вылета снаряда из ствола и сразу фиксируются с помощью пружинных стопоров. Стабилизаторы установлены под небольшим углом к горизонтальной оси снаряда, что обеспечивает его постоянное вращение во время полета.

В настоящее время снаряды оснащаются неуправляемыми кассетными БЧ двух типов. БЧ первого типа калибра 227 мм разработана в США. Максимальная дальность полета снаряда 30 км. Масса 310 кг. БЧ содержит 644 кумулятивно-осколочных элемента М-77, которые посекционно размещены вокруг вышибного заряда. БЧ второго типа снаряжается 28 противотанковыми минами АТ-2, разработанными в ФРГ. Она предназначена для дистанционной установки минных полей. Калибр ее 240 мм, масса на 52 кг меньше массы БЧ первого типа. Максимальная дальность стрельбы снарядами с такой БЧ около 40 км. В полете БЧ, снаряженная минами АТ-2, вскрывается с помощью пиротехнического заряда, и из нее выбрасывается 7 контейнеров, каждый из которых содержит по 4 мины. Мины приземляются на парашютах.

Ведется разработка кассетной БЧ еще одного типа — с наведением на конечном участке траектории. Сообщалось, что эта БЧ должна содержать несколько боевых элементов («субснарядов») TQSM. Каждый «субснаряд» будет снабжен отдельной головкой самонаведения.

Совместными усилиями американских, английских, западногерманских и французских специалистов для системы MLRS создана кассетная противотанковая БЧ с наведением на конечном участке траектории, получившая наименование TGV. Эта БЧ состоит из небольших по размеру противотанковых управляемых ракет с головками самонаведения, работающими в миллиметровом диапазоне волн. Для стабилизации в полете ракеты снабжены крестообразным оперением. Ракеты выбрасываются из кассет над скоплениями танков и поражают отдельные машины в их менее защищенную верхнюю часть подобно американской противотанковой управляемой ракете «Уосп».

Штатной единицей в армии США является батарея, включающая в себя 9 пусковых установок системы MLRS, а в корпусе морской пехоты — дивизион из 3 батарей.

В ходе боевых действий в Персидском заливе в 1991 г. модернизированная пусковая установка M270 использовалась и для запуска оперативно-тактических ракет ATACMS с дальностью стрельбы 135 км. При этом на каждой из пусковых установок устанавливалось по две такие ракеты.

Аппаратура управления огнем, основными элементами которой являются ЭВМ и пульт управления, обеспечивает непрерывное определение координат точки нахождения пусковой установки, расчет исходных данных для стрельбы, ввод поправок на метеорологические и баллистические условия стрельбы, выбор вида стрельбы (залпом, по одной, по две ракеты или в определенной последовательности), перенос огня. Вся необходимая для наводчика информация отображается открытым текстом на английском или любом другом языке на экране пульта управления огнем. Установленная на РСЗО MLRS аппаратура управления огнем может сопрягаться с автоматизированными системами управления огнем полевой артиллерии.

Самоходная пусковая установка М-270 имеет восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом VTA-903T американской фирмы "Камминс". При 2600 об./мин этот двигатель развивает максимальную мощность 500 л. с. Трансмиссия гидромеханическая, типа НМРТ-500 фирмы "Дженерал Электрик".

В гусеничной ходовой части с каждого борта смонтировано по шесть опорных и два поддерживающих катка. В узлах подвески всех опорных катков смонтированы гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены впереди.

При движении по шоссе самоходная пусковая установка развивает максимальную скорость 65 км/час. По проходимости на пересеченной местности она соответствует БМП М-2 "Брэдли" и преодолевает подъемы до 30°, стены высотой до 0,9 м и рвы шириной 2,5 м. Запас хода составляет 485 км.

Пусковая установка оборудована аппаратурой радиосвязи, системой защиты от ОМП, автоматической противопожарной системой и инфракрасными приборами ночного видения.

В настоящее время ведутся работы по дальнейшему совершенствованию РСЗО MLRS в следующих направлениях: создание облегченной системы; увеличение дальности и повышение точности стрельбы; расширение диапазона боевого применения; оснащение ПУ усовершенствованной бортовой аппаратурой управления огнем.

Создание облегченной РСЗО вызвано необходимостью оснащения частей и подразделений морской пехоты, воздушно-десантных войск и "сил быстрого развертывания" высокомобильными пусковыми установками, пригодными для переброски по воздуху на любой театр военных действий. В качестве основы используется один транспортно-пусковой контейнер (шесть НУРС) базового образца MLRS. Прорабатываются два варианта: буксируемый и самоходный на гусеничной или колесной базе.

Характеристики M270 MLRS

Длина, мм 6972
Ширина, мм 2972
Время производства залпа, с 48
Расчет, чел 3
Вес в боевом положении, т 25,191
Высота в походном положении, мм 2617
Длина опорной поверхности гусеницы, мм 4330
Ширина гусеницы, мм 533

Двигатель
Тип дизель
Модель Cummins VTA-903
Цилиндры 8
Кол-во 1
Мощность, л.с. 500