https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628257046_gyroplane-g_20-6.jpg

Ранний вариант проекта G.20. Вертолет еще способен нести бомбы и имеет верхнюю огневую точку. Графика Hisutton.com[/CENTER]

В самом конце тридцатых годов военно-морские силы Франции  заказали разработку перспективного вертолета, который можно было бы  использовать для разведки, патрулирования и борьбы с подлодками. В  начале сороковых такая машина могла бы поступить на вооружение – но  началась война, и Gyroplane G.20 остался без будущего.

Рождение проекта

В  1938 г. из известной авиастроительной компании Syndicat d’Etudes de  Gyroplane ушел ее сооснователь и технический директор Рене Доран. Вскоре  он основал собственную фирму Société Française du Gyroplane (SFG или  Gyroplane), в которой планировал продолжить работу над перспективными  конструкциями.

В том же году компания «Жироплан» получила первый  государственный заказ. ВМС желали получить вертолет, пригодный для  использования в морской <noindex>авиации</noindex>.  С его помощью планировалось выполнять патрулирование и разведку,  перевозить командиров и документы, а также искать и уничтожать подлодки  противника. Машина должна была иметь высокие летные характеристики, а  также нести пулеметное и бомбовое вооружение. Новый проект получил  обозначение Gyroplane G.20. В ряде источников его также называют Dorand  G.II – по фамилии главного конструктора.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628257046_gyroplane-g_20-4.jpg
Схема раннего G.20. Графика Forum.warthunder.com

Р.  Доран решил использовать некоторые идеи и решения, ранее проверенные на  предыдущем месте работы. В частности, планировалось применить несущую  систему с двумя соосными винтами. Кроме того, предлагались новые  любопытные решения, касавшиеся конструкции планера, силовой установки,  вооружений и т.д.

По мере разработки, некоторые основные идеи  проекта пересматривались. Так, на финальных стадиях заказчик и  разработчик отказались от вооружений, а также сократили экипаж. Такие  меры привели к серьезному упрощению конструкции, но переделанный  вертолет-жироплан теперь мог только вести разведку и перевозить мелкие  грузы.

Особенности конструкции

Вертолет G.20 / G.II  получил фюзеляж сигарообразной формы, выполненный на основе  металлического каркаса. Носовая часть получила плексигласовое остекление  максимально возможной площади, а прочие элементы фюзеляжа закрыли  листовым алюминием. Имелось V-образное оперение с полотняной обшивкой. В  носовой части машины помещалась кабина тандемной компоновки.  Центральный отсек вмещал редуктор несущих винтов и силовую установку. В  первой версии проекта под ним находился отсек для бомбового вооружения.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1628257118_gyroplane-g_20-5.jpg
Поперечный разрез. Графика Forum.warthunder.com

Силовая  установка состояла из двух поршневых двигателей Renault 6Q-04 мощностью  по 240 л.с. Они помещались позади оси винтов и соединялись редуктором  особой конструкции. Последний объединял крутящий момент двух моторов и  разделял его между двумя винтами противоположного вращения. При поломке  одного из двигателей редуктор автоматически переключался на работающий и  обеспечивал продолжение полета.

В первой версии проекта G.20  использовалась оригинальная конструкция втулки несущей системы. Вместо  оси и прочих устройств использовалась высокая труба большого диаметра – в  ней предлагалось разместить стрелка с пулеметом. Снаружи на этой трубе  помещались подшипники двух винтов с приводом. При дальнейшем развитии  проекта трубу заменили простой осью меньшего диаметра.

Два  трехлопастных винта помещались с промежутком 650 мм. Винты имели разный  диаметр – 15,4 м у верхнего и 13 м у нижнего. За счет разницы размеров  планировалось исключить перехлест лопастей при их перемещении по  вертикали. Лопасти предлагалось делать из алюминиево-магниевого сплава.  Была разработана конструкция с коробчатым лонжероном, образовывавшим  носок, и присоединенной к нему задней кромкой.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628257066_gyroplane-g_20-2.jpg
Переработанный вариант вертолета. Графика Airwar.ru

Позади  кабины находились основные стойки шасси. В полете они убирались  поворотом назад в ниши фюзеляжа. Под хвостовой балкой находилось  самоориентирующееся колесо.

Изначально экипаж G.20 должен был  включать трех человек. В кабине находились пилот и стрелок. Второго  стрелка разместили внутри втулки винтов. Доступ ко всем рабочим местам  обеспечивался через бортовой люк. В дальнейшем экипаж сократили до двух  человек в кабине.

Боевой вариант вертолета мог нести авиационные  или глубинные бомбы малых и средних калибров. Отсек для них находился на  днище, непосредственно под несущей системой. Для самозащиты  предусматривалось 1-2 пулемета, в кабине и на втулке. Любопытно, что  исходная компоновка вооружений позволяла обеспечить свободный обстрел  почти всей верхней полусферы.

Длина фюзеляжа нового вертолета  превышала 11 м, высота – 3,1 м. Пустая масса достигала 1,4 т, а  нормальная взлетная – 2,5 т. Максимальный взлетный вес был на 500 кг  больше. По расчетам, «жироплан» должен был развивать максимальную  скорость до 250 км/ч (крейсерская 165 км/ч). Потолок – 5 км, дальность  полета – 800 км.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628257054_gyroplane-g_20-1.jpg
Недостроенный опытный вертолет осенью 1946 г. Фото издания Aviation française

Затянувшееся строительство

Проект  G.20 второй версии, без вооружения, был готов к началу 1940 г., и  вскоре компания Gyroplane начала строительство опытной машины. Сборка  осуществлялась на заводе в г. Гетари (деп. Атлантические Пиренеи, Новая  Аквитания). Строительство не удалось завершить до нападения Германии в  мае, и уже готовые конструкции вместе с заделом пришлось эвакуировать в  г. Шамбери (деп. Савойя). После этого Р. Доран уступил место  руководителя постройки Марселю Вюллерму.

Падение Франции и  последующие события серьезно ударили как по проекту Gyroplane G.20, так и  по всему авиастроению. Строительство резко замедлилось и едва не  остановилось. В 1942 г. германские войска заняли оставшиеся регионы  Франции, и недостроенный вертолет стал их трофеем. Оккупанты не  заинтересовались этой машиной, но не стали запрещать дальнейшие работы.  Впрочем, главной проблемой теперь были не запреты, а отсутствие заказа,  финансирования и требуемых ресурсов.

За отсутствием перспектив

В  течение нескольких лет будущее «жироплана» оставалось под большим  вопросом. Надежда на полноценное возобновление работ появилась только в  1944-45 гг. Однако и после освобождения Франции строительство долго не  могло набрать темпы. Вновь сказывались экономические и производственные  трудности.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1628257066_gyroplane-g_20-3.jpg
Достроенный, но не испытанный G.20. Фото Airwar.ru

Завершить  первый опытный вертолет удалось только в 1947 г. – через семь лет после  запуска строительства. Готовую машину испытали на земле и  продемонстрировали представителям воссозданной французской армии.  Военные проявили ограниченный интерес. Их привлекли необычная  архитектура и экстерьер машины, достаточно высокие расчетные  характеристики, убираемое шасси и другие особенности. Впрочем, заказ на  продолжение работ не выдали.

После завершения строительства G.20  должен был пройти испытания и доводку, для чего требовались средства и  время. При этом результат проекта не был очевидным. В то же время, за  рубежом уже были созданы достаточно удачные вертолеты, которые можно  было приобрести прямо сейчас. В итоге вооруженные силы Франции решили не  финансировать дальнейшие работы по собственному «жироплану» и принять  на вооружение зарубежную технику.

Компания SFG не имела всех  необходимых ресурсов и потому не смогла провести испытания  самостоятельно. Более того, из-за финансовых проблем ей не удалось даже  найти летчика-испытателя. В итоге к концу 1947 г. все работы по  Gyroplane / Dorand G.20 / G.II были свернуты ввиду отсутствия каких-либо  перспектив.

Р. Доран и его коллеги не опустили руки и не ушли из  отрасли, и компания SFG продолжила проектные работы. Вскоре она приняла  участие в создании вертолетов Bréguet G.11E и G.111 – в этих проектах  ограниченно использовали некоторые идеи, заимствованные у G.20. Впрочем,  и эти вертолеты не дошли до серии, но теперь по техническим причинам.

Автор:Рябов Кирилл