Черноморские броненосные корабли второй  половины XIX — начала XX века прошли долгий эволюционный путь — от  первых небольших «поповок» до огромных эскадренных броненосцев, ставших  сильнейшими кораблями на Чёрном море. На процесс этой эволюции повлияло  множество факторов: непрерывный технический прогресс, растущие  возможности российского судостроения, непомерные амбиции некоторых  высших морских чинов, постоянный недостаток средств в бюджете страны и  вечное стремление чиновников «к экономии». В результате, за 34 года было  построено десять кораблей, которые составляли основу боевой мощи  Черноморского флота. О них мы и расскажем сегодня.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351075_1.jpg

«ПОПОВКИ» — ПЕРВЫЕ ЧЕРНОМОРСКИЕ БРОНЕНОСНЫЕ КОРАБЛИ

Крымская  война 1853-1856 гг. завершилась поражением Российской империи. По  Парижскому мирному договору наша страна лишалась Черноморского флота,  морских баз и крепостей на Чёрном море. Было разрешено лишь иметь  флотилию из 10 небольших судов. Император Александр II начал проводить в  стране либеральные реформы, они затронули и Российский императорский  флот. На Балтике началось строительство паровых броненосных кораблей  береговой обороны. А в 1876 г. в состав флота вошёл первый мореходный  броненосец «Пётр Великий» — сильнейший боевой корабль в мире. Начинается  строительство броненосцев. На Чёрном море всё было иначе.

Руководство  Морского министерства неоднократно планировало начать строительство  военных кораблей на юге. Но всякий раз решение вопроса откладывалось  из-за разных причин: наша страна была вынуждена соблюдать международные  договоры, в казне хронически не хватало средств, на Чёрном море не было  ни одного судостроительного завода, который был готов построить  относительно крупный корабль, а военное руководство никак не могло  окончательно выбрать проект броненосного корабля. Тем временем Османская  империя стремительно наращивала свой флот.

В  конце 1870 г., когда Франция была разгромлена Пруссией, ситуация  изменилась. Россия, использовав благоприятный момент, в январе 1871 г.  объявила об отмене условий Парижского договора. Теперь ничто не  сдерживало кораблестроение и началось восстановление боеспособности  Черноморского флота. Первым делом решено построить четыре корабля  береговой обороны. Сначала думали о постройке мониторов типа «Ураган»,  потом хотели строить броненосные лодки, аналогичные балтийскому «Смерчу»  или «Русалке». Но на юге у России по-прежнему не было ни одной верфи.  Поэтому первый черноморский броненосный корабль было решено строить в  Санкт-Петербурге. Вместо мониторов или башенных фрегатов «под шпилем»  решили построить четыре корабля круглой формы. Продвигал этот проект  автор «Петра Великого» контр-адмирал А.А. Попов, который обладал  непререкаемым авторитетом. Ему удалось убедить военное руководство  строить для Чёрного моря круглые корабли с целью экономии казённых  средств и даже «Высочайше одобрить» свой проект. Император назвал такие  корабли «поповками». Так они и вошли в историю флота, став самыми  необычными русскими кораблями.

Вскоре  в Новом Адмиралтействе началась подготовка к строительству первой  «поповки». Работы начались в феврале 1871 г. С апреля велась сборка  корпуса на болтах, она шла и днём, и ночью. 17 декабря состоялась  официальная закладка в присутствии императора. Первый корабль назвали  «Новгород». К этому времени корпус был почти готов. К январю 1872 г. его  разобрали и начали отправку на Чёрное море для окончательной сборки. В  марте первая партия деталей была доставлена на берег реки Ингул в  Николаевское адмиралтейство. Немедленно началась сборка, но она  растянулась более чем на год. На стапеле работало мало рабочих, не  хватало станков, не было достаточного числа инструментов и оборудования,  т.е. адмиралтейство не было готово даже к таким работам. Лишь 21 мая  1873 г. «Новгород», со всеми механизмами и бронёй, был спущен на воду.  Начались испытания необычного корабля, которые растянулись ещё на год.  Во время испытаний в конструкцию «поповки» непрерывно вносились  многочисленные изменения и улучшения. Одновременно проводились стрельбы и  пробные плавания по Чёрному и Азовскому морям. В них её обязательно  сопровождала шхуна-конвоир «на всякий случай». В 1874 г. «Новгород»  приняли в состав Черноморского флота.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351084_2.jpg
«Вице-адмирал  Попов» — вторая «поповка». Благодаря увеличенным размерам (3550 т  вместо 2491 т, 36,5 м вместо 30,8 м) конструкторы разместили 2х305-мм  вместо 2х280-мм и улучшили конструкцию корабля

Строительство  второй «поповки», которую назвали «Киев», началось на берегу реки Ингул  в январе 1872 г. Её планировали построить по первоначальному проекту,  но в марте А.А. Попов убедил военное руководство внести в него изменения  и работы на стапеле приостановили. По новому проекту выросли размеры  корабля, благодаря этому разместили более мощную и совершенную паровую  машину, усилили вооружение и бронирование. Лишь осенью 1873 г. начались  работы по удлинению старого стапеля, т.к. корпус второй «поповки» по  новому проекту был на 6 метров больше, чем у головной. Старый корпус  разобрали. Новый корабль начали строить и назвали «Вице-адмирал Попов».  Работы возобновили лишь весной 1874 г. 27 августа 1874 г. состоялась  официальная закладка в присутствии императора. Строительство вызвало  много трудностей, поставки брони и механизмов задерживались, не хватало  рабочих и оборудования. 25 августа 1875 г. корпус спустили на воду. Ещё  почти год ушёл на достройку, т.к. механизмы и часть брони строителям  пришлось ждать от поставщиков. В июне 1876 г. начались испытания  «Вице-адмирала Попова», в августе его спешно приняли в состав флота,  т.к. ситуация на Балканах обострилась и страна готовилась к войне. Во  время службы в конструкцию «поповок» вносились многочисленные изменения.  От постройки ещё двух «плавающих блюдец» отказались из-за недостатка  бюджетных средств и конструктивных недостатков кораблей, которые  выявились во время плаваний и стрельб. Есть известная легенда, что после  каждого выстрела главным калибром начиналось вращение «поповки» вокруг  своей оси. Её опровергли, но «осадок остался». Предложение о постройке  других броненосных кораблей для Чёрного моря, к сожалению, не встретило  понимания у военного руководства — в бюджете не хватало средств и их  строительство отложили на неопределённый срок.

12  апреля 1877 г. началась очередная русско-турецкая война. Вооружение  «поповок» максимально усилили («Новгород» получил 2х87-мм орудия, 2  скорострельных пушки Энгстрема, 2 картечницы Гатлинга и 6 шестовых мин,  на «Вице-адмирала Попова» установили 8х87-мм орудий, кар-течницу  Гатлинга и 6 шестовых мин), но их боевая ценность оставалась крайне  сомнительной. В июне «Новгород» и «Вице-адмирал Попов» совершили поход в  Очаков, в июле к Киликийскому гирлу Дуная, но противника не обнаружили.  Остальное время они входили в состав «активной обороны Одессы», но  кораблей противника не встречали. «Горячие головы» в военном руководстве  предлагали отправить «поповки» в крейсерство, но их отговорили. А  других боевых кораблей у Российской империи на Чёрном море не было и с  турецким флотом пришлось воевать вооружённым пароходам РОПиТ и минным  катерам. Русская армия действовала успешно, наши войска дошли до  пригородов Стамбула. В феврале 1878 г. война завершилась поражением  Османской империи, но наша страна не смогла воспользоваться этой победой  — из-за «помощи» европейских держав. Черноморские проливы остались  турецкими. «Поповки» продолжили службу на Чёрном море. В 1892 г. по  новой классификации они стали броненосцами береговой обороны. За два  десятилетия службы их неоднократно модернизировали, корабли изредка  совершали походы вдоль побережья, но моряки всё равно смотрели на них с  усмешкой.

ЧЕТЫРЕ ПЕРВОКЛАССНЫХ ЧЕРНОМОРСКИХ БРОНЕНОСЦА

В  1882 г. новым руководителем Морского министерства стал адмирал И.А.  Шестаков. Он лично разрабатывал проекты броненосных кораблей,  контролировал их проектирование и строительство, постоянно вмешивался в  процесс создания и неоднократно вносил «правку». При нём была  разработана двадцатилетняя программа развития флота. По ней Черноморский  флот должен был получить 8 эскадренных броненосцев, 2 крейсера и 19  миноносок. На это выделяли значительную сумму в 67 238160 рублей.  Позднее в планы добавили 6 эсминцев и 6 канлодок. Разработка проекта  черноморского броненосца началась в августе 1882 г. Вместо «Петра  Великого» было решено разработать новый проект броненосца. Взамен башен,  которые признавались дорогостоящей «роскошью», новые корабли получили  по три двухорудийные барбетные установки, в которых разместили 305-мм  орудия образца 1877 г. (весом 43 т каждое). Для экономии водоизмещения  конструкторы создали укороченный броневой пояс по ватерлинии, отказались  от четвёртой пары 305-мм орудий и броневой защиты 152-мм орудий. Были  внесены изменения в систему бронирования кораблей — броневой пояс  значительно удлинили и расширили, железные плиты были заменены на  сталежелезные. Это было далеко не последние изменения, которые были  внесены в конструкцию кораблей, «улучшения» продолжились уже в процессе  постройки.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351124_3.jpg
Таким  был Черноморский флот в начале своего возрождения после поражения в  Крымской войне. На первом плане миноноски на слипе на берегу, на заднем  плане «поповки» — слева «Вице-адмирал Попов», справа «Новгород».  Севастополь, начало 80-х годов XIX в

Строительство  трёх однотипных броненосных кораблей начали в июле 1883 г. на верфи  Николаевского адмиралтейства («Екатерина II») и на верфи РОПиТ в  Севастополе («Чесма» и «Синоп»). Официальная закладка состоялась в  сентябре 1884 г. Опыт строительства «поповок» пошёл ни-колаевцам на  пользу, но не все механизмы новых кораблей были отечественными.  Российские заводы были не в состоянии поставить броню сразу для трёх  броненосцев и контракт заключили с англичанами, которые в своё время  успешно поставили плиты для «Петра Великого». За два года фирма «Камель и  К0» должна была поставить 412 плиты для трёх кораблей (по 137 на  корабль +1 для опытных стрельб). В Англии также заказали машины для  севастопольских кораблей, для «Екатерины II» их изготавливал Балтийский  завод. 6 мая 1886 г. в Севастополе в присутствии императора Александра  III спустили на воду «Чесму», 11 мая в Николаеве состоялся спуск  «Екатерины II». 20 мая 1887 г. на воду сошёл «Синоп». Начались  продолжительные работы по достройке, и в конце 1887 г. корабли  сосредоточили в Севастополе для отделки и вооружения. На броненосцы уже  устанавливали вооружение и бронирование, а руководство всё ещё вносило  изменения в проект. На «Чесме», например, пришлось срезать по палубу уже  установленный каземат. Зато, из-за задержек в строительстве, на ней  разместили новейшие 35-калиберные 305-мм орудия. «Синоп» и «Екатерина  II» получили старые 30-калиберные орудия образца 1877 г. Их дополняли  7х152-мм, 8х47-мм, 4х5х37-мм и две десантных пушки. Период достройки и  швартовых испытаний «Екатерины II» продлился 18 месяцев, она вышла на  ходовые испытания лишь в мае 1889 г. «Чесму» к этому времени уже  «приняли в казну». «Синоп» вышел на ходовые испытания весной 1890 г.,  т.к. готовность задерживал срыв сроков поставки главных машин английской  фирмы «Непир и сыновья». Три новейших броненосных корабля с  восемнадцатью 305-мм орудиями после вступления в строй стали основой  Черноморского флота.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351052_4.jpg
Эскадренный  броненосец «Синоп» на бочках в Севастополе. Это третий корабль типа  «Екатерина II», который составлял основу Черноморского флота. Хорошо  видно роскошное носовое украшение корабля

В  1888 г. руководством было решено пятый черноморский броненосец строить  также по типу «Екатерины II», т.к. другого проекта просто не было. В  него хотели внести множество изменений, но в результате строительства  получился немного улучшенная «Чесма». Он также получил новейшие  35-калиберные 305-мм орудия. Новый корабль, который назвали «Георгий  Победоносец», начали строить на верфи РОПиТ в Севастополе в марте 1889  г. 26 февраля 1892 г. его спустили на воду. В 1893 г. он совершил первое  плавание с эскадрой. Одновременно на корабле продолжались различные  испытания и устранялись многочисленные недоделки. В результате  реализации судостроительной программы Черноморский флот получил  полноценную эскадру из четырёх однотипных кораблей. Но их построили с  массой недостатков: со значительной перегрузкой (около 650 т), при  стрельбе из орудий главного калибра палуба и корпус получали  повреждения, т.е. свободно стрелять орудия могли лишь на траверз. А при  наведении четырёх 305-мм орудий на один борт броненосцы получали  значительный крен. В 1892 г. они стали называться эскадренными  броненосцами по новой классификации. Их главной задачей считалось  уничтожение укреплений в проливе Босфор — мощные орудия главного калибра  могли подавить турецкие батареи и обеспечить высадку десанта. В конце  80 — начале 90-х гг. XIX в. наши военные стратеги разработали несколько  планов по захвату черноморских проливов. Были подготовлены войска и  артиллерия для десанта, транспорт для их перевозки. Все необходимые  боеприпасы, оборудование и припасы лежали на складах в Одессе и  Севастополе. Оставалось лишь отдать приказ о начале операции, но  императора Александра III не зря звали Миротворец, а его сын Николай II  не решился на конфликт с европейскими державами. Русская экспедиция по  захвату Босфора так и не состоялась. Тем не менее, броненосцы типа  «Екатерина II» долгое время были сильнейшими броненосцами на Чёрном  море. Два десятилетия они принимали самое активное участие в учениях и  манёврах флота, проводили многочисленные артиллерийские и торпедные  стрельбы, осуществляли минные постановки (с плотиков), высаживали  десанты, совершали продолжительные походы по Чёрному морю, посещали  порты, на них проводили опыты со связью, с броненосцев запускали  воздушные шары и змеи. Они были «лицом» Черноморского флота, символом  его возрождения после Крымской войны.

ДВА БРОНЕНОСЦА ВМЕСТО ПЯТНАДЦАТИ

В  90-е годы XIX века в кают-компаниях черноморских кораблей был популярен  такой анекдот: «Запрос в английском парламенте: «А известно уважаемым  лордам, что Россия приступила к постройке 15 броненосцев на Чёрном море?  Они будут названы именами двенадцати апостолов и трёх святителей.  Ответ: «Нет, неизвестно». Следуя этой логике, на рубеже XIX-XX веков  Черноморский флот должны были пополнить пятнадцать броненосцев, а на  самом деле его пополнили лишь два корабля; «Двенадцать апостолов», «Три  святителя».

В 1886  г. началось проектирование четвёртого черноморского броненосца, который  назвали «Двенадцать апостолов». Он стал «лебединой песней» адмирала И.А.  Шестакова. В качестве прототипа при проектировании был использован  «Император Александр II», но на новый «малостоящий» (по аналогии с  балтийскими) корабль руководство захотело установить 4х305-мм, 2х229-мм и  2x152-мм орудия. А в одном из проектов предусматривалось размещение аж  восьми 229-мм орудий. Работы по строительству начались в Николаеве в  феврале 1888 г. Но вскоре они приостановились, т.к. проект был  изменён—теперь решено вооружить корабль 4х305-мм и 8x152-мм орудиями.  Главный калибр было решено размещать в барбетных установках. Официальная  закладка состоялась 9 августа 1889 г., на воду «Двенадцать апостолов»  спустили 1 сентября 1890 г. Началась достройка, которая затянулась на  три года — ещё продолжалась «правка» проекта, а контрагенты традиционно  срывали сроки поставок. Заказ брони получила фирма «Камель и К0», но она  поставила плиты не в 1890 г. (как в контракте), а затянула выполнение  работ аж до 1892 г. из-за спешных заказов британского адмиралтейства. В  апреле 1892 г. корабль перевели для достройки в Севастополь. Осенью  начались испытания броненосца, а весной 1893 г. «Двенадцать апостолов»  начал ходить в плавания с эскадрой. Вскоре его приняли «в казну», но он  так и не смог достичь контрактной скорости из-за малой мощности паровых  машин. Новый «малостоющий» броненосец был более мореходным и обладал  лучшими ходовыми качествами, чем корабли типа «Екатерина II», но был  слабее вооружён (4х305-мм, 4x152-мм, 12х47-мм, 4х5х37-мм и два десантных  орудия) и намного хуже бронирован.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351142_5.jpg
Эскадренный броненосец «Двенадцать апостолов» — единственный «малостоящий» броненосец Черноморского флота

Пятым  броненосцем стал «Георгий Победоносец» (типа «Екатерина II»), а шестым  Черноморский флот пополнили «Три святителя». Этот корабль можно назвать  первым черноморским броненосцем классического типа. Его проектирование  началось в сентябре 1890 г., но первоначальный проект был отклонён  флотским руководством. За основу нового варианта был взят «Наварин», а в  качестве зарубежного аналога начальство ориентировалось на английский  «Трафальгар». В результате, при разработке проекта значительно выросло  водоизмещение и размеры броненосного корабля, было усилено его  вооружение и усовершенствовано бронирование. Последнее несколько раз  менялось в ходе строительства из-за непрерывного технического прогресса.  В результате, окончательный заказ на броневые плиты для броненосца  получили целых три иностранных фирмы. Ряд механизмов и устройств для  броненосца также заказали за границей — часть брони, машины и котлы в  Англии, румпель и баллер руля в Германии, броневые плиты во Франции.  Главный калибр дополняли 8x152-мм, 4х120-мм, 10х47-мм, 8х5х37-мм, 4  пулемёта и два десантных орудия. Строительство началось в Николаеве в  начале 1891 г., но сначала пришлось реконструировать эллинг №7, т.к.  новый броненосец в него не влезал. Официальная закладка состоялась лишь 4  сентября 1892 г. В процессе постройки «правка» проекта продолжалась.  Корпус спустили на воду 31 октября 1893 г. Началась достройка, но и во  время этих работ в проект ещё продолжали вноситься изменения. В  результате, лишь в 1896 г. начались испытания броненосца, в начале 1897  г. его «приняли в казну». Он стал самым крупным и мощным броненосцем на  Чёрном море и оставался таким до 1905 г.

В ПОИСКАХ ИДЕАЛА

Седьмым  черноморским броненосцем стал «Ростислав». В этот раз руководство  решило построить небольшой корабль с мощным вооружением, хорошей  мореходностью и малой осадкой, который мог бы действовать у берегов  противника — уничтожать батареи, поддерживать десант и войска. Работа  над проектом началась в 1892 г. Оно продолжалось более года, каждый  вариант вызывал ожесточённые споры, т.к. в 6000 т водоизмещения не  удавалось вместить вооружение, бронирование, машины и механизмы. В  результате, было решено пожертвовать артиллерией: вместо 305-мм на нём  размещались 254-мм орудия. Приводы башен ГК сделали электрическими  вместо гидравлических, средний калибр (8x152-мм) также разместили в  двухорудийных башнях. Их дополняли 12х47-мм и 16х37-мм орудий. В январе  1894 г. в Николаеве начались работы по строительству. Официальная  закладка состоялась 6 мая 1895 г. Корпус спустили на воду 20 августа  1895 г. Началась достройка, но ряд поставщиков традиционно срывали сроки  выполнения работ. Особенно долго ждали поставку 254-мм орудий с  Обуховского завода. Испытания броненосца начались в октябре 1898 г. Они  сопровождались устранением многочисленных дефектов и растянулись на два  года. В 1900 г. его «приняли в казну», он начал ходить в плавания, но и  после этого доделки продолжались. Изящный броненосец стал флагманом  Черноморского флота, его просторный адмиральский салон, комфортный  мостик и уютные каюты полюбились флагманам всех рангов. К сожалению, за  годы безупречной службы «Ростислава» не обошлось без ЧП — в ночь с 29 на  30 мая 1909 г. у входа в Севастополь он протаранил подводную лодку  «Камбала». Она разломилась на две части и мгновенно затонула, погибло 20  подводников.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351117_6.jpg
Эскадренный  броненосец «Три святителя» — единственный низкобортный (корабль  мониторного типа) на Чёрном море. В носу корабля хорошо виден бушприт  для удобства постановки на бочку

Восьмым  черноморским броненосцем стал всемирно известный «Потёмкин». Точнее  говоря «Князь Потёмкин-Таврический». Разработка проекта началась в 1895  г. В качестве прототипа выступали «Три святителя» и «Пересвет»,  зарубежным аналогом выступал «Маджестик». Новый корабль должен был стать  самым мощным на Чёрном море. Военное руководство вернулось к 305-мм  орудиям. Планировалось улучшить мореходность (за счёт полубака) и  усилить бронирование. Проектирование продолжалось до мая 1897 г. Его  строительство началось в Николаеве в декабре 1897 г., официальная  закладка состоялась 28 сентября 1898 г., корпус спустили на воду 26  сентября 1900 г. Достройка, традиционно для отечественных верфей,  затянулась на несколько лет. Особенно затянули с поставкой орудий и  башен ГК. Лишь осенью 1903 г. «Потёмкин» вышел на испытания. К лету 1905  г. они были завершены, но «принятию в казну» помешало известное  восстание.

14  июня 1905 г. на Тендре, где должны проходить артиллерийские стрельбы,  моряки «Потёмкина» начали восстание из-за плохого питания. Они захватили  оружие, и на корабле началась перестрелка. В результате было убито 6  офицеров и 1 матрос. Броненосец оказался в руках восставших. На его  поиски послали эскадру, 17 июня они настигли корабль и состоялся  знаменитый «немой бой». Мятежный корабль продолжил скитания по Чёрному  морю (он заходил в Одессу и Феодосию), а закончились они в румынском  порту Констанца. Моряки сошли на берег и стали эмигрантами. 26 июня за  кораблём пришли броненосцы «Чесма», «Синоп» и 4 миноносца. 1 июля его  «под конвоем» привели в Севастополь. 6 октября броненосец переименовали в  «Пантелеймон».

Он  принял участие в ноябрьских событиях в Севастополе. Часть кораблей  флота подняла красные флаги, ими командовал отставной лейтенант П.П.  Шмидт. Броненосец был захвачен восставшими матросами, но активного  участия в восстании не принимал. Главную роль в тех событиях играл  крейсер «Очаков». Восстание было жестоко подавлено. Верные правительству  корабли, крепостные орудия и полевая артиллерия расстреляли корабли  мятежников. В этом принял участие броненосец «Ростислав», который  выпустил по «Очакову» 2х254хмм и 16x152-мм снарядов.

ПЕРЕД ВОЙНОЙ

Введение  в состав новых броненосцев позволило флотскому руководству начать  избавляться от старых кораблей. Первыми «под нож» были отправлены  «поповки». Они находились в составе Черноморского флота вплоть до 1903  г., но, в основном, корабли стояли в Южной бухте Севастополя. Они были  сданы в порт на хранение и исключены из списков флота. «На иголки» их  корпуса пустили лишь в 1912 г. Следующим из боевого состава флота в 1911  г. был выведен «Двенадцать апостолов», который несколько лет стоял в  отстое в Южной бухте. Он использовался для учебных целей, как склад и  плавбаза подводных лодок. Его переоборудовали в минный склад и поставили  в Сухарной балке Севастополя, в его трюмах хранился флотский минный  арсенал.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351120_7.jpg
«Ростислав» в море. Этот корабль считался одним из красивейших кораблей Российского императорского флота

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351062_8.jpg
Спуск на воду «Князя Потёмкина-Таврического», Николаев, 26 сентября 1900 г.

В  конце первого десятилетия XX века возник вопрос о дальнейшей судьбе  броненосцев типа «Екатерина II» — корабли морально и физически устарели и  не соответствовали новым стандартам. На их содержание уходили  значительные средства. Из-за дефицита бюджета так и не был положительно  решён вопрос о модернизации этих броненосцев. Первый подобный проект был  разработан ещё в конце XIX века, но дальше разговоров дело не пошло.  Теперь было разработано несколько проектов их модернизации до уровня  самых современных броненосцев, а также несколько вариантов  переоборудования. Их долго обсуждали, высокие военные чины спорили и  «ломали перья», конструкторами разрабатывались всё новые варианты,  переписка по этим вопросам занимала целые шкафы, на неё были истрачены  тонны бумаги, но средств для проведения работ так и не было выделено.  Корабли вывели в резерв. Вместо резервной эскадры флот получил два  вспомогательных корабля. «Синоп» стал учебно-артиллерийским кораблём и  был перевооружён. На него установили 4х203-мм, 12x152мм, 2х47-мм и 4  пулемёта. «Георгий Победоносец» перевооружили восемью новыми 152-мм  орудиями и использовали как брандвахту в Севастополе. Он стоял на бочках  неподалёку от Графской пристани.

Остальные  броненосцы типа «Екатерина II» было решено списать. К сожалению, в  военном руководстве не нашлось ни одного дальновидного «государственного  человека», который предложил другой вариант их использования. Дело в  том, что черноморские порты были практически беззащитны от атак с моря. И  для их защиты можно было бы установить эти корабли в качестве  брандвахты и плавучей батареи. С бывших броненосцев можно было снять  машины, заменить бронирование и полностью перевооружить. С сокращёнными  экипажами они могли бы оберегать спокойствие Одессы, Новороссийска и  других черноморских портов. Этот проект не требовал столь значительных  средств и значительно укрепил бы оборону страны на юге. Но было решено  иначе и в 1907 г. из состава флота вывели «Екатерину II» и «Чесму».  Теперь их именовали «Исключённые суда № 3 и № 4», их корпуса ещё  послужили Российскому императорскому флоту.

Достаточно  скромный военный бюджет страны не позволял проводить полноценную боевую  подготовку всем кораблями флота, и значительная часть была вынуждена  долгое время находиться в т.н. «вооружённом резерве». Боевой учёбой  черноморцы занимались весной, летом и осенью, а зимой проводили ремонт,  корабли доковались и т.д. С каждым годом ситуация на Балканах ухудшалась  и, соответственно, с каждым годом и напряжённость боевой подготовки  черноморцев возрастала.

http://armyman.info/uploads/posts/2013-09/thumbs/1379351057_9.jpg
«Пантелеймон» в море. Это имя «Потёмкин» получил после восстания по личному приказу императора Николая II

Автор: Алексей Царьков, журнал «Оружие»