В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих  планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные  эскадренные миноносцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для  массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем  ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Орли Берк» флот  будет пополняться до начала тридцатых годов этого века. За это время  американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для  ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать  предположение, что последний корабль типа «Орли Берк» будет выведен из  состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у  командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать  эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.

http://armyman.info/uploads/posts/2011-05/thumbs/1305230092_idzhis.jpg

Для  обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине  70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового  проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хотя и были современными  кораблями, все же не имели больших перспектив и требовали, если не  замены, то, как минимум, серьезного дополнения. Вдобавок к этому,  Spruance class destroyers, несмотря на имевшееся вооружение, в  официальных документах значились как обычные эскадренные миноносцы, а  время и обстановка требовала полноценных эсминцев УРО (с управляемым  ракетным оружием). Работы по формированию облика нового корабля и  технического задания на него заняли несколько лет и конкурс на  разработку начался только в 1980 году. Около трех лет понадобилось сразу  семи судостроительным компаниям для создания конкурсных аванпроектов,  после чего осталось три конкурсанта: Bath Iron Works, Ingalls  Shipbuilding и Todd Shipyard. Третья фирма так и не смогла добиться  «внимания» конкурсной комиссии, из-за чего строительство первых двух  кораблей нового проекта было поручено Bath Iron Works и Ingalls  Shipbuilding соответственно. Проект, равно как и головной его корабль,  был назван в честь адмирала Орли Альберта Берка, большую часть Второй  Мировой войны командовавшего различными соединениями эсминцев. Контракт с  Bath Iron Works на 322 миллиона долларов был заключен в апреле 85-го.  Однако общая стоимость головного эсминца получилась в несколько раз  больше. С учетом всего радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.д.  он обошелся Пентагону в 1,1 миллиарда.

Постройка  USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День  независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями –  Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка  подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в  соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование  Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта  первой серии американские судостроители занялись модернизацией. Как  результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как  первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II  имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что  небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного  звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая  версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта  линейка оказалась самой многочисленной. На данный момент построено 34  эсминцев «Орли Берк» серии IIA и строительство их продолжается. Общая  численность кораблей по старым планам должна была составить 75 единиц, а  пока готовы только 62. Вероятнее всего, те 24 эсминца, которые будут  заказаны впоследствии, будут делаться уже по следующему варианту  проекта.

http://armyman.info/uploads/posts/2012-03/thumbs/1331264505_0_83a2d_d4b2fd78_xxl.jpg

Все  существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные  отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой  аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном  конструкция аналогична. «Орли Берк» всех трех серий представляют собой  однокорпусные корабли с длинным полубаком. Примечательно, что  подавляющее большинство деталей корпуса корабля сделано из высокопрочных  сортов стали. Дело в том, что после Второй Мировой войны американские  судостроители стали активно использовать алюминиевые детали в  конструкции кораблей подобного класса. В инженерном плане это было  хорошим начинанием, однако опыт боев с участием алюминиевых кораблей  заставил вернуться к стали. Из алюминия на эсминцах «Орли Берк» делаются  лишь некоторые детали, например, мачты. Низкосидящий корпус имеет  сравнительно малый развал шпангоутов в носовой части и относительно  широкую среднюю часть. Такая форма корпуса немного увеличивает  сопротивление воды, но улучшает остойчивость и снижает качку. На  кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб, скомпенсировавший  ухудшение обтекания из-за особенностей обводов корпуса.  Водонепроницаемые переборки разделяют внутренний объем корпуса на 13  отсеков. Любопытно, что нижние палубы имеют планировку, позволяющую без  ограничений перемещаться по кораблю, не выходя на верхнюю палубу.  Сделано это для того, чтобы экипаж не подвергался риску в случае  применения противником оружия массового поражения. Помимо особым образом  спланированных внутренних помещений защита экипажа от химического,  биологического и ядерного оружия осуществляется специальной системой  вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.

«Орли  Берк» стали первыми американскими эскадренными миноносцами, чей корпус и  надстройка выполнены с применением стелс-технологий. Для снижения  радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля  состоит из нескольких крупных ровных панелей, сопряженных под острыми  углами, что приводит к ощутимому рассеиванию радиоволн. Аналогичным  образом выполнены кожухи дымовых труб. Кроме того, выхлоп силовой  установки перед выбросом проходит через специальную смесительную камеру,  где перемешивается с атмосферным воздухом и охлаждается. В итоге  корабли типа «Орли Берк» имеют почти в два раза меньшую радиолокационную  и тепловую заметность, чем их предшественники типа «Спрюенс».  Применение крупных деталей, способствующих снижению заметности, кроме  прочего, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря  этому от закладки корабля до его спуска на воду проходит 10-15 недель.

Двухвальная  энергетическая установка эсминцев «Орли Берк» всех серий имеет в своем  составе четыре газотурбинных двигателя LM2500 производства компании  General Electric. Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром,  что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на  амортизирующих опорах, снижающих шум. Вся энергетическая установка  корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости  можно демонтировать целиком. Максимально возможная мощность силовой  установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил. В качестве  резервных двигателей на эсминцах всех серий имеются по три газотурбинных  мотора Allison 2500. Мощность основных и резервных двигателей  передается на два вала, вращающие пятилопастные винты изменяемого шага.

http://armyman.info/uploads/posts/2012-03/thumbs/1331264615_5-54-Mark-45-firing.jpg

Эскадренные  миноносцы проекта «Орли Берк» способны развивать скорость до 32 узлов,  но максимальная дальность плавания достигается на экономической скорости  в 20 узлов. В таком случае эсминцы первой серии могут пройти до 4400  морских миль, а корабли серий II и IIA – на полтысячи миль больше. В то  же время, в некоторых американских источниках утверждается, что снижение  скорости до 18 узлов может довести дальность плавания до шести тысяч  миль. Тем не менее, есть некоторые сомнения на этот счет.

Первые  28 кораблей типа «Орли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320-350  человек: 22-25 офицеров и 300-330 матросов, уоррент-офицеров и т.д.  Разница в численности была обусловлена некоторыми отличиями в вооружении  и в количестве вертолетов. На кораблях серии IIA было пересмотрено  необходимое количество экипажа в ряде служб и добавлена группа  технического обслуживания двух вертолетов. Все это привело к увеличению  экипажа до 380 человек (32 офицера). Американцы особо отмечают тот факт,  что в планировке жилых помещений кораблей «Орли Берк» участвовали  дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому при площади около  четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые  условия для нормального проживания.

В состав  вооружения эсминцев «Орли Берк» входит множество систем, но его основой  является система управления Aegis (читается «иджис»). Эта  многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС)  объединяет в себе целый набор средств обнаружения, управления и  поражения. В состав Aegis входят многофункциональная РЛС с фазированной  антенной решеткой, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей,  аппаратура радиоэлектронной борьбы, аппаратура связи и т.д. Кроме того, в  «Иджис» есть ряд подсистем вывода информации, передачи данных на другие  корабли и системы непосредственного управления вооружением.

Основой  вооружения эсминцев «Орли Берк» являются ракеты различных типов. В  носовой и кормовой частях кораблей всех серий имеются универсальные  шахтные пусковые установки Mk 41. На кораблях серий I и II носовая и  кормовая пусковая имеют в своем составе 30 и 60 ячеек соответственно. На  серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64. В одну ячейку может  быть помещен транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109  Tomahawk, зенитной SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с  зенитными ракетами RIM-7 Sea Sparrow. Аппаратура пусковой установки  позволяет одновременно подготавливать к пуску 16 ракет различных типов и  производить их запуск с темпом одна ракета в секунду. Кроме пусковых  установок Mk 41 имеет несколько кранов для загрузки ТПК с ракетами.  Однако особенности кранового оборудования и конструкции эсминца не  позволяют производить перегрузку ракет Tomahawk или SM-2/3 с кораблей  снабжения. Загрузка таких средств поражения возможна только в условиях  базы. Этот недостаток компенсируется гибкостью номенклатуры вооружений:  если кораблю предстоит атаковать наземные цели, то он получает  «Томагавки», если корабль будет выполнять функции противовоздушной  обороны – на него загружаются Sea Sparrow или SM-2/3.

http://armyman.info/uploads/posts/2012-03/thumbs/1331264633_050111004.jpg

«Главный  калибр» артиллерийского вооружения эсминцев – 127-мм установка Mk 45.  При этом на первых 30 экземплярах «Орли Берк» устанавливалась Mk 45 Mod.  2, на остальных – Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным  бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в пределах от -15°  до +65° по вертикали и практически по всем направлениям по горизонтали,  конечно, за исключением сектора, закрываемого надстройкой корабля. Темп  стрельбы Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в  случае с управляемыми боеприпасами он падает в два раза. Максимальная  дальность стрельбы неуправляемым снарядом у Mk 45 mod. 4 составляет  35-38 километров. При использовании управляемого активно-реактивного  снаряда ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров. В  артиллерийском погребе эсминцев «Орли Берк» умещается боекомплект в 680  снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов  требуется около 15-16 часов.

Зенитная  артиллерия «Орли Берк» может комплектоваться различными типами оружия.  На кораблях I, II серий, а также на первых нескольких эсминцах серии IIA  устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx  CIWS с темпом стрельбы до 3000 выстрелов в минуту. Меньшее количество  кораблей оснащалось 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, а  практически все «Орли Берк» имеют на борту несколько (от трех до шести)  крупнокалиберных пулеметов Браунинг M2HB. Несмотря на свое  первоначальное предназначение, M2HB и «Бушмастер» малоэффективны для  противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения  личного состава и обстрела небольших целей, наподобие легких катеров и  моторных лодок.

Для  уничтожения более серьезных надводных целей на эсминцах всех трех серий  имеются два строенных торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом в  шесть торпед. Это могут быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев  «Орли Берк» основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому  перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после отстрела всех шести  торпед не предусмотрена. В ранних версиях проекта инженеры  рассматривали возможность использования на «Орли Берк» глубинных бомб,  но даже до Flight I это тактико-техническое решение не дошло.

На  палубе кораблей первой и второй серии мог базироваться один вертолет  SH-60. Рядом с посадочной площадкой размещался бак для керосина и  небольшой «склад» с оружием – девятью торпедами Mk 46. На вертолетах,  предназначенных для базирования на эсминцах «Орли Берк» устанавливается  противолодочная система  LAMPS-3, интегрированная в общую БИУС Aegis. По  причине ограниченных объемов кораблей первых двух серий на них не было  каких-либо средств обслуживания или ремонта вертолета, кроме тех,  которые имеются на его борту. Таким образом, любые более-менее серьезные  поломки приводили к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз».  При создании версии проекта IIA эти недостатки были учтены и  кораблестроители сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части  корпуса корабля, благодаря чему авиационная группа эсминца увеличилась  вдвое. Именно это потребовало ввести в экипаж группу технического  обслуживания авиатехники. Также инженеры увеличили объемы арсенала для  вертолетного вооружения: на «Орли Берк» серии IIA в нем умещается до 40  торпед, ракеты «воздух-земля» различных типов и даже несколько ПЗРК.

Эсминцы  типа «Орли Берк» участвовали в нескольких военных конфликтах, начиная  почти с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003-м,  Югославия в 1999-м и еще несколько операций. Благодаря своему большому  количеству (на данный момент в строю находится шестьдесят кораблей) эти  эсминцы участвуют практически в каждом походе американских ВМС. Однако в  России эти корабли больше известны благодаря «миссии» эсминца USS  McFaul (DDG-74), которую он выполнял в августе 2008 года. Напомним,  тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны  трех восьмерок» этот корабль привез в грузинский порт Батуми 55 тонн  гуманитарных грузов.

http://armyman.info/uploads/posts/2012-03/thumbs/1331264667_CARAT_2009_Arleigh_Burkes_and_Harpers_Ferry_with_Formidables_and_Endurance.jpg

Помимо  боевых успехов и интересной конструкции эсминцы «Орли Берк» являются в  некотором роде рекордсменами в американском флоте. Дело в том, что при  полном водоизмещении около 8500 тонн (серия I), 9000 тонн (серия II) и  9650 (серия IIA) «Орли Берк» является самым массовым американским  военным кораблем с водоизмещением более пяти тысяч тонн. Этот факт  позволяет предположить, что данный тип кораблей является несомненной  удачей американского судостроения. Также в пользу удачности проекта  говорит тот факт, что им в свое время заинтересовались японцы. В 1993-95  годах в состав морских сил самообороны Японии вошло четыре эсминца типа  «Конго». Фактически, это те же самые «Орли Берк», но доработанные таким  образом, чтобы соответствовать юридическим особенностям японского  флота.

Как  и любой другой проект, «Орли Берк» со временем должен был быть заменен  более новой техникой. Но, к сожалению для US Navy, перспективный проект  эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже, чем  планировалось. Благодаря такой неудаче «Замволта» «Орли Берк» в будущем  останется в строю. При принятии на вооружение этих кораблей  планировалось, что служить они будут около 35 лет. Но отсутствие  возможности массового производства эсминцев Zumwalt заставило  командование американского флота начать в прошлом году создание новой  версии проекта (серия III) и обозначить планы по закупке 24 кораблей  сверх 75 уже заказанных. Вместе с предположением относительно возможной  продолжительности службы «Орли Берк» до семидесятых годов текущего века  это может помочь данным эсминцам установить еще один рекорд. На этот раз  касающийся срока службы.

Автор: Рябов Кирилл