РТ «Сапфир» становится следующим этапом развития проекта 1258, с  установленным третьим ходовым двигателем, новым вооружением и  конструкциями из улучшенных материалов. Проект рейдового тральщика  переработан во второй половине 1980 годов. Основной разработчик – ПКБ  «Алмаз». Руководитель работ – ГК В.Блинов.

Основное  назначение РТ «Сапфир» - противоминная защита, поиск, траление и  уничтожение мин в прибрежных райнонах, в районах морских баз,  рассредоточенного базирования на глубинах не более 80 метров.

http://www.dogswar.ru/images/stories/foto/proekt%2010750.jpg

Устройство и конструкция РТ «Сапфир»

При  изготовлении корпуса корабля были использованы новые решения из  стеклопластика, которые в итоге привели к снижению водоизмещения и  магнитного поля (актуально для собственной защиты при работе с  гидродинамическими минами на малой глубине). Также были применены  решения, которые снизили напряженность физического поля нового корабля,  использовали сталь маломагнитного типа ЮЗ при создании несущих частей  корпуса и механизмов, силовые линии были выполнены в специальной  изоляции. Люки, двери, ограждения, трапы и кранцы изготавливались из  сплавов алюминия и магния.

Верхнюю  палубу РТ «Сапфир» выполнили прямой с носовой седловатостью корпуса с  фальшбортом почти до надстройки. Сама надстройка имеет плавные обводы,  ходовой мостик, выгородку вентиляции, треугольную мачту, пост управления  искателями и тралами, большие панорамные окна (ходовая рубка), которые  обеспечили большой угол обзора как по курсу, так и по траверзе.

Восемь отсеков, разделенные водонепроницаемыми переборками, обеспечивали живучесть и непотопляемость рейдового тральщика:
- отсек с цепным ящиком, форпик;
- отсек агрегатной;
- отсек с кубриком на 12 моряков, с двумя цистернами для пресной воды, ЗиП и ПОУ;
- отсек с каютами командира и младших командиров, двумя тамбурами, камбузом, сточными цистернами и помещением кондиционеров;
- отсек машинного отделения (носовой отсек);
- отсек машинного отделения (кормовой отсек) с двумя топливными цистернами;
- отсек тралов, выгородки ПЗРК и одной цистерны с пресной водой;
- отсек румпельного отделения.

По  сравнению с проектом 1258, экипаж корабля уменьшен. Этого удалось  добиться технологическим путем – автоматизацией и ДУ техсредствами  корабля. С ГКП системой автоматики обеспечено управление техническим  оборудованием корабля. Кроме системы кондиционирования, была установлена  защита от ОМП.

Размагничивание  корабля состоит из полноценной системы с автоматическим регулированием,  в состав которого вошли: основная горизонтальная обмотка; батоксовая  курсовая обмотка; шпангоутная курсовая обмотка, как общекорабельного так  и местного исполнения. Тральные технические средства состояли из  тральной лебедки, поворотной опускной кран-балки, якорно-швартовного  шпиля с гидроприводом. Рулевая – рулевая машинка с гидроприводом, руль  полубалансирный. Управление рулевой – упрощенная система со следящим и  автоматическим режимом управления. Силовая – трехвальная, механическая с  тремя дизелями четырехтактного типа ЗД-12 с системой непосредственного  впрыска топлива, общей мощностью 1200 л.с. 3 дизеля передавали мощность  на 3 винта с помощью реверс-редукторов. Гарантийный ресурс дизелей – 4.5  тысячи часов. Капитальный ремонт – 14 тысяч часов. Вес одного дизеля  2.1 тонны. Управление – автоматическое дистанционное. Энергосистема –  переменный ток 380В, вырабатываемый 3 дизельными генераторами, общей  мощностью 150 кВт. При аварийных ситуациях используется аварийное  освещение 12В от батарей аккумуляторных.

Вооружение РТ «Сапфир»:

-  артиллерийская шестиствольная 30мм установка АК-306М. Ее устанавливают  на баке. Скорострельность до 5000 выс/мин. Углы наведения  горизонт/вертикаль – 180/-12+88 градусов. Дальность поражение до 8  километров. Питание ленточное, круглый магазин с 2 000 выстрелов.  Управление АК-306М – система ДУ типа «Колонка 219-1»;
-  ПЗРК «Стрела-3». Боезапас восемь комплектов. Скорость 9К34 – 670 м/с.  Дальность поражения – 0.5-4.5 километров по горизонтали, по высоте –  0.015- 3 километра по целям со скоростью не более 310 м/с. Управление –  пассивная ИК ГСН. Масса – 16 килограмм;
-  контактный глубоководный трал ГКТ-3МО (комплект). Основное назначение –  траление мин якорного типа. Подсекающий трал может работать на глубине  5-120 метров и по ширине до 130 метров при скорости хода до 12 узлов и  волнении моря не более 5 баллов.  В состав трала входит: трос буксирный,  1-2 стандартных гидродинамических МТ-3, 2 части трала и 2 отводителя.   Все элементы трала изготовлены из маломагнитных сплавов. Дальность  траления от корабля до 180 метров;
-  электромагнитный соленоидный трал СЭМТ-1. Основное назначение против  индукционных и магнитных донных мин. Принцип работы – воздействие на  мины магнитным полем. Ширина полосы траления – 65 метров, глубина не  более 30 метров при скорости корабля 8 узлов и волнении моря до 4  баллов. Расстояние траления от корабля 150-180 метров;
-  трал акустический АТ-6. Основное назначение против комбинированных и  акустических мин. Принцип работы – акустическое излучение;
-  искателе-уничтожительный комплекс КИУ-2М. Основное назначение – поиск,  обнаружение и уничтожение мин и взрывоопасных объектов расположенных по  курсу. В его состав входят ГАС МГ-99А1 «Кабарга-А1», тв-управляемый  СТИУ-2 «Кетмень»;
-  шнуровые заряды, 2 единицы, по 200 метров. Назначение – уничтожение  придонных, донных мин. Глубина действия – 5-100 метров при скорости хода  6 узлов;

Оборудование

В  состав оборудования входят навигационная РЛС «Миус» и система  радионавигации «Брасс». Станция Миус работает в диапазоне сантиметровых  волн. Мощность до 7кВт. Характеристики обнаружения: корабль до 10 миль,  объекты типа морской буй до 2 миль. Ограничена 30 метровой зоной вокруг  корабля.

Вся серия РТ «Сапфир»

Рейдовые тральщики строились на судостроительном заводе №363 в поселке Понтонный:
-  РТ-57. Головной корабль серии. Заводской №350. Начало строительства –  октябрь 1986 года. Спущен со стапелей в июле 1987 года. Вошел в состав  Балтийского флота в декабре 1989 года. Бортовой №316;

https://files1.armyman.info/uploads/posts/2012-12/1354743997_rt-57.jpg

-РТ-341.  Заводской №351. Начало строительства – январь 1987 года. Спущен со  стапелей в апреле 1989 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре  1989 года. Бортовой 331. Списан в июне 2005 года;
-  Рт-248. Заводской №352. Начало строительства – март 1987 года. Спущен  со стапелей в феврале 1990 года. Вошел в состав Балтийского флота в  сентябре 1990 года под №348. Переоборудован в корабль-водитель проекта  13000;
-  РТ-249. Заводской №353. Начало строительства – апрель 1987 года. Спущен  со стапелей в июле 1990 года. Вошел в состав Балтийского флота в декабре  1990 года. Бортовой №206;
-  РТ-252. Заводской №354. Начало строительства – октябрь 1987 года.  Спущен со стапелей в сентябре 1991 года. Вошел в состав Балтийского  флота в декабре 1991 года. Бортовой №239;

https://files1.armyman.info/uploads/posts/2012-12/1354743978_rt-252.jpg

-  РТ-273. Заводской №355. Начало строительства – март 1988 года. Спущен  со стапелей в декабре 1991 года. Вошел в состав Балтийского флота в  сентябре 1992 года. Бортовой №210;
-  РТ-231. Заводской №356. Начало строительства – июль 1988 года. Спущен  со стапелей в августе 1992 года. Вошел в состав Балтийского флота в  августе 1993 года. Бортовой №302;
-  РТ-233. Заводской №357. Начало строительства – октябрь 1988 года.  Спущен со стапелей в июле 1993 года. Вошел в состав Каспийской флотилии в  сентябре 1994 года. Бортовой №219;
-  РТ-234. Заводской №358. Начало строительства – апрель 1989 года. Спущен  со стапелей в марте 1994 года. В строю с августа 1996 года, Каспийская  флотилия. Бортовой №215;

https://files1.armyman.info/uploads/posts/2012-12/1354743956_rt-233.jpg

Всего  было запланировано построить 15 кораблей проекта 10750, всего построено  девять, еще четыре корабля был заложены, но строительство заморожено.  Планировалось создать экспортный вариант – проект 10750Э.

Основные характеристики:
- водоизмещение стандарт/полное – 131/135 тонн;
-  длина – 31.5 метра;
- ширина – 6 метров;
- осадка – 1.6 метра;
- силовая – три дизеля ЗД-12;
- ЭУ – три дизель-генератора по 50 кВт;
- скорость эконом/полная/траления – 10/12/6-10 узлов;
- дальность до 400 миль;
- автономное плавание – 72 часа;
- мореходность не более 5 баллов;
- вооружение боевое: АК-306М, ПЗРК Стрела-3 (8 единиц); тралы: ГКТ-3МО, СЭМТ-1, АТ-6; КИУ-2М, 2ХШЗ-200;
-оборудование:  ГАС МГ-99А1, аппаратура НВ «Хмель», РЛС «Нихром», навигационная РЛС  «Миус», система навигации «Брасс», радиопеленгатор АПР-50Р, эхолот  НЭЛ-МЗБ;
- состав экипажа – 15 (офицер, два мичмана) моряков.

Источники информации:
http://and-kin2008.narod.ru/pr10750.html
http://forums.airbase.ru/2012/10/t67303,5--rejdovyj-tralschik-pr-10750-shifr-sapfir.6552.html
http://russian-ships.info/boevye/10750.htm

Автор: Роман Джерелейко