В конце августа 2011  года атомная подлодка «Юрий Долгорукий» осуществила 16-й пуск МБР  «Булава», согласно программе испытаний. Пуск был осуществлен в акваторию  Тихого океана на максимальное расстояние. Контроль над перемещением и  прибытием к заданной точке боевых агрегатов (блоков) МБР «Булава» был  положен на КИК «Маршал Крылов». На сегодня это последний КИК из 8-ми  кораблей, способных работать с космическими и межконтинентальными  объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров Камчатка.

http://armyman.info/uploads/posts/2012-07/thumbs/1342140249_6.jpg

Мы  всегда рады за новые разработки и производство нового вооружения и  боевой техники, усиливающей мощь родного государства. Однако как же мало  мы знаем о том, кто помогал его создавать и испытывать.  А ведь это  тысячи людей малозаметных профессий, сотни видов вспомогательной техники  и оборудования, чья задача заключается только в одном – снять  измерения, изучить результаты и остатки боевой техники и вооружения,  всеми силами приблизить день, когда новые образцы вооружения встанут на  защиту  родной страны. Они всегда остаются в стороне, о них никто не  говорит, но без них не было никогда непобедимого российского вооружения.  КИК – корабли измерительного комплекса, относятся как раз к такому виду  вспомогательных судов, которые выполняли и выполняют  функции слежения,  снятия измерений и данных с межконтинентальных боевых ракет,  космических челноков, спутников и кораблей.

Создание кораблей КИК

Необходимость  в кораблях, способных проводить всевозможные измерения  межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты,  оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда  испытательные полигоны стали малы для них – дальность действия ракеты  стала измеряться тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения  параметров проводили измерительные пункты, установленные на наземных  полигонах. Теперь же, когда стартовавшая ракета могла облететь полмира,  потребовались новые средства их контроля и измерения.

Своим  появлением корабли обязаны ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору  Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского  командно-измерительного комплекса и выдвижения его на  просторы Тихого  океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и  начинается история этих удивительных вспомогательных судов - история  симбиоза космического и морского флотов.

1958  год. Руководство Советского Союза принимает решение о создании и  постройке корабля - командно-измерительного комплекса. К созданию КИК  привлекают огромное количество людей разных специальностей и многие  предприятия ВПК. Первыми отдают сухогрузы проекта 1128, созданные в  Польше для Советского Союза как транспортники-сухогрузы, для  переоборудования их в КИК. Проектная часть  КИК – Ленинградское ЦКБ и  Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по оснащению их  специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время  измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных  кораблях практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и  автомобильных шасси. Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в  трюмах кораблей на специальных платформах. Кроме аппаратуры и  оборудования, корабли получили усиленные обшивки для возможности  совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все работы  по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после  которых сразу начались ходовые испытания КИК.

Все  КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» - Тихоокеанскую гидрографическую  экспедицию. Место базирования ТОГЭ – бухта на Камчатском полуострове  (позднее там вырос город Вилючинск).

http://armyman.info/uploads/posts/2012-07/thumbs/1342140306_4.jpg

Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР;
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов космонавтами.

Первые  корабли проекта 1128 – Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск)  объединили в  первый плавучий измерительный комплекс (1ПИК), условное название -  «Бригада С». Немного позже к ним присоединился корабль проекта 1129  Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в 1959 году. Легенда  прикрытия – Тихоокеанская океанографическая экспедиция (ТОГЭ-4). В этом  же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских островов,  который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория».  Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого  океана, автономность которого достигала 120 дней.

Все  в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных  кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за  разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски – на  корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными  антеннами. Основным оборудованием были – радиолокационные станции и  пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной  связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где  находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения  Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных  кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при  принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием  для настоящих задач корабля.

Секретность  кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к  месту базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены  обратно только в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными  вертолетами Ка-15. Для обеспечения дальнейшего продвижения кораблям  выделяют ледоколы. В дороге вертолеты отрабатывали различные задачи по  притирке к кораблю и разведке ледовой обстановки. И хотя вертолеты  испытывались на Севере, а боевые задачи решали на Экваторе, вертолеты  Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго оставались основными  вертолетами этих кораблей.

Впоследствии были приняты в строй корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;

После  присоединения кораблей проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название  «Бригада Ч». Легенда прикрытия – ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35  бригаду КИК. Бригада придерживалась при боевой и повседневной жизни  приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза. Кроме кораблей  измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и один  буксир МБ-260

Боевые работы и задания КИК

Наличие  кораблей ТОГЭ были обязательным условием начала испытаний всех  Советских МБР, они обеспечивали все полеты космических аппаратов  Советского Союза и изучали полеты космических аппаратов противника.  Первая боевая задача кораблей - конец октября 1959 года. Первое слежение  и измерения полета  межконтинентальной ракеты - конец января 1960 года.  Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4,  которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего  держали втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в  1973 году в спасательных работах по «Апполону-13».  В начале 80-х годов  корабли обеспечивали запуск Советской БОР. Конец 80-х годов – «Маршал  Неделин» обеспечивал полет МКС «Буран». «Маршал Крылов» выполнил  поставленные задачи в миссии «Европа-Америка-500». В 1960-х годах  корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали информацию с американских ядерных  высотных взрывов.

Корабли закончили свою историю очень трагично:

- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин»  долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не были найдены, продан Индии как металлолом.
-  хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов»  был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на  многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей  достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.

Проект 1914.1 «Маршал Крылов»

Главный  разработчик - "Балсудопроект". Появление новых кораблей измерения и  контроля, полностью построенных от «А» до «Я»  в Советском Союзе –  логическое решение при существовавшей в то время «гонке вооружений». В  корабле воплотили опыт построенных ранее кораблей, их модернизации и  оснащение новым оборудованием. На корабле планировали установить самое  современное оборудование, расширить возможности палубных вертолетов и  всего функционала корабля. Корабль заложили на ленинградских  судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный корабль сошел со  стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в середине  1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через  Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою  классификацию и становится судном связи.

http://armyman.info/uploads/posts/2012-07/thumbs/1342140233_3.jpg

Корабли  проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только наличием у второго РЛС  «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной. Некоторые изменения  коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные мощные  средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус  судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними  помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства – 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»

Корабли проекта 1914 и 1914.1 - это одни из наиболее комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
-  комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета,  стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;

Оборудование спальных мест экипажа:

- срочная служба – 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы – 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав – 2-х местные каюты с душем;
- офицеры –  одноместные каюты;
- командование – блок-каюты;
- командир корабля – блок-каюта с салоном для торжеств.

http://armyman.info/uploads/posts/2012-07/thumbs/1342140280_2.jpg

Корабль  проекта 1914.1 даже сегодня – один из наиболее больших и оснащенных  кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние достижения  советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь с  ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и объектами;
-   аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения,  основное преимущество – используемые алгоритмы обработки информации,  мощнейший комплекс вычислений;
-  станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как  обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс –  не имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» - аппаратура последнего шанса сбора информации о контролируемом объекте;
-  комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной  советской мысли – проводит расчеты координат заданной точки и всех  сопутствующих  характеристик;

Основные характеристики «Маршала Крылов»:

- тип – стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
- водоизмещение - 23.7 тысячи тонн;
- длина – 211 метров;
- ширина 27.5 метров;
-  осадка – 8 метров;
- полезная нагрузка – 7 тысяч тонн;
- скорость до 22 узлов;
- силовая – дизельный ДГЗА-6У;
- два палубных вертолета Ка-27;
-  запасы: топлива – 5300 тонн, авиатоплива – 105 тонн, воды – более 1000 тонн, из них питьевой более 400 тонн;
- автономное плавание до 3-х месяцев;
- экипаж корабля – 339 человек.

Дополнительная информация:

Корабли  из-за выполнения боевых задач в Тихом океане дали возможность  приобрести ВМФ опыт одиночного и группового океанского похода и  применения дальней связи. Именно на таких кораблях отрабатывали свои  первые профессиональные навыки морские вертолетчики. А экипажи КИК  первыми испытали несколько видов формы одежды (тропичка).

Источники информации:
http://shipwiki.ru/istoricheskiy_ekskurs/morskie_korabli_izmeritelnogo_kompleksa.html
http://azlok.livejournal.com/431220.html

Автор: Роман Джерелейко