http://www.airwar.ru/image/flags_small/germww1_small.gif   LFG V.19 PUTBUS

http://www.airwar.ru/image/i/other1/lfgv19-i.jpg

Разработчик: LFG
Страна: Германия
Первый полет: 1918
Тип: Самолет-разведчик для подводной лодки

Еще задолго до 1914 года в Германии существовали две авиационные фирмы с похожими названиями: L.F.G. (Luftfarhzeug Gesellschaft, читается "Эль-эф-ге") со штаб-квартирой в Берлине и L.V.G. (Luft Verkehrs Gesellschaft, или "Эль-фау-ге") также из Берлина. Возникающая из-за этого путаница особенно беспокоила первую из них, выросшую из предприятия Flugmaschine Wright G.m.b.H., которое до 1912 года выпускало для Европы самолеты по лицензии американцев братьев Райт. В конце концов фирма решила эту проблему, зарегистрировав для своих самолетов торговую марку Roland, под которой самолеты L.F.G. и были известны в последующие годы. Примерно в начале 1918-го название Roland стало постепенно выходить из обихода, но это уже другая история.

Фирма L.F.G. была одной из двух (наряду с Hansa und Brandenburg Flugzeug Werke, где работал начинающий тогда конструктор Эрнст Хейнкель), к которым в апреле 1917 года обратился кайзеровский флот (в лице его авиационной составляющей Marine-Flieger) с заданием на миниатюрный гидросамолет-разведчик, использовать который предполагалось с новых подводных лодок 3000-тонного водоизмещения. Самолет должен был быть одноместным, основными требованиями к нему были малые размеры и возможность быстрой сборки-разборки: составные части аппарата должны были укладываться в пять герметичных контейнеров цилиндрической формы на палубе субмарины. Конструкция √ возможно более простая, но устойчивая к воздействию соленой воды. Надо сказать, что до поражения Германии тогда было еще далеко. Несмотря на постоянно ухудшающуюся экономическую и политическую ситуацию в стране и вступление в войну США в том же апреле 1917-го, армия, флот и авиация Германии по-прежнему отличались высокой боеспособностью и техническим оснащением, а во многих отношениях и превосходили войска стран Антанты. Так, на вооружение пехоты поступила невиданная вещь √ пистолеты-пулеметы Bergmann, строились передовые по конструкции подводные лодки и даже цельнометаллические самолеты.

Заказ на самолет для подводных лодок первой получила фирма Hansa-Brandenburg, имевшая, пожалуй, наибольший опыт в проектировании гидросамолетов. По этому заданию Эрнст Хейнкель разработал не один, а целых три проекта. Первый √ поплавковый биплан √ был отклонен еще на "бумажной" стадии осенью 1917 г., так и не получив собственного типового обозначения. Второму проекту √ летающей лодке W.20 повезло несколько больше: ее построили в трех экземплярах, несколько отличавшихся друг от друга, но ни один из них в разобранном виде не умещался в упомянутых пяти контейнерах... В 1918-м Хейнкель предложил третий проект √ цельнометаллическую летающую лодку-моноплан; но и он не соответствовал требованиям по складыванию, поэтому реализован не был и собственного обозначения также не получил.

В этих условиях флот весной 1918 года обратился к фирме L.F.G. Roland, а точнее √ к ее дочернему предприятию в Штральзунде, возглавляемому морским инженером Готтхольдом Баатцем (Gotthold Baatz). Он избрал для решения задачи оригинальный подход. Все в его самолете √ цельнодюралевом двухпоплавковом моноплане √ было простым до примитивности: монококовый фюзеляж √ фактически труба с вырезом для кабины, капот простейшей цилиндрической формы (по некоторым данным, свернутый из стального листа), полусвободнонесущее двухлонжеронное крыло небольшой стреловидности. Самолет проектировался с учетом того, чтобы после разборки его составные части можно было уложить в 5 цилиндрических контейнеров диаметром 70 см и длиной 4 √ 4,5 м. Была разработана и схема укладки. В цилиндры No. 1 и 2 укладывались поплавки и более длинные из их стоек; цилиндр No. 3 вмещал хвостовую часть фюзеляжа и более короткие стойки поплавков; цилиндр No. 4 √ одну консоль крыла, стабилизатор с подкосами, киль и металлический передний обтекатель кабины; наконец, цилиндр No. 5 √ вторую консоль, рули высоты и направления и винт (деревянный, двухлопастный, диаметром 2,40 м). Поскольку консоли крыла из-за большой хорды нельзя было уложить целиком в 70-сантиметровые цилиндры, Баатц сделал их складными вдоль (!) √ причем в двух местах каждую, в плоскостях обоих лонжеронов. Все съемные узлы (крылья, оперение, рули, поплавки и их стойки, противопожарная перегородка) для упрощения сборки были снабжены установочными шипами. Двигатель (ротативный 9-цилиндровый Oberursel Ur.II мощностью 110 л.с.) в сборе с капотом, противопожарной перегородкой, топливным и масляным баками как единый агрегат укладывался в трюме подлодки.

Всю эту головоломку пятерка хорошо обученных механиков могла извлечь из контейнеров, собрать и подготовить к вылету в течение получаса. Разборка и укладка в контейнеры занимала и того меньше времени √ 15 минут. По крайней мере, такие результаты были достигнуты при испытаниях на земле; на палубе подлодки в открытом море, по-видимому, времени понадобилось бы несколько больше.

Самолет, получивший индекс V.19 и имя Putbus в честь портового города на острове Рюген, был окончен постройкой в сентябре 1918 г. и вскоре облетан где-то на Балтике (точная дата неизвестна) Испытания, неоднократно прерываемые различными переделками и доработками, продолжались до конца войны. Командование Marine-Flieger заказало три серийных V.19, но построить их уже не успели.

Интересно, что после окончания войны сотрудникам завода в Штральзунде удалось спрятать V.19 от союзной комиссии по разоружению и даже втайне продолжить работы! Более того √ самолет продолжал летать вплоть до 1923 года; для него была придумана "легенда", согласно которой он являлся абсолютно мирной машиной для разведки косяков рыбы. Но в 1923-м продолжение работ потеряло смысл: самолет устарел, частично подвергся коррозии, рыбаки не имели средств на подобную технику и слабо представляли себе ее использование, а военно-морской флот фактически перестал существовать. Как итог √ V.19 разобрали и отдали на слом.

ЛТХ:
   
Модификация   V.19
Размах крыла, м   9.56
Длина, м   6.62
Высота, м   3.11
Площадь крыла, м2
Масса, кг
  пустого самолета   480
  нормальная взлетная   690
Тип двигателя   1 Oberursel Ur.II
Мощность, л.с.   1 х 110
Максимальная скорость , км/ч   180
Крейсерская скорость , км/ч   155
Практическая дальность, км   360
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м   1800
Экипаж, чел   1

http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lfgv19/lfgv19-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lfgv19/lfgv19-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lfgv19/lfgv19-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lfgv19/lfgv19-1.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lfgv19/lfgv19-c1.jpg