http://www.airwar.ru/image/flags_small/germww1_small.gif   Lübeck-Travemünde F.4

http://www.airwar.ru/image/i/other1/lubeckf4-i.jpg

Разработчик: Lübeck-Travemünde
Страна: Германия
Первый полет: 1917
Тип: Разведывательный гидросамолет

В конце 1917 года был построен гидросамолет последнего проекта компании Flugzeugwerft Lubeck-Travemunde G.m.b.H., обозначенный как F.4 (индекс F.3 был присвоен прототипу гидроистребителя с двигателем Benz Bz.III ). Его конструкция была основана на F2, с улучшенной аэродинамикой и прочностью при несколько меньших размерах. Он был предназначен в качестве вооруженного разведчика, для чего нёс пулемёт и радиооборудование.

Самолёт имел рядный 6-цилиндровый мотор Benz Bz.IV в 200 л.с. с жидкостным охлаждением, радиатор был установлен в центре верхней плоскости, за двигателем располагался топливный бак. Затем следовали две открытые кабины - первая для пилота, вторая - для наблюдателя. Кабина пилота была прикрыта ветровым стеклом. В конце фюзеляжа был установлен классический хвост с деревянной рамой, покрытый холстом. Корпус был покрыт фанерой. Бипланная коробка была двухбалочной. деревянные, прямоугольной формы крылья состояли из трёх деревянных лонжеронов со стальными нервюрами и были покрыты тканью. Элероны имелись на обеих плоскостях. Деревянные поплавки были прикреплены к нижней плоскости и корпусу стальными трубами.

Первая партия состояла из 3-х прототипов, которые получили номера 1971-1973 и прошли флотские испытания. Не совсем удовлетворившись их результатами, флот заказал ещё одну машину с доработками (No. 2135).  На самолете установили двигатель Mercedes D.IV мощностью 220 л.с.

Наконец, в 1918 фирма, принадлежащая к этому времени Энтони Фоккеру (Anton Herman Gerard "Anthony" Fokker), получила заказ на серию в 30 единиц. Серийные машины (номера 7001-7030) использовались для патрулирования в прибрежных районах Северного и Балтийского морей. Не известно, был ли заказ полностью выполнен до конца войны, возможно, компания Caspar-Werke, купившая завод в сентябре 1918 года, продолжала выпуск машин и после войны.

Кроме Германии Lubeck-Travemunde F.4 использовался в военно-морских силах Польши и Норвегии.

После создания в июле 1920 года морской авиабазы польского ВМФ в Паке, в августе 1920 года частная компания в Гданьске купила четыре гидросамолета, в том числе один Lübeck-Travemünde F.4, который получил номер 7. Этот самолет использовался для патрульных полетов на море, для обучения экипажей в распознавании кораблей и для бомбардировок. Бомбы были весом 12,5 кг, и сбрасывались вручную наблюдателем из кабины самолета.

15 августа 1922 года во время воздушных демонстраций в Паке офицер-наблюдатель из-за небрежности сбросил 12,5 кг бомбу в толпу зрителей, в результате чего пострадали 47 военных и гражданских лиц, из которых 13 погибли.

21 августа 1924 года во время патрульного полета загорелся мотор и во время вынужденной посадки в бухте Вашер в районе Оксиви самолёт разбился, пилот погиб. Повреждённый самолет не восстанавливали.

Ещё две машины после войны, в августе 1919 и в июле 1920 года были куплены Норвежской компанией United Sardine Factory в Бергене для поиска сельди в Северном море. Однако первый самолет в 1920 году был возвращен на Каспарверке в Германии для реконструкции в пассажирский с размещением 5-местной закрытой каюты. Машина получила обозначение F.4L (Limousin).

В сентябре 1920 года оба самолета были проданы военно-морскому флоту, которому нужна была надежная машина для замены в почтовой службе на линии Осло-Кристиансанд Supermarine Channel-I, которые из-за проблем с двигателем с трудом сохраняли регулярность маршрута. Самолеты были зарегистрированы под номерами F.46 и F.48 и размещены на военно-морской станции в Кристиансанде. С 20 сентября по 24 октября 1920 года F.48 был предоставлен в аренду Det Norske Luftfartsrederi A / S, где осуществлял пассажирские перевозки на участке между Ставангром и Хаугесундом.

Так, как самолеты имели хорошую грузоподъемность, вскоре они были перестроены в морские бомбардировщики. Поскольку у самолета не было перекладин между поплавками, он также подходил как торпедоносец. Машины были оснащены устройством сброса торпеды Type Mod.T. В качестве навигационного средства самолеты были оснащены компасом. Радиооборудование состояло из передатчика типа Marconi 12 и приемника типа 43. При испытании торпед с декабря 1923 года по май 1924 года пилоты поразили до 75% целей. Высота сброса составляла 5 метров над уровнем моря со скоростью 80 км/ч. Последний раз самолет использовался на службе в июле 1924 года, затем некоторое время пробыли в резерве, а затем их списали, соответственно, в мае 1927 года и ноябре 1930 года.

  ЛТХ:
   
Модификация   F.4
Размах крыла, м   16.70
Длина, м   11.30
Высота, м   3.60
Площадь крыла, м2   57.64
Масса, кг
  пустого самолета   1366
  нормальная взлетная   1998
Тип двигателя   1 ПД Mercedes D.IV
Мощность, л.с.   1 х 220
Максимальная скорость , км/ч   140
Крейсерская скорость , км/ч   125
Практическая дальность, км   550
Скороподъемность, м/мин   100
Практический потолок, м   4000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7.92-мм пулемет Parabellum на подвижной турели (на норвежских установили 7.7-мм Lewis), в задней кабине
  легкие бомбы (обычно 5х10 кг), одна торпеда V.B (только у норвежских самолетов)

http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-6.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-7.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-1.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-c1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/lubeckf4/lubeckf4-c2.jpg