https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633841735_1_.jpg
Танкетка  ППГ – последняя танкетка СССР (ППГ означает «подвижное пулеметное  гнездо», известна также как «Объект 217») – инициативная разработка,  созданная на Кировском танковом заводе в Ленинграде под руководством  Ж.Я. Котина во время советско-финской войны. На вооружение не  принималась. Экипаж из двух человек располагался лёжа. Два пулемета  имели ограниченные углы наведения, скорость была мала – всего 18 км/ч

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним;
Откровения Иоанна Богослова, 6:8

История бронетанковой техники.  Танкетка «Карден-Лойд» возникла из идеи, родившейся в уме британского  военного инженера майора Жиффара Мартеля. Он построил у себя в гараже  «из всего, что под руками» одноместный танк и продемонстрировал его  военному министерству в середине 1920-х годов. Машина военным в целом  понравилась, после чего и другие компании представили военным свои  разработки, и началась между ними конкуренция. Одной из них была  компания Карден-Лойд Тракторз Лтд, основанная сэром Джоном Карденом и  Вивиан Лойд, а затем купленная компанией «Виккерс-Армстронг». Поглядели  специалисты этой компании на машину Мартеля и решили создать нечто  лучшее.

Первую модель они сделали одноместной, как и у Мартеля.  Но тут же выяснилось, что одновременно управлять такой машиной и  стрелять по врагу невозможно. Причём не они одни допустили такую ошибку.  Одноместной была танкетка советского конструктора Налбандова, высотой  всего лишь 70 см, и французская танкетка «Саба».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633841755_2_-karden-lojd-odnomestnyj-tank.jpg
Опытная модель одноместной танкетки «Карден-Лойд»

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1633841786_2a_-carden-loyd_one-man_tankette_imw.jpg
А вот так в ней располагался её водитель и он же стрелок!

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633841802_3_-liliput-nalbandova.jpg
Танкетка Налбандова

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633841926_4_-tanketka-saba.jpg
Танкетка «Саба»

Подумали  англичане и уже в 1926 году создали двухместный вариант своей машины…  Вот его-то военные и взяли, так что производство новой машины началось  уже в 1927 году и затем продолжалось вплоть до 1935 года. Причём с 1933  по 1935 год производство этих танкеток стало осуществляться на  Королевских артиллерийских заводах. Ну а всего танкеток «Карден-Лойд»  разных модификаций в Англии было изготовлено около 450 единиц. В  собственно британской армии использовалось по крайней мере 325 танкеток  модели Mark VI. Но были и другие, более ранние образцы этой машины.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1633841909_5_-carden-loyd_two-man_tankette_1926__kid235.jpg
Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV 1926 года имела прямоугольный корпус, открытый сверху, и вооружалась одним пулеметом

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1633842044_6_-carden-loyd_tankette_mk_iv_iwm.jpg
Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV

Собственно,  имея хорошее шасси, английские военные использовали его по максимуму.  Пытались превратить эту танкетку в легкий артиллерийский тягач,  самоходный миномет и САУ с 47-мм орудием.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842078_7_-karden-llojd-mkiv.jpg
Танкетка «Карден-Лойд» Мк. IV. Вид сбоку

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842142_8_.jpg
Различные  модификации танкетки «Карден-Лойд» из справочника «Хейгль»: слева с  пулеметным вооружением и бронеколпаками над местами экипажа; справа –  варианты с различным вооружением: вверху – установка с минометом Стокса,  внизу – в варианте САУ с 47-мм пехотным орудием

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1633842200_9_-3_7inchhowitzertowedbycarden-loydmortarcarrier1929-2.jpg
Танкетка «Карден-Лойд» в качестве тягача 3,7-дюймовой гаубицы

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842221_10_-2c9b671_b.jpg
Попытались англичане превратить танкетку «Карден-Лойд» в колесно-гусеничную… Страница из справочника «Хейгль

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842199_11_-karden-llojd-mkv.jpg
«Карден-Лойд» Мк. V. Колесно-гусеничный вариант

В  1929 году Польша решила приобрести танкетку Mark VI и использовать её  для разработки своей собственной танкетки TK. Сначала появилась модель  ТК TKS.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842265_12_-kadra_9_bat.jpg
Польские военнослужащие с первой польской танкеткой, вооруженной пулеметом Гочкиса

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842343_13_-tk-1-polsha.jpg
Первая польская танкетка. Вид сбоку

Чехословакия  также приобрела три танкетки Mark VI в 1930 году и лицензию на их  производство, однако выпускать стала свою собственную, улучшенную модель  vz. 33 танкетки на заводе ČKD. Что касается британской конструкции, то  чешские инженеры оценили её как непригодную для участия в современной  войне. Произвели их очень немного, всего лишь 74 единицы.

Советский  Союз танкеток Mark VI купил больше всех, 20 штук, а также лицензию на  их производство, и тоже самым серьёзным образом переделал исходный  вариант. Выпуск новой машины, получившей индекс Т-27, был начат на  Ленинградском заводе «Большевик». Ну а всего с 1931 по 1933 год у нас  этих танкеток было построено 3228!

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842357_14_-cv-33-2-seria.jpg
Итальянская танкетка L3/35

Английскую  танкетку купила также Италия. Под обозначением CV-29 там было  изготовлено несколько её копий, но затем итальянцы доработали эту  конструкцию и стали выпускать свои собственные танкетки улучшенного  образца L3/35, причём в двух вариантах: пулеметном с двумя 6,5-мм  пулеметами, и огнеметном с пулеметом и огнеметом, запас горючего к  которому перевозился в бронированном баке-прицепе, который танкетка  должна была буксировать. Танкетки этого типа активно использовались в  боях. Сначала в Абиссинии (Эфиопии), где особенно хорошо показали себя  огнеметные машины, вызывавшие у простых абиссинцев прямо-таки панический  ужас, и в Испании, во время гражданской войны, куда их отправил  Муссолини на помощь националистам Франко. Там они встретились с  советскими пушечными танками  и продемонстрировали свою полнейшую непригодность. Впрочем, в боях в  горной местности их шасси показало себя очень даже хорошо. Но вот  сражаться на равнине с пушечными БТ-5 и Т-26 им было просто не под силу,  так же как затем и в Африке сражаться с английскими пушечными танками  «Крусейдер» и «Матильда».

Императорская армия Японии также  приобрела шесть танкеток Mark VIb, провела их полевые испытания и  выяснила, что они слишком малы, чтобы их можно было использовать.  Поэтому японцы постарались разработать свой собственный вариант танкетки  и сделали это, создав машину Type 94 Te Ke.

Канадская армия  купила 12 танкеток партиями по шесть штук в 1930-1931 годах. Они  использовались в качестве учебных в Канадской школе боевых бронированных  машин и долгое время были единственными образцами бронетехники в  канадской армии, за исключением нескольких старых броневиков. В боевых  действиях канадской армией они никогда не использовались.

Надо  отметить, что мода на танкетки приобрела практически общемировой  характер. Их покупали, хотя и в небольших количествах, Франция, Латвия  (18 Mk. IV было куплено в 1935 г.), Нидерланды, Боливия и даже  Королевство Сиам. Французы на основе этой танкетки сделали бронированный  транспортер боеприпасов «Рено» UE. Купила танкетки «Карден-Лойд»  Греция, а также Таиланд (там их было около 60 единиц), а ещё их покупали  Чили, Китай, государство Маньчжоу-Го (20 штук Mk. VI), Финляндия и  Португалия. Ну а немцы познакомились с этой танкеткой у нас в СССР, и её  конструкция в определённой степени повлияла на дизайн первого легкого  германского серийного танка Pz. I. Всего же она поставлялась в 16 стран  мира и стала своего рода катализатором прогресса в области создания  легких танков.

Ведь каждый военный специалист, который её видел и  уж тем более «объезжал», сразу же начинал понимать все её недостатки,  которые были более чем очевидны и, соответственно, вызывали сильное  желание их исправить. Отсутствие вращающейся башни, открытый верх,  слабая броня – всё это заставляло подумать о том, как бы всё это  исправить. Но более толстая броня, башня и более сильный двигатель – всё  это прибавляло танкетке веса, а значит – старое шасси для неё уже не  годилось, и приходилось разрабатывать новое. Но, как говорится – «было  бы от чего оттолкнуться, а там уже дальше само пойдёт», именно так и  произошло в случае с английскими танкетками.

Интересно, однако,  что проекты танкеток появились не в Англии, а в СССР ещё в 1919 году,  когда два проекта «вездеходного бронированного пулемета» для нужд  Красной Армии предложил некий инженер Максимов. По первому проекту это  была одноместная танкетка массой 2,6 т, с двигателем мощностью 40 л.с. и  бронёй толщиной от 8 до 10 мм. Расчётная максимальная скорость  предполагалась в 17 км/ч. Второй проект под названием «щитоноска» от  первого отличался тем, что водитель (и он же стрелок) должен был  находиться в ней полулёжа, что позволяло уменьшить её габариты и вес.  Однако оба эти проекта реализованы в то время не были.

Затем в  1926-1929 гг. в СССР было построено пять танкеток Т-17 «Лилипут» – по  сути это и была советская танкетка межвоенного периода. Вот только в  серию она не пошла.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842383_15_-tanketkat-17.jpg
Танкетка Т-17 «Лилипут»

В  Европе к британской инновации в целом отнеслись довольно скептически.  Не так было в СССР, где танкетки на вооружение армии активнейшим образом  продвигал М.Н. Тухачевский, ставший в 1931 году начальником вооружений  Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Перед этим, в 1930 году, по его  инициативе был создан учебный кинофильм «Танкетка», сценарий к которому  написал он сам. Согласно трехлетней программе танкостроения, с июня 1926  года и до 1930 года в СССР предполагалось создать батальон из 69  танкеток («пулеметов сопровождения» – как тогда называли у нас танкетки)  и испытать их на практике.

Как итог этих испытаний в 1929-1930  гг. появился проект танкетки Т-21 – также с экипажем из двух человек,  бронёй 13 мм и узлами танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонён из-за  недостаточной подвижности машины. Предлагались проекты больших танкеток  Т-22 и Т-23, получивших название «больших танкеток сопровождения».  Однако и с этими национальными проектами в то время ничего не вышло.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842410_16_-t-27.jpg
Танкетка Т-27

Но  зато в 1930 году в Великобритании побывала комиссия под руководством  Халепского (начальник УММ) и Гинзбурга (начальник  инженерно-конструкторского бюро по танкам), и вот она-то и приобрела там  20 танкеток «Карден-Лойд» и лицензию на их производство в СССР. По ней  был налажен выпуск танкетки Т-27. Причём у нас, как и в Англии, на её  базе тестировались самые различные системы установки вооружения: 37-мм и  76-мм орудия, на танкетке устанавливали огнемет, безоткатную пушку  Курчевского, танкетки десантировались беспарашютным сбросом с  бомбардировщика ТБ-3 – словом, испытания проводились самые  разнообразные.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/thumbs/1633842438_17_-tanketka-ppg.jpg
Танкетка ППГ. Вид сбоку

Танкетки  Т-27 участвовали в боевых действиях: сражались в Средней Азии с  басмачами, воевали на Карельском перешейке и даже в начале Великой  Отечественной войны. Единственным их достоинством оказалась возможность  проходить по… слабым деревенским мостам, то есть действовать там, где не  могли бы пройти никакие другие танки. Но и в этом случае их броня уже  не защищала от огня противотанковых средств и, в частности, огня любых  противотанковых ружей.

Так что на Т-27 история танкетки в СССР  как началась, так и закончилась. А вот Япония стала одним из самых  рьяных сторонников танкетки, правда, уже с вращающейся башней, и именно  такие машины японцы активно использовали в ходе войны в зоне тропических  лесов.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-10/1633842534_18_-cunningham_t1_tdc_2.jpg
Американская танкетка Т-1

Что  же касается такой развитой индустриальной державы, как США, то там в  1928 г. фирма «Каннингэм» разработала свою собственную одноместную  танкетку, отличавшуюся не только предельно малыми размерами, но и  оригинальной ходовой частью. Вместо привычного многокаткового шасси,  использовавшегося признанными лидерами – фирмами «Мартель» и  «Карден-Лойд», американские инженеры придумали ходовую часть с четырьмя  опорными катками большого диаметра, из-за чего танкетка стала похожа на  небольшой четырехколесный бронеавтомобиль. Переднее колесо было ведущим,  заднее – направляющим. Машина получила обозначение Т-1, хотя в  большинстве источников она упоминается как «Tank Development Chassis  T-1». В движение её приводил четырехцилиндровый бензиновый мотор «Форд»  A, мощностью 42 л.с. Максимальная толщина бронелистов была невелика:  3,17 мм, что позволяло ей выдерживать попадания лишь пуль малого  калибра. Вооружение Т-1: 7,62-мм пулемет, установленный в лобовой части  корпуса. На испытаниях 1928 г. танкетка «Каннингэм» показала себя  довольно посредственной машиной, хотя и смогла развить скорость 31 км/ч.  Однако по остальным параметрам она очень сильно уступала легким танкам и  очень уж дешёвой при этом отнюдь не была! Позднее Т-1 стали  использовать для тестирования гусениц нового типа (большей частью  резиновых), поскольку в этом качестве она показала себя с наилучшей  стороны. Однако в итоге танкетка Т-1 так в единственном экземпляре и  осталась.

P.S. Цветные иллюстрации выполнены А.С. Шепсом.

Продолжение следует…

Автор:Вячеслав Шпаковский