http://www.airwar.ru/image/flags_small/ussr_small.gif   УТ-2

http://www.airwar.ru/image/i/other1/ut2-i.jpg
   
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1935
Тип: Учебно-тренировочный самолет

В годы второй пятилетки Военно-Воздушные Силы и Аэрофлот стали получать скоростные самолеты. Их пилотирование требовало соответствующих навыков. Поэтому и летным школам и строевым подразделениям потребовались более скоростные учебные и учебно-тренировочные самолеты. Советские конструкторы создали несколько типов таких машин, в том числе УТ-2 и УТ-1. Эти самолеты были разработаны коллективом А.С.Яковлева почти одновременно. В мае 1935 года начались испытания двухместного УТ-2 с двигателем М-11 в 100 л. с., а летом - одноместного УТ-1, с М-11Е в 150 л. с.

УТ-2 (Я-20) - учебно-тренировочный двухместный низкоплан, развитие АИР-9 и АИР-10, но фюзеляж и центроплан - деревянные. Обшивка самолета - фанера с полотном. Площадь крыла УТ-2 - 17,12 квадратных метров, вес пустого -616 кг, взлетный - 938 кг.

Самолет был выпущен в двух вариантах: с двигателем М-11Е в 150 л. с. и с двигателем Рено "Бенгали"4 в 140 л. с. Масса обоих самолетов обоих самолетов была минимальной, довольно близкой, запас топлива - на 2 часа. Летные данные получились высокие. Однако на госиспытаниях было выдвинуто требование увеличить запас топлива до 7 часов и переделать сиденье для возможности применения парашютов, которых первоначально не было. Полетная масса возросла на 112 кг, летные качества несколько снизились, но все-таки оставались достаточно высокими. В заключении НИИ ВВС было сказано, что с двигателем М-11Е самолет очень хорош и может быть рекомендован для первоначального обучения летчиков. Вариант с Рено отпал, так как этот двигатель у нас строить не стали.

В 1937 г. самолет УТ-2 был поставлен на поплавки (как для АИР-6) и на нем были установлены три международных рекорда. Вскоре самолет УТ-2 был принят к серийному производству, но со стандартным двигателем М-11М для целей первоначального обучения. Внедрение в серию было начато в сентябре 1937 г. на двух заводах. Благодаря простой и дешевой конструкции трудностей при внедрении не было. Впоследствии самолет выпускался на пяти заводах.

УТ-2 стал одним из основных учебных самолетов в военных школах и аэроклубах. Его скорость - 205 км/час, потолок - 3500 м. Значительно более строгий в пилотировании УТ-1 использовался главным образом для тренировки летчиков - командиров подразделений и инструкторов. Его скорость - 257 км/час, потолок - 7120 м. В предвоенные годы летчики-спортсмены установили на УТ-1 и УТ-2 несколько международных рекордов (в том числе женских) высоты, скорости и дальности полета для самолета такой весовой категории. УТ-2 строился серийно с 1937 г. по 1944 г. и до 1948 г. являлся основным учебным самолетом в летных школах ВВС.

С целью улучшения штопорных характеристик в 1941 г. был создан самолет УТ-2М, отличавшийся увеличением стреловидности и поперечного V крыла, измененным хвостовым оперением, уменьшением площади элеронов и др. УТ-2М был очень прост в управлении, <прощал> грубые ученические ошибки, не входил в плоский штопор, а в крутой штопор входил очень неохотно и выходил из него даже при нейтральных рулях без малейшего запаздывания. Самолет получил широкое признание и высокую оценку. Применение УТ-2 постоянно расширялось, и к началу войны он полностью заменил У-2 в качестве учебного самолета.

Логичным продолжением УТ-2 стал Як-18-цельнометаллический самолет с убирающимся шасси, созданный в 1946 г., который по всем геометрическим параметрам и аэродинамическим характеристикам практически повторял УТ-2 выпуска 1937 г.

ЛТХ:    
Модификация   УТ-2
Размах крыла, м   10.20
Длина, м   7.00
Высота, м   2.55
Площадь крыла, м2   17.20
Масса, кг
  пустого самолета   616
  нормальная взлетная   856
  максимальная взлетная   938
Тип двигателя   1 ПД М-11Е
Мощность, л.с.   1 х 150
Максимальная скорость, км/ч   230
Крейсерская скорость, км/ч   205
Практическая дальность, км   500
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2

http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-16.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-15.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-9.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-10.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-18.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-23.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-20.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-24.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-11.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-21.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-12.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-13.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-17.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-25.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-19.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-22.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-8.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-6.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-14.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-7.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-1.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-2.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-3.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-c1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-c2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-c3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-c4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-c5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/ut2/ut2-c6.jpg