https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/1607432124_5-pokolenie-2.jpg

Оставить нельзя отказаться

F-22 самолет парадоксальный. Введенный в эксплуатацию еще в 2005 году, он и сейчас по сумме возможностей остается мощнейшим оружием  завоевания господства в воздухе. Вместе с тем это в какой-то мере  «неудачник». Ему «посчастливилось» родиться на свет в переходный период:  когда одна холодная война завершилась, а другая еще не успела  стартовать.

Как итог – вместо сотен F-22, которые должны были  заменить F-15 Eagle, построили только 187 серийных экземпляров. На  сегодня производство «Рапторов» завершено. И хотя в СМИ фигурировали  данные о возможном возобновлении постройки новых самолетов, можно с  полной уверенностью говорить, что этого не произойдет. У американцев и  так масса всевозможных военных программ, которые стоят сотни миллиардов  долларов.

При этом даже произведенные истребители могли в  обозримом будущем уйти в небытие в связи с планами американцев резко  сократить количество типов <noindex>истребителей</noindex> в составе Военно-воздушных сил.

  «Я намерен сократить их количество до четырех. Важно понять, насколько  сочетание самолетов будет правильным. F-22 будет заменен на истребитель  Next Generation Air Dominance (NGAD), который будет летать вместе с  F-35. В строю будут находиться F-15EX и F-16»,

– заявил не так давно начальник штаба Военно-воздушных сил генерал Чарльз Браун.

Называли  разные сроки отказа от «Раптора», однако, очевидно, это не самая  близкая перспектива. Да и планы всегда можно пересмотреть.

Модернизация без модернизации

Лучшим  свидетельством этого можно считать озвученные недавно планы провести  глубокую модернизацию F-22. Усилия в этом направлении предпринимались и  раньше. 5 ноября 2021 года Военно-воздушные силы США и компания Lockheed  Martin подписали соглашение на модернизацию всего парка «Рапторов».

Речь  шла про обновление БРЭО и программного обеспечения, доработку планера и  общесамолетных систем, а также замену радиопоглащающего покрытия. А еще  раньше, в 2006 году, запустили программу «структурных» улучшений,  касающихся увеличения срока эксплуатации истребителя.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/6f70623a717171d83a000c3a4868d38b.jpg

Однако,  несмотря на все эти начинания, самолет так и остался с ограниченными  возможностями. В частности, F-22 не способен эффективно поражать  движущиеся наземные цели. Истребитель может брать до восьми миниатюрных  авиабомб GBU-39 (Small Diameter Bomb). Это весьма современное оружие с  дальностью полета после отделения от носителя более 100 километров,  однако оно способно поражать лишь стационарные объекты с заранее  известными координатами.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/f22_gbu39.jpg

Самолет  также не имеет оптико-локационной станции, позволяющей обнаруживать  неприятеля в небе на большой дистанции, без включения РЛС.

F-22 с плюсом

Таким  образом, потребность в модернизации назрела давно, и сейчас США как  никогда близки к ее реализации. Один из пунктов в документе, недавно  выпущенном в рамках программы Small Business Innovation Research (SBIR),  призывает предоставить материалы, которые связаны с установкой  оптико-электронной системы (IRST), которая позволит обнаруживать  воздушные цели в инфракрасном диапазоне и сопровождать их. Кроме того,  самолет должен получить системы, которые позволяли бы летчикам  обмениваться данными с БПЛА и взаимодействовать с ними.

Примечательно,  что установку датчика IRST изначально рассматривали как опцию в  программе Advanced Tactical Fighter (ATF), в рамках которой создали  F-22. Однако его не получил ни серийный самолет, ни даже его  демонстратор YF-22. Причина – желание сэкономить ресурсы.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/fjaqu4pxsa40bf3.jpg

В  теории установка IRST даст самолету принципиально новые возможности,  так как теперь истребитель сможет выявлять воздушные цели, не опасаясь  быть демаскированным при включении РЛС. Его радиолокационная станция  AN/APG-77 может работать в режиме низкой вероятности перехвата (LPI),  что снижает вероятность быть обнаруженным станцией предупреждения об  облучении (СПО). Однако, как это будет работать на практике с учетом  наличия у России и Китая новых СПО, сказать тяжело.

Иными  словами, IRST сделает F-22 еще менее заметным для противника. При этом  его ни в коей мере нельзя рассматривать как альтернативу бортовой РЛС,  хотя бы лишь в силу ограниченной дальности обнаружения. Проще говоря,  радиолокационная станция была, есть и будет главным способом обнаружения  воздушных целей.

Трудности перехода

Планируемая  модернизация F-22 несет в себе технические риски. Если допустить, что  датчик IRST размесят в подвесном контейнере, как можно видеть на примере  F/A-18 Super Hornet Block III, то такой шаг нарушит тщательно  выверенную малозаметность истребителя.

Возможно, американцы выберут вариант со встроенной системой, однако здесь возникает сразу несколько проблем.

Во-первых, неизвестно, имеется ли вообще сейчас такая техническая возможность.

Во-вторых,  подобный шаг непременно скажется на цене модернизации, увеличив ее, по  всей вероятности, в разы (что, впрочем, с учетом военного бюджета  американцев едва ли критично).

Примечательно, что принадлежащий  411-й испытательной эскадрилье F-22 недавно заметили с новыми подвесными  контейнерами неизвестного типа.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/f22-pods-stealth.jpg

Их  размеры позволяют делать самые разные предположения, и далеко не факт,  что речь идет о новой оптико-электронной системе. Более вероятно, что  перед нами некие средства радиоэлектронной борьбы. Отдаленно контейнеры  напоминают станцию радиоэлектронной борьбы EL/M-8222 от израильской Elta  – дочерней компании Israel Aerospace Industries. Впрочем, какие-то  конкретные выводы делать преждевременно.

Итак, можно выделить несколько направлений модернизации F-22. Это:

– продление ресурса;
– обновление БРЭО;
– интеграция в состав вооружения новых управляемых бомб и ракет.

В  последнем случае речь идет, прежде всего, о бомбах GBU-53/B  StormBreaker, имеющих дальность после отделения от носителя около 100  километров и способных поражать подвижные цели. Такое оружие превратит  F-22 в полноценный истребитель-бомбардировщик.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/ff35f86ce6407a73.jpg

Несомненно,  обновится и его вооружение класса «воздух-воздух». Скорее всего, в  ближайшие десять лет Штаты откажутся от знаменитой средней дальности  AIM-120 AMRAAM: несмотря на все улучшения, это довольно старая ракета,  которая постепенно устаревает.

Другой вопрос, что будет вместо  нее? Пока что на него сложно ответить, однако в прошлом году Boeing  показала на конференции Air, Space & Cyber Conference концепт  двухступенчатой ракеты LRAAM (Long-Range Air-to-Air Missile).

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-02/thumbs/message-editor_1632177512307-boeing-lraam-side-view-1024x576.jpg

По  сравнению с AMRAAM и российской Р-77 она должна будет иметь более  высокую скорость, дальность полета и лучшую маневренность на конечном  участке. Впрочем, пока что этот проект находится на ранней стадии, а  кроме того, у американцев есть альтернативные варианты.
         
Автор:Илья Легат