http://www.airwar.ru/image/flags_small/ussr_small.gif   САМ-10

http://www.airwar.ru/image/i/cw1/sam10-i.jpg
     
Разработчик: Москалев
Страна: СССР
Первый полет: 1938
Тип: Легкий транспортный самолет

Строительство коллективом ОКБ-31 последующих опытных самолетов показало, что его успех при создании самолета типа САМ-5 не был случайным. Очередной задачей 0КБ являлось создание легкого транспортно-пассажирского связного самолета САМ-10 с опытным рядным перевернутым мотором ММ-1 конструкции Бессонова. По своей мощности 220 л. с. и габаритам мотор ММ-1 был близок к французскому мотору фирмы Рено 6 р1. внедренному у нас в серийное производство под маркой МВ-6. но конструктивно ММ-1 был более совершенным.

Хотя мотор Бессонова оказался значительно лучше однотипного Рено и Джипси. Главк упорно настаивал на применении моторов МВ-6. но так как он еще не был готов в серии, мы добились разрешения поставить на первый самолет опытный мотор ММ-1, при этом испытывался также и мотор.

Свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла САМ-10 имел светлую, хорошо остекленную кабину на шесть человек (летчик и пять пассажиров) с удобными креслами. Крыло профиля Р-11а (ЦАГИ) - с относительной толщиной профиля в 12 процентов позволяло полностью убирать шасси с баллонными колесами. При постройке самолета были учтены требования простоты управления, высокой маневренности, высокого аэродинамического качества и комфорта. Самолет предназначался для длительной эксплуатации и поэтому имел высокий запас прочности всех своих элементов. Также были учтены требования высококачественной отделки самолета.

С убирающимися шасси самолет должен был показать особенно высокую скорость полета.

Летные испытания САМ-10 ММ-1 полностью подтвердили результаты расчетов, а наибольшая скорость полета оказалась даже выше ожидаемой. Так с шасси в обтекателях скорость у земли оказалась V max = 336 км/ ч. а с убранными шасси - V max = 348 км/ч. Скоростные данные полностью удовлетворяли требованиям заказчика ГВФ. Более того, было решено, что преимущество в 12 км/ч скорости самолета с убранным шасси не оправдывает потери в простоте и надежности эксплуатации неубирающихся шасси, поэтому госиспытания проводились с шасси в обтекателях, тем более? что мотор был высотный и для Н=2000: V max = 360 км/час.

Результаты госиспытаний САМ-10 ММ-1 показали, что самолет существенно превосходил по всем своим летно-техническим характеристикам самолеты равного класса.

Основные выводы государственной комиссии ГНИИ ГВФ настолько интересны, что трудно не привести их здесь. В соответствии с отчетом, испытания продолжались с 5 июля 1938 года по 9 августа 1938 года, при этом ведущим инженером ГНИИ ГВФ был С. А. Виноградов, а летчиком-испытателем - Б. К. Кондратьев.

Основные выводы госкомиссии :

    1. Самолет САМ-10 с мотором ММ-1, 220 л. с. по своим ЛТХ, скорости, устойчивости, управляемости и маневренности может быть использован в гражданском Воздушном флоте и ведомственной авиации как почтово-пассажирский скоростной самолет, а при соответствующих переделках может быть использован по спецназначению.  Самолет может установить ряд международных рекордов.

    2. САМ-10 по ЛТХ является исключительно удачной машиной данного типа. Ни один из современных известных машин с мотором одинаковой мощности не обладает столь высокими характеристиками.

    3. Комиссия отмечает отличную, безотказную работу нового советского мотора ММ-1.

ЛТХ:    
Модификация   САМ-10
Размах крыла, м   11.49
Длина самолета, м   8.16
Высота самолета, м
Площадь крыла,м2   21.86
Масса, кг
  пустого самолета   866
  максимальная взлетная   1436
Тип двигателя   1 ПД ММ-1
Мощность, л.с.   1 х 220
Максимальная скорость, км/ч
  у земли   311
  на высоте   336
Практическая дальность, км   1000
Практический потолок, м   7100
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   до 4 пассажиров

http://www.airwar.ru/image/idop/cw1/sam10/sam10-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/cw1/sam10/sam10-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/cw1/sam10/sam10-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/cw1/sam10/sam10-4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/cw1/sam10/sam10-c1.jpg