Итак, согласно отчетам, в небе Украины в рамках проведения спецоперации, российские ВКС успешно применили Су-35С.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/1646853398_14.jpg

С одной стороны, в новости<noindex></noindex>  нет ничего особенного, было бы очень странно, если бы применение этого  самолета было бы неуспешным. С другой – есть о чем поговорить, потому  что Су-35С этого заслуживает.

Начать стоит с того, что Су-35С, он  же Су-35БМ («Большая модернизация»), как первоначально назывался  проект, представляет собой конец эволюционной цепочки Су-27 – Су-30 –  Су-35. То есть не просто модификация, а глубокая модернизация самолета,  которая, по сути, на выходе дала почти новую машину. То, что мы имеем –  сверхманевренный универсальный многофункциональный истребитель поколения  «4++», в котором были использованы технологии истребителей пятого  поколения.

Чем Су-35БМ/Су-35С отличается от Су-35?

Бортовая  электроника претерпела существенные изменения. Новый комплекс авионики,  новая РЛС с ФАР, позволяющая обнаруживать цели на большей дистанции,  «держать» в поле зрения больше целей и, естественно, обстреливать  большее количество целей. И новые двигатели, более мощные АЛ-41Ф1С, с  управляемым вектором тяги. Новая комплексная система управления КСУ-35,  которая выполняет функции сразу нескольких систем, применявшихся на  самолетах предыдущих моделей.

Информационно-управляющая система  увязывает системы бортового оборудования в единую интегрированную  систему и обеспечивает взаимодействие между экипажем и оборудованием.

Были  проведены значительные работы по усилению конструкции планера самолета,  что позволило значительно увеличить ресурс самолета (30 лет  эксплуатации или 6 000 летных часов, межремонтный интервал повышен до 10  лет эксплуатации и 1 500 летных часов соответственно).

Конструктивно  Су-35С больше похож на своего предка Су-27, на нем не будет переднего  горизонтального оперения, верхнего тормозного щитка, хвостовая балка  укорочена, крылья от Су-33, с флаперонами во всю заднюю кромку крыла.  Уменьшена площадь вертикального оперения, что снизило радиолокационную  заметность самолета.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/1646853399_12.jpg

Благодаря  современной малогабаритной электронике стало возможно увеличить объем  топливных баков и увеличить запал топлива до 11 500 кг (у Су-27 – 9 400  кг), плюс на внешних держателях можно подвесить два бака по 1 800 кг  каждый.

Двигатели АЛ-41Ф1С представляют собой дальнейшее развитие  АЛ-31Ф. Новый, большего размера вентилятор, новые турбины высокого и  низкого давления, новая система управления. Более высокая тяга (примерно  на 16%), до 14 500 кгс на максимальном режиме, до 8 800 кгс на  бесфорсажном. Ресурс двигателя также увеличен более чем в 2 раза,  межремонтный ресурс с 500 до 1000 часов, до первого капитального ремонта  – 1500 часов.

РЛС Су-35С («Ирбис-Э») представляет собой  дальнейшее развитие БРЛС самолетов Су-30МКИ «Барс» с пассивной  фазированной антенной решеткой с углом захвата до 120 градусов.

РЛС  «Ирбис-Э» позволяет обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей  при сохранении непрерывности обзора пространства и вести одновременный  обстрел до восьми воздушных целей. Воздушные цели «Ирбис-Э» может  обнаруживать на дальности до 400 км в зоне обзора 100 градусов. В более  широком секторе (до 300 градусов) дальность обнаружения составляет около  200 км. Сверхмалозаметные цели типа БПЛА с ЭОП 0,01 кв. м.  обнаруживаются на дистанциях до 90 км.

Еще один новый элемент в  боевой системе самолета: ОЛС-35, оптико-локационная станция,  объединяющая в себе теплопеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и  телевизионный канал. Зона обзора, обнаружения и автоматического  сопровождения цели оптико-локационной станцией составляет ±90 градусов  по азимуту. Дальность обнаружения воздушной цели теплопеленгатором в  передней полусфере составляет не менее 50 км, в задней - не менее 90 км.  Лазерный дальномер измеряет расстояние до воздушной цели в диапазоне до  20 км, а до наземной - до 30 км. точность измерения 5 м.

Максимальная  масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг, она размешается на 12  точках подвески. То есть, практически тот же набор, что у Су-30.

Специалисты  ОАК особо подчеркивают, что Су-35С обладает значительно лучшими  летно-техническими характеристиками по сравнению с уже состоящими на  вооружении аналогами и более совершенным комплексом бортового  оборудования.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/15.jpg

Конкуренты

Основными  конкурентами на мировой арене для Су-35С считаются исключительно  истребители пятого поколения F-35 и F-22A. Аналогичные самолеты  поколений 4 или 4+ европейские «Рафаль» или «Еврофайтер 2000» и  американские F-15, F-16 и F-18 не считаются по мнению экспертов ОАК  серьезными противниками.

Причем, считается, что на близких  дистанциях, когда малозаметность не так играет свою роль, Су-35С сможет  стать очень сложным и неприятным противником для истребителей 5  поколения, несмотря на все их достоинства и преимущества.

«The  National Interest» назвал Су-35 первым в списке самого опасного  вооружения России при гипотетическом конфликте с США. Американцы сочли,  что маневренность Су-35 вкупе с большой боевой нагрузкой,  сверхманевренностью, возможностью пуска ракет на сверхзвуке и средствами  РЭБ делают самолет крайне опасным соперником для всех американских  самолетов за исключением F-22. А учитывая, в каком состоянии находятся  «Рапторы» сегодня – то для всех.

Участие в боевых действиях

Боевой  дебют Су-35С состоялся в Сирии, когда 20 августа 2019 года два самолета  российских ВВС перехватили два F-16 турецких ВВС над южным Идлибом и  вынудили их покинуть воздушное пространство Сирии.

26 августа 2019 года два российских Су-35С перехватили самолет ВВС Израиля над Средиземным морем.

10  сентября 2019 года российские Су-35С вновь перехватили несколько  израильских самолетов над южной Сирией и помешали им нанести авиаудары.

В  целом, только в 2019 году Су-35С осуществили более десятка перехватов  турецких и израильских самолетов. Естественно, без применения  вооружения. Потому говорить о полноценных боевых действиях мы не можем, к  вящему удовольствию всех сторон.

Сегодня Су-35С российских ВКС  принимают участие в спецоперации на территории Украины.  Многофункциональность самолета позволяет работать по самолетам,  вертолетам и БПЛА украинских ВВС, а также наносить удары высокоточным оружием<noindex></noindex> по наземным объектам ВСУ и тербатов.

Согласно данных от Минобороны России, Су-35С применялся на всем диапазоне высот, от малых до больших.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/1646853398_13.jpg

Можно ли всерьез считать применение Су-35С успешным?

И да, и нет.

Применение  Су-35С в качестве носителя высокоточного оружия против наземных  структур, конечно, выгодно и оправдано. Особенно учитывая тот факт, что  противовоздушная оборона несмотря на все заявления у Украины еще имеет  место быть. Но с такой работой в состоянии справиться менее сложные и  перспективные самолеты. А в плане работы высокоточным оружием у Су-34  вообще нет конкурентов, бомбардировщик с подобными задачами справится  намного эффективнее истребителя.

Применение же Су-35С против  украинских Су-27М1 и МиГ-29 смотрится просто несерьезно. Все-таки это  самолеты прошлого века, модернизированные в условиях ВПК Украины. То  есть – смех сквозь слезы. Достаточно просто посмотреть в источниках, в  чем заключаются модернизации того же Су-27П1М и Су-27С1М, чтобы понять,  что это скорее деградация некогда сильного истребителя. Попытка  превратить его в недоштурмовик, приспособив под несение неуправляемых  авиабоеприпасов.

Так что успех применения Су-35С в Сирии был  обусловлен условиями применения, когда стороны не ставили целью  уничтожения друг друга, а занимались исключительно тем, что  препятствовали друг другу выполнять задачи.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-03/thumbs/1646853400_11.jpg

В  спецоперации на Украине для Су-35С реально нет и не могло быть  достойных соперников. Те остатки советского наследия, которые кое-как  ремонтировались и «модернизировались» в лице МиГ-29 и Су-27 просто  нельзя рассматривать, как серьезных противников.

Так что оценку боевых способностей Су-35С придется отложить до того времени, как ему достанется достойный соперник.

Однако, уверен, никто не будет против, если этот момент не настанет никогда. 

Автор:Роман Скоморохов