https://topwar.ru/uploads/posts/2022-09/h-6-4.jpg
Бомбардировщик H-6A - одна из ранних модификаций. Фото Wikimedia Commons

Дальний бомбардировщик Xian H-6 поступил на вооружение военно-воздушных сил и морской авиации НОАК в начале шестидесятых годов и до сих пор остается в строю. Столь  длительные сроки службы были получены за счет регулярных модернизаций и  создания новых модификаций. В частности, по мере развития,  бомбардировщик получал то или иное новое оружие. Благодаря этому современный флот H-6 способен применять широкую номенклатуру ракетных вооружений разного назначения.

В процессе развития

Китайский  бомбардировщик H-6 первой версии представлял собой лицензионный вариант  советского Ту-16. Он совершил свой первый полет в 1959 г., и в начале  шестидесятых поступил на вооружение ВВС и ВМС. В первой модификации это  был бомбовоз, вооруженный конвенциональными боеприпасами. В дальнейшем  на его базе создали носитель ядерных бомб, самолет-заправщик и т.д.

В  восьмидесятых годах китайские авиастроители начали разрабатывать новые  модификации H-6 с ракетным вооружением для нанесения ударов по наземным и  надводным целям. Это направление развивается до сих пор и давно  является основным. Последовательно разрабатывались различные варианты  ракетоносцев, отличавшиеся составом оборудования, списком совместимого  вооружения, тактико-техническими характеристиками и боевыми  возможностями.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-09/h-6-1.jpg
Современный H-6K с шестью подкрыльевыми пилонами. Фото Chinamil.com.cn

В  связи с очевидными преимуществами более новые модификации H-6 с  ракетным вооружением постепенно вытеснили обычные бомбардировщики. В  настоящее время на вооружении ВВС и ВМС НОАК имеются только ракетоносцы  этого семейства, построенные по нескольким модификациям. Их применение  обеспечивается самолетами-заправщиками, разведчиками, постановщиками  помех и т.д. на той же воздушной платформе.

Согласно справочнику  The Military Balance 2022, сейчас в ВВС НОАК имеется семь  бомбардировочных полков на самолетах H-6 разных модификаций и  осуществляется формирование и дооснащение новой бригады. Также имеются  учебные подразделения с бомбардировщиками старых версий. Морская авиация  располагает всего двумя полками H-6.

Общее число самолетов H-6  может превышать 215-220 ед. Самыми многочисленными являются самолеты  модификации H-6K – в ВВС служит ок. 100 ед. У ВМС имеется 18-20  аналогичных H-6J, адаптированных к полетам над морем. В ВВС остается ок.  60 более старых H-6H, постепенно модернизируемых до состояния H-6M. У  ВМС имеется до 25-30 неновых H-6G, которые в будущем заменят самолетами  версии «J». Для ВВС малой серией строятся новейшие H-6N. Кроме того, в  учебных целях используется 10-12 старых бомбардировщиков H-6A.

По наземным целям

Бомбардировщики  H-6 из состава ВВС и ВМС НОАК способны поражать наземные объекты  противника. Целями для них являются неподвижные сооружения, скопления  войск и т.д. Координаты цели могут быть известны заранее или установлены  в полете, в т.ч. после сброса оружия. Для решения таких задач  предлагается использовать в основном управляемые ракеты разных типов.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-09/h-6-5.jpg
H-6K парой ракет CJ-10 или CJ-20 (в центре) и двумя изделиями "Хунняо"

По  известным данным, одним из основных вооружений «воздух-земля» для H-6  являются дозвуковые крылатые ракеты воздушного базирования серии  «Хунняо», поступающие на вооружение с конца девяностых годов. Известно о  существовании трех ракет семейства с разными характеристиками. Все  ракеты Hongniao оснащаются турбореактивным двигателем и имеют наведение  на основе спутниковой и инерциальной навигации. Существуют  конвенциональные и ядерные модификации. Самая первая ракета серии, HN-1,  имела дальность полета до 600 км, а для HN-3 этот параметр превысил  1200-1500 км.

В двухтысячных годах началось развертывание более  совершенных дозвуковых КРВБ CJ-10K. Такое оружие могло применяться  последней модификацией бомбардировщика H-6K и должно было доставлять  обычную или ядерную БЧ на дальность до 1500 км. Позже появилась ракета  «Чанцзянь-20» с дальностью не менее 2 тыс.км.

Несколько лет назад  стало известно, что Китай разрабатывает аэробаллистическую модификацию  ракеты «Дунфэн-21». Дальность такого изделия достигнет 3 тыс.км. Им  планируется вооружить самолеты последней модификации H-6N.

Для  поражения целей в радиусе десятков километров самолеты H-6 могут  применять управляемые авиабомбы. Сообщается о совместимости такого  бомбардировщика с современным семейством бомб LT PGB. В него входит  несколько изделий калибром до 1000 кг с полуактивным лазерным наведением  или спутниковой / инерциальной навигацией.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-09/h-6-3.jpg
Противокорабельная ракета KD-88 на фоне совместимой береговой пусковой установки. Фото Wikimedia Commons

В  зависимости от модификации, бомбардировщики-ракетоносцы H-6 способны  нести по несколько ракет или бомб. Так, на более раннем H-6H имелось  лишь две подкрыльевые точки для крупногабаритных ракет или балочных  держателей под бомбы, а в модификациях «K» и «M» их количество доведено  до 4-6. В проекте H-6N переделали конструкцию днища фюзеляжа и  грузоотсека, в результате чего самолет может перевозить крупногабаритную  ракету DF-21 в полуутопленном положении.

Противокорабельное вооружение

Для  поражения подвижных надводных целей предназначается ряд  противокорабельных ракет. Нести их могут все ракетоносные модификации  H-6. Соответственно, бороться с кораблями противника могут и ВВС, и ВМС.  При этом из-за наличия на вооружении разных модификаций самолетов  возможности двух родов войск незначительно отличаются.

Одной из  самых старых ПКР на вооружении является «Инцзи-63». Это глубоко  модернизированная версия более старого изделия «Шанъю» – китайской  версии советской ПКР П-15. В ходе переработки была изменена конструкция и  внедрены новые приборы. Дальность полета выросла до 200 км.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-09/h-6-6.jpg
ПКР YJ-12 на подкрыльевом узле. Фото Globalsecurity.org

В  тот же период была разработана и принята на вооружение ПКР «Кунди-88».  Это сверхзвуковая ракета с прямоточным двигателем и радиолокационным  наведением. Дальность полета достигала 200 км. Поражение цели  производилось за счет полубронебойной БЧ массой 165 кг и скорости  порядка 3,5 М.

В начале десятых стало известно об испытаниях  и/или освоении ПКР типа «Инцзи-12». В техническом отношении она похожа  на предыдущую KD-88, однако отличается увеличенными размерами и массой, а  также несет более тяжелую 500-кг боевую часть. При запуске с воздушной  платформы обеспечена дальность полета до 350-400 км. Скорость выросла до  3,5-4 М.

В ходе развития крылатой ракеты CJ-10 было создано  изделие YJ-100. Эта ПКР имеет дозвуковую скорость и летит на 800 км. К  цели доставляется 500-кг боевая часть. Тип наведения неизвестен.  Вероятно, применяется комбинация навигационных систем и некой ГСН.

В  контексте создания аэробаллистической версии ракеты DF-21 появлялись  сообщения о возможности аналогичной переработки ПКР берегового комплекса  DF-21D. Если работы в этом направлении действительно ведутся, их  результат могут официально показать в обозримом будущем.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-09/h-6-2.jpg
Разные  варианты боевой нагрузки для H-6K. Сверху вниз: 4 ракеты YJ-63; 6 ракет  YJ-12; 6 КРВБ типа CJ-10/20; 6 изделий KD-88. Графика  Globalsecurity.org

Как и «сухопутные» бомбардировщики,  H-6 морской авиации несут ракеты только на внешней подвеске. С точки  зрения боевой нагрузки и способов размещения вооружения они не  отличаются от самолетов H-6H/M/K. В зависимости от назначенного  боекомплекта, ракетоносец может взять на борт не менее 4-6 ракет.  Изделия меньшего размера, такие как KD-88, могут подвешиваться на один  пилон попарно.

Вооружение и модернизация

Бомбардировщик-ракетоносец  Xian H-6 отличается большим возрастом, и его конструкция давно морально  устарела. Несмотря на все модернизации и переделки, внедрение новых  двигателей и аппаратуры, такой самолет уже нельзя считать современной и  удобной платформой. По тактико-техническим характеристикам он уступает  зарубежной технике своего класса, а эксплуатация и применение  сталкиваются с определенными ограничениями.

Тем не менее, НОАК и  авиационная промышленность Китая продолжают развивать семейство  самолетов H-6 и получать максимально возможные результаты. Одним из  способов такого развития является регулярная и своевременная  модернизация комплекса вооружения и сопутствующих систем. Практически  постоянно создаются и внедряются новые приборы и образцы оружия.

По  всей видимости, командование ВВС и ВМС НОАК считает такой подход  правильным и целесообразным, а также не планирует отказываться от него.  Это означает, что бомбардировщики H-6 актуальных модификаций будут  сохранять широкую номенклатуру управляемых ракетных и бомбовых  вооружений, а в обозримом будущем получат изделия нового поколения. В  итоге боевые качества устаревшего бомбардировщика, несмотря на все  объективные ограничения, будут оставаться на приемлемом уровне.

Автор:Рябов Кирилл