https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/ivan-gren-proekta-11711.jpg

Боль­шие де­сант­ные ко­раб­ли про­ек­та 11711 пред­на­зна­че­ны для вы­сад­ки де­сан­та, пе­ре­воз­ки бое­вой тех­ни­ки и обо­ру­до­ва­ния.

Бое­вая тех­ни­ка раз­ме­ща­ет­ся на БДК на тан­ко­вой па­лу­бе. Это мо­гут быть как тан­ки мас­сой до 60 т (до 13 еди­ниц), так и бро­не­транс­пор­те­ры или бое­вые ма­ши­ны пе­хо­ты (до 36 ма­шин), ли­бо до 300 де­сант­ни­ков. По­груз­ка тех­ни­ки на ко­рабль вы­пол­ня­ет­ся дву­мя спо­со­ба­ми: са­мо­стоя­тель­но по­сред­ст­вом ис­поль­зо­ва­ния ап­па­ре­лей, ли­бо при по­мо­щи пор­таль­ных или па­луб­но­го гру­зо­во­го кра­нов че­рез че­ты­рех­створ­ча­тый гру­зо­вой люк в верх­ней па­лу­бе. Эти лю­ки по­зво­ля­ют, так­же, вен­ти­ли­ро­вать под­па­луб­ное про­стран­ст­во, ко­гда не­по­сред­ст­вен­но пе­ред вы­хо­дом дви­га­те­ли ма­шин ра­бо­та­ют на хо­ло­стых обо­ро­тах и за­пол­ня­ют де­сант­ное от­де­ле­ние вы­хлоп­ны­ми га­за­ми. Для по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных опе­ра­ций в рай­оне гру­зо­во­го лю­ка име­ет­ся гру­зо­вой кран гру­зо­подъ­ем­но­стью 16 т и два шлю­поч­ных кра­на для ра­бо­ты со шлюп­ка­ми и мо­тор­ны­ми лод­ка­ми (по­след­них на ко­раб­ле три - две боль­шие и од­на ма­лая).

Для нужд са­мо­обо­ро­ны ко­раб­ля и обес­пе­че­ния ог­не­вой под­держ­ки де­сан­та пла­ни­ру­ет­ся име­ет од­ну ар­ту­ста­нов­ку АК-176 и две ав­то­ма­ти­че­ские ар­тил­ле­рий­ские ус­та­нов­ки АК-630М (все - на мно­го­ярус­ной над­строй­ке), а на ба­ке пла­ни­ру­ет­ся ус­та­но­вить две ре­ак­тив­ные сис­те­мы зал­по­во­го ог­ня. Так­же, пла­ни­ру­ет­ся ба­зи­ро­ва­ние на БДК вер­то­ле­та Ка-29.

Эки­паж - око­ло 100 че­ло­век.

Де­сант­ный ко­рабль проекта 11711 яв­ля­ет­ся даль­ней­шим со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем БДК про­ек­та 1171 «Та­пир».

Про­ек­ти­ро­ва­ло «11711» Нев­ское про­ект­но-кон­ст­рук­тор­ское бю­ро. За ос­но­ву был взят кор­пус ба­зо­во­го БДК-пред­ше­ст­вен­ни­ка, ко­то­рый хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вал се­бя за де­ся­ти­ле­тия служ­бы. Боль­шая часть ко­ра­бель­ных кон­ст­рук­ций пре­тер­пе­ла дос­та­точ­но серь­ез­ные из­ме­не­ния. В ос­нов­ном это ка­са­ет­ся над­строй­ки и внут­рен­них по­ме­ще­ний. При этом в хо­де ра­бо­ты над про­ек­том ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись но­вей­шие тех­но­ло­гии, боль­шое вни­ма­ние бы­ло уде­ле­но вне­дре­нию соз­дан­ных в по­след­ние го­ды но­вых кон­ст­рук­ци­он­ных ма­те­риа­лов и т.п. Ус­пеш­но про­ве­де­на и ра­бо­та по сни­же­нию за­мет­но­сти ко­раб­ля по раз­ным фи­зи­че­ским по­лям.

Про­ек­тан­ты, ра­бо­тая над де­сант­ным ко­раб­лем, зна­чи­тель­ное вни­ма­ние уде­ля­ли ус­ло­ви­ям оби­тае­мо­сти лич­но­го со­ста­ва и де­сан­та. Здесь не­пло­хо ор­га­ни­зо­ван быт и до­суг эки­па­жа, для тре­ни­ро­вок обо­ру­до­ван спе­ци­аль­ный тре­на­жер­ный зал.

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью это­го транс­порт­но-вы­са­доч­но­го ко­раб­ля ста­нет но­вый, «не­кон­такт­ный» спо­соб вы­сад­ки де­сан­та на не­обо­ру­до­ван­ное по­бе­ре­жье, ко­то­рый до­пол­нит тра­ди­ци­он­ный для на­ших ко­раб­лей ме­тод - воз­мож­ность спус­ка на во­ду и при­ем пла­ваю­щих бое­вых ма­шин пе­хо­ты и бро­не­транс­пор­те­ров по но­со­вой сход­не при вол­не­нии мо­ря до трех бал­лов вклю­чи­тель­но.

Обыч­но на со­вет­ских «де­сант­ни­ках» для вы­груз­ки тех­ни­ки на бе­рег ис­поль­зо­ва­лась ап­па­рель. Та­кой спо­соб воз­мо­жен при ук­ло­не бе­ре­га в 2,5-3 гра­ду­са. При мень­шем ук­ло­не тех­ни­ку та­ким ме­то­дом не вы­гру­зить, ее мож­но вы­са­дить толь­ко вплавь. Но это толь­ко лег­кую пла­ваю­щую тех­ни­ку, бо­лее тя­же­лая - ос­та­нет­ся на ко­раб­ле. Но­вый не­кон­такт­ный спо­соб вы­груз­ки пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние се­рий­ных ин­же­нер­ных пон­то­нов, обыч­но ис­поль­зуе­мых Су­хо­пут­ны­ми вой­ска­ми при фор­си­ро­ва­нии вод­ных пре­град. Из не­сколь­ких пон­то­нов фор­ми­ру­ет­ся на­плав­ной мост, по ко­то­ро­му тя­же­лая и лег­кая тех­ни­ка мо­жет пе­ре­дви­гать­ся и вы­са­жи­вать­ся на бе­рег.

Су­ще­ст­вен­ным до­пол­ни­тель­ным свой­ст­вом ко­раб­ля про­ек­та 11711 яв­ля­ет­ся воз­мож­ность транс­пор­ти­ров­ки ме­ж­ду обо­ру­до­ван­ны­ми пор­та­ми 20-футовых мор­ских кон­тей­не­ров с лю­бым ви­дом гру­за, вы­пол­нен­ных по ме­ж­ду­на­род­ным стан­дар­там. Кон­ст­рук­ция ко­раб­ля спо­соб­ст­ву­ет дос­тав­ке гру­за на не­обо­ру­до­ван­ное по­бе­ре­жье, что не под си­лу обыч­ным транс­порт­ным су­дам. Сум­мар­ная мас­са пе­ре­во­зи­мых в них гру­зов мо­жет дос­ти­гать 1500 т.

Пер­вый де­сант­ный ко­рабль, за­ло­жен­ный 23 де­каб­ря 2004 г. на су­до­строи­тель­ном за­вод «Ян­тарь» в Ка­ли­нин­гра­де, по­лу­чил имя «Иван Грен». Всту­п­ле­ние в строй пла­ни­ру­ет­ся на 2012 год. Осе­нью 2010 го­да за­вод «Ян­тарь» по­лу­чил кон­тракт на строи­тель­ст­во ещё од­но­го БДК про­ек­та 11711. Для ВМФ Рос­сии пла­ни­ру­ет­ся се­рия из 5 ко­раб­лей.

Особенности конструкции

Главным отличием кораблей проекта 11711 от старых советских БДК является принципиально иная схема десантирования. «Тапиры» высаживали морскую пехоту и боевую технику при помощи рампы, подходя так близко к берегу, насколько это было возможно по условиям местности. «Иван Грен» в ходе десантирования может оставаться на значительном удалении от среза воды. Высадка техники при этом происходит по понтонной «переправе», соединяющей БДК с берегом.

Такая схема позволяет гарантировать десантирование танков, которое ранее было возможно лишь при благоприятных обстоятельствах. Многие иностранные десантные корабли освоили этот способ высадки достаточно давно, но российские БДК до сих пор подобных способностей не имели.

Компоновка корпуса

Главным внутренним помещением кораблей проекта 11711 является сквозной грузовой трюм, проходящий по всей длине корпуса. Закрывающие его передняя и задняя аппарели позволяют осуществлять высадку в любую сторону. Оборудование для неконтактного десантирования с использованием инженерных понтонов размещено в носовой части корпуса, имеющей довольно характерную изогнутую форму.

На верхней палубе имеется две надстройки – носовая пятиярусная и кормовая четырехярусная. Между ними расположены два крана, которые используются при выгрузке на причальную стенку лёгкой бронетехники и грузовых автомобилей (перевозить их можно как в десантном трюме, так и на верхней палубе).

Внутри кормовой надстройки расположен вертолетный ангар с выдвижной частью, а непосредственно за ним – небольшая полетная площадка. Места на борту хватает для двух винтокрылых машин, однако их одновременное использование едва ли можно будет осуществить. «Штатно» большие десантные корабли проекта 11711 оснащаются одним вертолетом Ка-29.

Антенны радиолокационной станции и связи установлены на крыше носовой надстройки, а на её верхнем ярусе находится ходовой мостик. На других «этажах» имеется целый ряд служебных и жилых помещений, в том числе столовая и спортивный зал. Десантные кубрики достаточно просторны, в них установлены трёхъярусные кровати, обеспечивающие размещение трёхсот человек.

Значительную часть верхней палубы занимает большой грузовой люк, закрывающийся четырьмя створками. Помимо своей основной функции, он является частью вентиляционной системы трюма, позволяя своевременно удалять выхлопные газы, создаваемые двигателями бронетехники, запущенными непосредственно перед десантированием.

Силовая установка

Большой десантный корабль проекта 11711 приводится в движение двумя гребными винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату ДРРА3700, состоящему из следующих основных элементов:

    Дизельный шестнадцатицилиндровый двигатель 10Д49;
    Реверс-редуктор РРП6000;
    «Пурга-11», электронная система, осуществляющая управление агрегатом.

Совокупная мощность силовой установки составляет 10 400 лошадиных сил.

Электрооборудование

Основным источником электроэнергии для кораблей проекта 11711 являются дизель-генераторы АДГ-1000НК. Всего их на борту четыре штуки, размещены они попарно в носовом и кормовом машинных отделениях. Потребителями являются различные исполнительные устройства, осветительное, радиолокационное и навигационное оборудование, аппаратура связи, а также система размагничивания.

Технические характеристики

Основные параметры даются для уже введенного в состав ВМФ большого десантного корабля «Иван Грен». Характеристики следующих БДК проекта 11711 могут быть существенно иными.
Водоизмещение 5000 тонн нормальное, до 6000 тонн полное
Длина корабля 120 м
Ширина 16,5 м
Осадка 3,6 м
Максимальная скорость 18 узлов
Автономность 30 суток
Запас хода 3500 морских миль при скорости в 16 узлов
Экипаж 100 человек

Необходимо отметить, что когда в «нулевые» годы неоднократно демонстрировался макет БДК «Иван Грен»,сообщалось, что водоизмещение корабля составит 6 600 тонн. Сам же проект тогда обозначался конструкторским бюро как 11711Э.

Вооружение и десант

Первоначальные планы предусматривали размещение на БДК довольно внушительного комплекса вооружений, состоящего из следующих основных элементов:

    Две палубных установки МС-73М. Это оружие представляет собой морской вариант реактивной системы залпового огня «Град». Пусковые устройства с подпалубной системой перезарядки планировалось установить непосредственно перед носовой надстройкой;
    Артиллерийская установка АК-176М. Представляет собой автоматическое 76-мм орудие, размещенное в башне с противоосколочным бронированием. Рассматривались и другие варианты, в частности, сообщалось о возможности замены АК-176 на более мощную А-190 со 100-мм орудием;
    Три артиллерийских установки «Дуэт». Представляют собой комбинацию из двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Предназначен «Дуэт» главным образом для отражения воздушных атак. Темп стрельбы – 10 000 выстрелов в минуту;
    Два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Палаш». Разрабатывать их начали почти одновременно со строительством «Ивана Грена». Видимо, ими предполагалось заместить два из трёх «Дуэтов».

Нехватка финансирования и многократный срыв сроков строительства корабля привели к сокращению вооружения. На борту «Ивана Грена» остался только один «Дуэт», вместо двух других установили обычные автоматы АК-630 с одним шестиствольных орудием калибра 30 мм. Решено было отказаться также от АК-176М и от МС-73М.

В то же время сообщалось о том, что на корабле появятся две тумбовые установки «Жало» с крупнокалиберными пулеметами Владимирова (14,5 мм). Во время проведения ходовых испытаний «Ивана Грена» этого оружия на борту не было.

Такие преобразования обозначают, что БДК не сможет обеспечить огневую поддержку десанта в зоне его высадки и будет бессилен перед расположенными на берегу артиллерийскими орудиями и танками противника. Защита от атаки с воздуха также ослабела, а крупнокалиберные пулеметы, даже если они и появятся, не намного её усилят. Разумеется, БДК в одиночку не действуют, но рассчитывать только на боевые корабли сопровождения – это всё-таки явно ущербная тактика. Остается надеяться на то, что в будущем эта ситуация изменится.

На борту БДК «Иван Грен» можно разместить до 300 человек десанта, 13 основных боевых танков и до 36 единиц легкой бронетехники (БТР или БМП). Допустимый вес каждого танка – до 60 тонн. Как нетрудно вспомнить, Т-14 «Армата» имеет массу в 55, а Т-90АМ – в 48 тонн.

Для высадки небольших десантных групп может также использоваться транспортно-боевой Ка-29 – если, конечно, на борту размещен именно такой вертолет, а не поисково-спасательный Ка-27 или ударный Ка-52К.

Боевое и учебное применение

В настоящее время большой десантный корабль «Иван Грен» еще не использовался ни на учениях, ни в ходе реальных боевых действий. Единственным случаем его практического применения стал эпизод, происшедший во время одного из испытательных выходов в море в августе 2016 года. Тогда «Иван Грен» оказал помощь терпевшему бедствие малоразмерному частному катеру «Швед», который был поврежден штормом.

Достоинства и недостатки

Учитывая острую нехватку в ВМФ десантных кораблей, основным достоинством БДК проекта 11711 следует признать уже сам факт постройки и ввода в эксплуатацию «Ивана Грена». Из других преимуществ можно отметить:

    Возможность «бесконтактного» десантирования и доставки грузов на неподготовленное побережье;
    Заметно улучшившиеся условия размещения для экипажа и десантников;
    Возможность коммерческого использования корабля;
    Современное электронное и навигационное оборудование.

Основным недостатком кораблей этого проекта остается их недоработанность. В конструкцию внесено множество изменений, но заказчик и сейчас не вполне доволен результатами. Из других негативных качеств можно отметить:

    Невозможность использования корабля для передового и лучшего в данный момент загоризонтного способа десантирования;
    Слабость вооружения. Корабль не способен не только поддержать десант, но и защитить самого себя;
    Малые размеры ангара и взлетной площадки.

Последний из этих недостатков, вероятно, будет устранен на третьем и четвертом по счету кораблях серии.

Тем не менее особых восторгов этот БДК всё же не вызывает. «Идейно» он относится к 80-90-м годам прошлого века и значительно отстает от своих иностранных конкурентов, находящихся на вооружении различных стран НАТО.

https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/ivan-gren-proekta-11711.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/bdk-saratov.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/stroitelstvo-bdk-ivan-gren-1024x685.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/bdk-ivan-gren.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/nedorabotki-na-bdk-ivan-gren.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/ceremoniya-zakladki-bdk-proekta-11711.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/bdk-ivan-gren-vid-speredi.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/stolovaya-bdk-ivan-gren-1024x682.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/ak-630-na-bdk-ivan-gren-1024x682.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/dueht-na-bdk-ivan-gren-1024x682.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/vertoletnaya-ploshchadka-na-bdk-ivan-gren-1024x682.jpg
https://militaryarms.ru/wp-content/uploads/2019/10/torzhestvennaya-vstrecha-bdk-ivan-gren-1024x683.jpg