http://www.airwar.ru/image/i/weapon/s25.jpg

1937 год в отделе Л.Шварца Московского ракетного НИИ ознаменовался началом работ по созданию авиационных ракетно-осколочно-фугасных снарядов (РОФС) калибра 203 мм. Спустя два года на их основе В.Шитов и В.Лужин разработали ракетный бронебойный снаряд РБС-203 и ракетный авиационно-химический снаряд РАХС-203. До сих пор историки наперебой расписывают величайший фурор, произведенный применением ракетных снарядов в воздушных боях на Халхин-Голе. Однако там наши пилоты стреляли только 82-мм осколочными. И это уже было оружие неслыханного для авиации калибра! Можно только догадываться об эпитетах, которые благодарные потомки использовали бы применительно к РОФС-203.
Парадокс, но накануне войны весьма влиятельные противники ракетного оружия из Наркомата боеприпасов и Главного артуправления Красной Армии сделали очень многое, чтобы оно не появилось в войсках. Тогда же 203-мм авиационную ракетную систему, невзирая на чрезвычайно высокую огневую мощь и поразительную точность стрельбы, "приговорили" к забвению из-за относительно большой себестоимости в производстве и "неудобства в эксплуатации" ╒ снаряды массой 180 кг неудобно заряжать.
Однако в 50-х годах авиаторы взяли реванш - на вооружение поступила очень удачная 240-мм НАР - долгожительница С-24. Развивая дальнейшую перспективу, майор А. Грехов из НИИ ВВС предложил разработать на ее основе улучшенный образец НАР с надкалиберной осколочно-фугасной боевой частью (БЧ). Но ТТТ на новую ракету, скорректированные в Главном штабе ВВС, исполнитель заказа - КБ "Точмаш" смог реализовать только в совершенно новой ракетной системе С-25 (АРС-250).
В "Точмаше" по аналогии с 57-мм НАР "Скворец" новые ракеты оснастили складным оперением. На начальном этапе работы над НАР крупного калибра курировал ведущий специалист фирмы - В.Баранов. На этапе отработки ими вплотную занимались А. Шкамбарный, Б.Смирнов, Н.Царькова, И.Либкинд, В.Уваровский и др. Этап внедрения в серийное производство "лег на плечи" С.Скрипчинского, А-Асадчева и пр.
Учитывая большую дальность полета НАР С-25-0 и С-25-ОФ, для заводских и летных испытаний в 1971 г. пришлось использовать полигон НИИ ВВС в г.Ахтубинске. Там же в июле-сентябре 1974 г. провели их государственные испытания. Ведущим инженером на них был назначен майор А. Грехов, а ведущими летчиками на фронтовых бомбардировщиках Су-17М - подполковники Н.Рухлядко и П.Кузнецов.

http://www.airwar.ru/image/i/weapon/s250.jpg

На полигоне для исследования осколочного действия БЧ С-25-0 выстроили несколько типовых групповых целей, имитирующих различные фрагменты военного аэродрома. Это были круговые мишени диаметром 50 м, опаханные по контуру и обложенные скатами автомобилей. В центре ими же выложили хорошо видимый с высоты крест. Свободное пространство внутри круга занимали самолеты-истребители Миг-17, перехватчики МиГ-19, крылатые самолеты-ракеты, а также грузовые автомобили и аэродромные топливо-заправщики. Для имитации воздушного подрыва НАР ее подвешивали на тросах, укрепленных на столбах или мачтах на определенной высоте с соблюдением угла подхода к цели.
Результаты подрывов впечатляли: БЧ сработала в воздухе в семи метрах от самолета, стоящего на земле, оторвав плоскости и сплющив кабину пилота. В девяти метрах у другого самолета сорвало почти всю обшивку фюзеляжа, оторвало консоли крыла и разрушило кабину. У бензовоза МАЗ-200-ТЗ, расположенного на той же дальности, в емкости образовалось несколько вмятин и множество пробоин.
Если бочка осталась на раме (умели же предки делать прочные автомобили!), то деревянную кабину разрушило полностью. Стоящие рядом грузовики ЗИЛ-164 были полностью смяты и обгорели. Кроме того, осколками серьезно повредило самолет-перехватчик МиГ-19П, расположенный в 26 м. Стоящие в 60 м крылатые самолеты-ракеты получили идентичные повреждения. Это не удивительно, поскольку корпус БЧ с осколочной насечкой у С-25-0 дробится на двенадцать тысяч продуктивных осколков!
На ракетах С-25-0 и С-25-ОФ защита от аэродинамического нагрева осуществлена комбинированно - БЧ защищена зазором между обечайками, а двигатель - пусковой установкой. .В программы наземных испытаний обеих ракет входила также их обкатка на Су-17М для исследования эффективности этой защиты. Горизонтальный полет и пикирование проходили на высотах 25-3000 м на скоростях носителя 1200-1500 км/ч. Под эти испытания несколько весовых макетов НАР оборудовали термодатчиками и радиотелеметрической аппаратурой.
Исследования проникающей способности БЧ осколочно-фугасной С-25-ОФ проводили стрельбой НАР прямой наводкой по бронеплитам, установленным вертикально, и кирпичной кладке различной толщины. Корпус БЧ не разрушался при прохождении через бронированный лист толщиной 20 мм и кирпичную кладку кладку в два с половиной кирпича во всем диапазоне скоростей полета НАР. Имитация стрельбы с установкой взрывателя на замедленное действие по ВПП с бетонным 25-мм покрытием и песчаной "подушкой" толщиной 1 м дала воронки диаметром 3,2 и глубиной 0,6 м. Для проверки осколочного действия БЧ проникающего типа подорвали вблизи самолета Як-25Р, полностью выведя тем самым его из строя.

http://www.airwar.ru/image/i/weapon/s25of-pu-o-25.jpg
C-25-ОФ на ПУ-О-25

Летные испытания НАР полностью подтвердили все боевые свойства нового оружия. В июне 1975 г. обе ракеты приняли на вооружение. Однако на полигон НИИ ВВС это оружие продолжало поступать. Для подтверждения боевой пригодности после хранения в различных условиях в течение продолжительных сроков летчики-испытатели пускали их по типовым целям.
В начале 80-х годов на очередном контрольном отстреле С-25-0 пилот все же уложил ее точно в моторно-трансмиссионное отделение тяжелого танка ИС-3. Многотонная башня отлетела на несколько метров в сторону, траки гусениц будто испарились, от корпуса осталось только днище и передние броневые листы.
Боевое применение С-25-ОФ в строевых частях показало, что иногда при стрельбе ее БЧ с контактным взрывателем в головной части, установленным на замедление, не срабатывала из-за собственного разрушения на прочных преградах. На модернизированном образце - С-25-ОФМ с осколочно-фугасной БЧ проникающего типа взрыватель перенесли в донную часть корпуса. Ведущим инженером на испытаниях в НИИ ВВС был назначен полковник О.Гордон, ведущим летчиком-испытателем на истребителе-бомбардировщике Су-17М2 - полковник В.Шушунов. НАР уверенно поражала самолет, пробивая метровую толщу железобетонного укрытия и 3-4 м грунтовой засыпки. По грунту средней плотности при сравнительно небольшом количестве ВВ предел ее фугасного действия - воронка глубиной 0,6-0,7 м при установке взрывателя на мгновенное действие. На замедленном - глубина воронки составляла 1,0-1,7 м.

http://www.airwar.ru/image/i/weapon/s25.gif

Тактико-технические характеристики

Модификация С-25ОФ

Калибр, мм 340
Длина, мм 3310
Масса ракеты, кг 480
Масса БЧ, кг 190
Масса ВВ, кг 27
Дальность, м 4000

Модификация С-25-О

Калибр, мм 340
Длина, мм 3307
Масса ракеты, кг 381
Масса БЧ, кг 150
Масса ВВ, кг
Дальность, м 4000

http://rufor.org/
http://www.airwar.ru/