https://topwar.ru/uploads/posts/2022-11/-35-12.jpg
Многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35С

После начала спецоперации на Украине на Западе, особенно среди  стран НАТО, обоснованно возрос интерес к изучению и анализу возможностей  российской боевой техники и вооружений. Не остались без внимания и  самолеты ВКС РФ, которые показывают высокую эффективность как в  поражении наземных целей в прифронтовой зоне и в тылу противника, так и в  воздушных боях.

Эксперты американского военно-аналитического  издания Military Watch провели свой, стоит отметить, весьма объективный,  сравнительный анализ двух истребителей ВКС РФ по техническим  характеристикам и возможностям ведения воздушного боя. Речь идет о  двухместном сверхзвуковом высотном перехватчике дальнего радиуса  действия МиГ-31БМ и многоцелевом сверхманёвренном истребителе с  управляемым вектором тяги поколения 4++ Су-35С.

МиГ-31 поступил  на вооружение советских ВВС в 1981 году и был пионером многих передовых  технологий. «Лисья гончая», как называют этот МиГ в странах НАТО,  считается самым боеспособным самолетом, состоявшим на вооружении любых  военно-воздушных сил в эпоху холодной войны с точки зрения возможностей  ведения воздушного боя, и является самым тяжелым и быстрым боевым  истребителем-перехватчиком в современном мире.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-11/mig-31-17.jpg
Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ

Су-27  поступил на вооружение в 1985 году, и в отличие от более дорогого  МиГ-31 широко продавался на экспорт после распада Советского Союза, что  привело к значительным инвестициям в модернизацию конструкции. Су-35,  разработанный на базе Су-27М, стал первым в мире истребителем поколения  4++ и поступил на вооружение российских ВВС в 2014 году. Самолет был  разработан для противодействия истребителям пятого поколения ВВС США,  таким как F-22 и F-35, и при поступлении в строй считался самым  боеспособным серийным истребителем в мире.

До поступления на  вооружение Су-57 в декабре 2020 года, Су-35 и МиГ-31БМ были ведущими  претендентами на звание самого боеспособного российского  истребителя-перехватчика в воздушном бою. Основным преимуществом серии  Су-27/35 является ее непрерывное производство, что позволяло постоянно  модернизировать планер и двигатели.

Проводить прямое сравнение  двух боевых машин в части возможностей ведения воздушного боя не совсем  корректно. МиГ-31БМ спроектирован как специализированный высотный  перехватчик, и поэтому он значительно быстрее, способен использовать  свое оружие  на гораздо больших высотах и обладает непревзойденными возможностями по  дальности боя. Су-35 обладает гораздо более высокой скороподъемностью,  превосходной тяговооруженностью и манёвренностью, что обеспечивает  подавляющее преимущество на ближних дистанциях. Требования к  техническому обслуживанию и эксплуатационные расходы у этого самолета  также значительно ниже.

МиГ-31 лучше подходит для ведения боя на  больших дистанциях, тем более, что в качестве основного вооружения  используются ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М, которые являются  одними из самых дальнобойных в мире. Они могут покрыть расстояние в 400  км, вооружены 60-килограммовыми боевыми частями и развивают  непревзойденную скорость 6 Махов. МиГ-31 также хорошо подходит для  перехвата крылатых ракет из-за уникально высокой ситуационной  осведомленности, обеспечиваемой его крупногабаритным бортовым радаром  «Заслон-М». Перечисленные возможности делают МиГ-31 отличным дополнением  к наземной противовоздушной обороне России для защиты обширного  воздушного пространства страны.

Су-35 в основном использует  ракеты Р-37М и Р-77-1, которые имеют относительно скромную дальность  действия 130 км и 110 км соответственно. Этот недостаток был частично  устранен с помощью интеграции Р-37M, способной поражать цели на  расстоянии более 300 км.

Значительное преимущество МиГ-31 перед  Су-35 по-прежнему заключается в том, что его возможности так не были  тщательно изучены противниками России, отмечают американские эксперты.  После распада СССР Соединенные Штаты сумели приобрести два самолета типа  «Фланкер» в Белоруссии и тщательно изучили их. Возможности МиГ-31,  напротив, не очень хорошо известны, поскольку самолет никогда не  экспортировался.

В конечном счете МиГ-31 является более  универсальным самолетом, особенно потому, что может быть оснащен  баллистическими ракетами и противоспутниковым оружием, обеспечивающими  возможности, с которыми Су-35 не может конкурировать. В воздушном бою  эти две конструкции более близки друг другу: Су-35 способен представлять  угрозу на всех дальностях, в то время как МиГ представляет гораздо  большую угрозу на дальних дистанциях с большим превосходством в огневой  мощи, дальности поражения и осведомленности о боевой обстановке.

Таким  образом, оба самолета взаимодополняют возможности друг друга и  позволяют российским ВКС решать практически любые боевые задачи в  условиях современной войны, делают выводы авторы статьи. Эксперты  уверены, что оба российских самолета, благодаря определенным уникальным  техническим характеристикам, имеют большой экспортный потенциал.

Автор:Александр Григорьев