C3N
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет: 1936
Тип: Многоцелевой разведчик
Выпущенная в конце 1935 года штабом Императорского флота техническая спецификация 10-Shi требовала от авиапромышленности создания двух палубных машин: ударного самолета (бомбардировщика-торпедоносца) и дальнего разведчика.
Компания Накадзима (中島飛行機株式会社 - Nakajima Hikoki Kabushiki Kaisha) вступила в борьбу за производство самолетов про этой спецификации. Проект, имевший внутрифирменное обозначение "К" и впоследствии ставший B5N1, разрабатывался группой конструкторов под руководством Кацуми Накамура (Katsumi Nakamura). Вторая конструкторская группа, возглавлявшаяся Ясуда Фукуда (Yasuda Fukuda) работала над имевшим внутрифирменное обозначение "S" проектом самолета-разведчика.
Технические требования спецификации 10-Shi на самолет-разведчик включали максимальный размах крыла не более 14 м, длину не более 10 м; экипаж должен был состоять из трех человек, что было необходимо для навигации на обширных территориях океана. Максимальная скорость должна была превышать 200 узлов (370,4 км/ч), минимальная скорость - менее 60 узлов (111,12 км/ч), а дальность должнв была быть более 1200 морских миль (2222,4 км). Также в требованиях были отличный обзор и способность выполнять ночные полеты. Требования технической спецификации 10-Shi позволяли конструкторам выбрать один из двух типов двигателей - Nakajima Hikari или Mitsubishi Kinsei.
Обе конструкторские группы начали работать в начале 1936 года и проект "S", представлявший собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, вскоре перехватил инициативу - Ясуда Фукуда взял за основу уже существовавший, но отвергнутый Армией проект легкого бомбардировщика Nakajima Ki-31. К чести компании Накадзима можно сказать, что группы инженеров тесно сотрудничали между собой и регулярно обменивались различными конструкторскими решениями и унифицируя различные узлы и детали, тем самым упрощая процессы производства и последующего ремонта в полевых условиях (в частности силовая установка на обоих самолетах была идентичной: в качестве силовой устаноки был выбран "родной" двигатель Hikari).
В октябре 1936 года первый прототип самолета-разведчика был завершен. Второй самолет этой серии вскоре также был готов, после чего обе машины были переданы флоту для испытаний. Испытания с периодическими изменениями продолжалось около года, пока в сентябре 1937 года машина не была принята на вооружение как палубный самолет-разведчик тип 97 (C3N1).
Вскоре после поставки Флоту палубного ударного самолета и завершения обеими машинами палубных испытаний они были отправлены в центральный Китай для оценки с точки зрения тактического применения. После двух месяцев работы бомбардировщик был официально принят на вооружение и стал палубным ударным самолетом тип 97 (B5N1). Его вспомогательным назначением стало выполнение разведывательных полетов, таким образом он мог выполнять функции палубного разведывательного самолета тип 97, и как следствие C3N1 в серийное производство запущен не был.
Два же C3N1 с 1937 по 1940 год в качестве разведчиков наземного базирования применялись в районе Шанхая и Ханькоу.
С 1937 по 1940 год оба C3N1 в качестве разведчиков наземного базирования применялись в районе Шанхая и Ханькоу.
ЛТХ:
Модификация C3N1
Размах крыла, м 13.95
Длина, м 10.30
Высота, м
Площадь крыла, м2 30.70
Масса, кг
пустого 1805
максимальная взлетная 3000
Тип двигателя 1 ПД Nakajima Hikori
Мощность, л.с. 1 х 800
Максимальная скорость, км/ч 387
Крейсерская скорость, км/ч 300
Практическая дальность, км 2278
Практический потолок, м 6670
Экипаж, чел 2
Вооружение: один стреляющий вперед 7,7-мм пулемет Typе 97 с боезапасом 500 патронов и один стреляющий назад подвижный 7,7-мм пулемет Typе 92 с боезапасом 485 патронов