Nakajima Ki-49 DONRYU
Разработчик: Nakajima
Страна: Япония
Первый полет: 1939
Тип: Средний бомбардировщик
В десятилетие, предшествующее атаке на Перл Харбор, только две фирмы-производителя самолетов в Японии могли позиционировать себя как главные поставщики авиации флота и армии. Nakajima традиционно занимала нишу производителя истребителей для аримии и флота, в то время как Mitsubishi выпускала бомбардировщики. Однако, в течение трех последних лет 30-х Mitsubishi "влезла" в сферу влияния своего конкурента, выпустив прекрасный истребитель флота A5M1 Тип 96, и значительно упрочила свои позиции при запуске в производство тяжелого бомбардировщика флота G3M1 Тип 96 "Рикко", и армии - Ki.21 Тип 97, обойдя Nakajima с ее версией армейского бомбардировщика Ki-19, близкого по конструкции и дизайну. Хотя Nakajima удалось-таки подтвердить свой статус лучшего производителя истребителей со своим проектом армейского истребителя Ki.27 Тип 97 , обыграв Mitsubishi с Ki.18 и Ki.33 - армейским вариантом своего морского A5M1, однако проигрыш в конкурсе на армейский бомбардировщик руководство Nakajima переживало очень тяжело. В попытке играть на поле технологического наверстывания и достижения паритета с Mitsubishi с их рядом передовых патентов, купленных у Юнкерса, Nakajima посмотрела в сторону США. Когда в 1934 г., Douglas DC-2, только вышел на авиалинии, Nakajima тут же заключила договор на производство этих авиалайнеров в Японии по лицензии. Для начала компоненты для пяти самолетов были приобретены для сборки в Японии. В то же время, инженеры Nakajima Kiyoshi Akegawa, Katsuji Nakamura и Setsuro Nishimura были взяты на работу чтобы адаптировать американские чертежи к японским стандартам. Первый японский DC-2 был завершен в феврале 1936 года, и его уменьшенная версия, АТ-2, поднялась в воздух в сентябре (Буква "А" в обозначении была в честь главного конструктора Akegawa). Самолет пошел в серию как Ki.34 Тип 97 для армии и L1N1 Тип 97 для флота соответственно. Благодаря новым технологиям, заложенным в проекте, Nakajima почувствовала новые возможности для дальнейшего развития.
Однако время было упущено. Попытка переделать Douglas DC-2 в дальний бомбардировщик флота LB-2, не увенчалась успехом. Главным конструктором проекта был назначен Kenichi Matsumura, и когда первый LB-2 выкатили из ангара в марте 1936 года, Mitsubishi уже заключила контракт на поставку серийных G3M1.
Также выглядела картина во время конкурса на армейский бомбардировщик. Когда в 1935 году была выпущена спецификация для замены устаревших двухмоторных тяжелых бомбардировщиков Ki.1 Тип 93, Nakajima и Mitsubishi получили согласие армии на работы по проектам Ki.19 и Ki.21 соответственно.
Проект Nakajima Ki.19 возглавил Kenichi Matsumura, как главный конструктор, при содействии конструкторов Toshio Matsuda и Setsuro Nishimura. К марту 1937 два образца каждого из конкурентов Nakajima Ki. 19 и Mitsubishi Ki.21 были испытаны в испытательном центре армии в Тачикава, из которого они пошли в армейскую школу тяжелых бомбардировщиков в Хамамацу в июне того же года для дальнейших испытаний. Результаты оказались неубедительными, поэтому армейцы провели повторные летные испытания обоих самолетов с одним выключенным двигателем. На этот раз армия пришла к выводу, что установка более надежных двигателей Nakajima Ha.5 на планер Mitsubishi Ki.21 явилось бы оптимумом. Хотя Nakajima и получила заказ на поставку своих двигателей для бомбардировщика, но Mitsubishi выиграл гораздо более прибыльный контракт на поставку самолетов JAAF. Nakajima снова проиграла. Это была горькая пилюля.
В конце 1937 года, Mitsubishi получила долгосрочного преимущество в производстве авиатехники над Nakajima в соотношении примерно 1/3, и фирме Nakajima пришлось лишь жаловаться на судьбу и отсутствие дальнейших заказов и, соответственно, развития.
Когда появились первые проблемы с бомбардировщика Mitsubishi в ходе боевых действий в Китае в начале 1938 года в связи со слабым оборонительным вооружением, малой скоростью и скороподъемностью, Nakajima стала первой в очереди, чтобы получить заказ на бомбардировщик следующего поколения. Новые спецификации предполагали, что новый бомбардировщик, будет быстрее, чем Ki.21 в соотношении 6/5 и мог бы защитить себя самостоятельно без использования истребителей сопровождения, сохранив при этом 1 т. бомбовой нагрузки. Вооружение предполагалось выполнить со сферическим сектором обстрела по образцу европейских аналогов. Впервые в японской практике указывалось на необходимость защиты экипажа - самолет должен был иметь бронезащиту экипажа и протектированные топливные баки.
Еще раз две основные фирмы столкнулись в конкурентной борьбе. Предварительное предложение Nakajima получило обозначение Ki.49 а Mitsubishi - Ki.50. Только на этот раз было преимущество Nakajima. Мало того, что инженеры фирмы многому научились со своими предыдущими проектами Ki.19, LB-2, но они также вдоль и поперек знали Ki.21, который производили по лиценции Mitsubishi. Также было сэкономлено время, поскольку предварительные проработки были проведены задолго до объявления конкурса. Слухи, распространенные чиновниками, дружественными руководству фирмы, о планах замены Ki.21 витали в Японии с лета 1938 года.
К концу 1938 года Nakajima уже имела полномасштабный деревянный макет Ki.49 в то время, когда сотрудники Mitsubishi только приступили к проработкам дизайн-проекта будущего Ki.50. Видя явное преимущество конкурента, руководство Mitsubishi отозвало свое участия в конкурсе. Времена изменились. Nakajima вдруг снова оказалась на коне. Финансируемому из частных источников проекту Ki.49 был дан высокий приоритет развития. Главным конструктором проекта нового бомбардировщика был назначен Tei Koyama, а его заместителями - доктор Hideo Itokawa, эксперт по истребителям в фирме и доктор Setsuro, эксперт по силовым расчетам, работавший ранее над проектами LB-2 и Ki.19. С одной стороны конструкторская команда была очень сильной, но с другой - Koyama был по горло занят с проектом нового перехватчика Ki.44 Shoki, а Itokawa также занимался развитием истребителя Ki.43 Hayabusa. Таким образом, ведущие конструктора проекта были перегружены работой.
Тем не менее, несмотря на более высокий "истребительный" приоритет работ, документация на Ki-49 была готова и начато изготовление прототипа примерно на год раньше, первого полета Ki-44.
Некоторая задержка с прототипом была вызвана недоведенностью нового 14-цилиндрового двигателя Ha.41, предполагавшегося к установке как на Ki-49, так и на новый истребитель Ki-44. Так как двигатель еще не был готов, проектная группа приняла решение, временно установить на прототип бомбардировщика менее мощный Nakajima Ha.5-Кай, 1080 л.с, используемый на Ki-21. На последующих двух прототипах уже установили проектные 1250-сильные Ha.41. К концу 1940-го были выпущены еще 7 предсерийных образцов. Все десять прототипов были направлены в Летно-испытательный отдел Фусса для оценки. Незначительные изменения были внесены в конструкцию самолета в процессе испытательной программы, в основном в размещение экипажа, защиты и вооружения. Экипаж был увеличен с шести до восьми человек, с местом для девятого члена экипажа для дополнительной обороны самолета. 20 ноября 1940, бомбардировщик был запущен в производство как "тяжелый бомбардировщик Ki-49 тип 100", первоначально известный как "Тип 100 Шин-Ю", но вскоре получил собственное имя "Donryu" - "Парящий Дракон". При отсутствии других вариантов под рукой, JAAF был готов принять новую замену Ki-21.
Еще не высохли чернила на армейском заказе, когда штаб ВВС обратились к фирме Nakajima с настоятельной просьбой. Полки бомбардировщиков Ki-21 в Китае понесли значительные потери от истребителей китайских ВВС, которые оказались значительно сильнее и агрессивнее, чем ожидалось. Армия потребовала создать летающие оружейные платформы для сопровождения бомбардировщиков Ki-21, и заказала Nakajima проект "эскортного истребителя сопровождения" на базе Ki-49, которому был присвоен индекс Ki-58. В период с декабря 1940 по март 1941 года, было выпущено три подобных самолетов на базе готовых планеров Ki-49 под руководством Ken-ichi Matsumura, бывшего Главным конструктором проекта Ki-19 пять лет назад. На псевдобомбардировщики установили выступающие пушечные турели в бомбоотсеке, добавив дополнительные стрелковые точки сверху за кабиной. Таким образом Ki-58 нес пять 20-мм пушек Ho-1 и три 12.7 мм пулемета Ho-103. Идея заключалась в том, чтобы обеспечить огневое сопровождение группе Ki-21 бомбардировщиков, расположив по внешнему краю формации. Оцениваемая в центре Фусса, такая временная мера умерла естественной смертью в связи с появлением нового истребителя армии Ki-43 Тип 1 "Hayabusa". Эти новые истребители быстро доказали, что способны сопровождать бомбардировщики к цели на всем маршруте.
Спустя три года после инициации проекта, - в сентябре 1941 года первые самолеты Ki-49 модель 1 "Donryu" начали сходить с производственных линий Nakajima. Пять были завершены в сентябре, и только 29 завершены к концу 1941 года. Параллельно рассматривался проект Ki-80 -своего рода командно-штабная машина для наблюдением за формациями бомбардировщиков, руководства ими в бою, координацией действий и фиксацией результатов. Были выпущены две машины на базе готовых планеров Ki-49. Однако идея умерла, когда начальные летные испытания показали, что более тяжелый Ki-80 "Donryu" будет самым медленным самолетом в формации бомбардировщиков после того, как они сбросят свой груз. Было решено использовать стандартные бомбардировщики в роли наблюдателя, но Nakajima сохранила два экспериментальных самолета Ki-80 для оценки. Позднее Ki-80 использовался в качестве испытательного стенда для летных испытаний нового 2420-сильного двигателя. Nakajima Ha-117.
Предсерийные "Donryu" уже использовались в летной школе тяжелых бомбардировщиков армии Хамамацу для облегчения переобучения. Поэтому первая часть - 61 сентай при перевооружении с Ki-21 на Ki-49 почти не потерял времени на переучивание. 61 сентай оказался в положении морской свинки для опытов, получив свой первый самолет в июле 1942 года и тут же был отправлен на передовую - на авиабазу Кендари на юге о. Целебес, чтобы принять участие в воздушных рейдах на порт Дарвин северо-западной Австралии летом 1943 года. Японская армия стремилась оставить свой след в наступлении на Австралию, цель, которая была часто подвергается атакам, в основном, флотских дальних бомбардировщиков G4M. А новейший Donryu как нельзя лучше подходил для этих рейдов. Первый же налет дал союзникам шанс физический посмотреть на новые армейские самолеты японцев. 61 -й сентай располагал восемнадцатью Ki-49 над целью 20 июня 1943 года, в сопровождении истребителей Ki-43 "Hayabusa". Плюс в налете также принимали участие легкие бомбардировщики Ki-48. Два "Donryu" были сбиты над целью английскими Спитфайрами, а третий, тяжело поврежденный, сел вынужденную на о. Тимор, и еще два были серьезно повреждены. Сделав еще пару рейдов на Дарвин, 61 сентай потерял треть своего состава и был переведен на Новою Гвинею.
Хотя "Donryu" был быстрее, чем Ki-21,но все же недостаточно. Чтобы держать высокую скорость, экипажам часто приходилось недогружать бомбы. Вскоре стало очевидным, что мощности 1250 л.с. двигателей Ha-41 явно недостаточно для обеспечения энерговооруженности тяжелой машины.
Для исправления ситуации был запущен проект модернизации самолета по новый 1520-сильный двигатель Ha-109, с окончанием производства модели Ki-49-I в январе 1942 года. Хотя производство Ki.49-I продолжали, используя задел двигателей Ha-41, были предусмотрены ассигнования для модернизации как бомбардировщика Ki-49, так и истребителя Ki-44 под новые двигатели. Планеры "Donryu" были модифицированы для установки рабочих прототипов Ха-109 производится в период с июня 1941 по март 1942 года. В результате два прототипа Ki.49-II летом 42 г. поступили в испытательный центр армии в Фусса. В сентябре в производство пошла новая модель - "Ki-49-IIa тип 100, модель 2А".
Единственный боевой частью кроме 61 сентая использовавшей Ki-49-I был 74 сентай тяжелых бомбардировщиков в Маньчжоу-Го, который получил новую матчасть в конце 1942 года. Многие из "Donryu" модель 1 были сохранены в авиашколе в Хамамацу, ограниченное число пошли в школы связи армейской авиации, техническое училище армейской авиации, и в конечном счете -в школу инструкторов в Tokorozawa. 105 сентай боевой подготовки получили Ki-49-I в начале 1942 года, и осуществлял подготовку летного состава на этих машинах до начала 1944 года. Другие Ki.49-I бомбардировщики были приспособлеты под транспортные самолеты и осуществляли перелеты между Японскими островами, Рабаулом и Новой Гвиней. Последнее боевое использование первой модели отмечено в конце 1944 года, когда несколько уцелевших Ki.49-I в Малайе были оснащены противокорабельным радаром или детектором магнитных аномалий для защиты японских конвоев в начале долгого и опасного морского пути на Филиппины из Японии.
Начиная с сентября 1942 г. начались поставки первых модифицированных Ki.49-IIa. "Donryu" модель 2а появились как раз в тот момент, когда армейская авиация Японии остро ощутила нехватку современных бомбардировщиков в связи с ростом сопротивления союзников в юго-западной части Тихого океана. Спрос на бомбардировщики армии был настолько велик, что "Mitsubishi" также получила новые заказы на модернизированные моделей своего старого Ki.21 -II, в то время, как на Nakajima производство "Donryu" достигло предела своих производственных возможностей. Nakajima вновь оказалась политически смущенной с параллельным производством бомбардировщика, который "Donryu" должен был заменить.
Хотя Ki-21 от Mitsubishi была снята с производства в сентябре 1944 - за три месяца до снятия с производства "Donryu", в период с сентября 1942 года и до конца производства было выпущено более 100 устаревших Ki-21 "Салли". "Donryu", возможно, были новыми, но он никогда не стал основным бомбардировщиком JAAF. А в 1944 пальма первенства была вновь полностью и окончательно захвачена Mitsubishi с Ki-67 HIRYU , который наконец заменил и новый Ki-49 и старый Ki-21.
В конце 42 процесс перевооружения бомбардировочных сентаев на новые бомбардировщики "Helen" начал набирать темпы. К январю 1943 года, после мучительных месяцев отладки производства в связи с ошибками в документации, в Tachikawa Aircraft Company, наконец, поставили на поток производство Ki.49-IIa. Производство Ki.49-IIa в Тачикава было прервано в январе 1944 года в связи с чрезвычайной программой по выпуску истребителей. К этому времени с конвейра Тачикава сошло лишь около 50 бомбардировщиков. Чрезмерные задержки возникли и у Manshu Aeroplane Manufacturing Company, где планировалось организовать производство Ki-49-IIa для нужд ВВС Маньчжоу-го на азиатском материке. В результате после года попыток наладить производство, по всей вероятности ни одного Ki-49 в Манчжурии выпустить не удалось, хотя записи Manshu свидетельствуют, что около 30 штук Ki-49 версии модель 1 были произведены между 1940 и летом 1942 году. Единственное существенное производство осталось на Nakajima с выпуском от 20 до 30 самолетов в месяц.
7-й сентай тяжелых бомбардировщиков стал получать свои Ki-49-IIa в июне 1943 года, и к июлю матчасть сентая была уже на пути в Рабаул в Новой Англии, пролетев последний отрезок пути от Трука до Рабаула. К марту 43 г. 7-й сентай был размещен в джунглях Рабаула, создав сеть закрытых аэродромов тяжелых бомбардировщиков и был готов приступить к операциям в течение второй недели августа. Однако эти аэродромы сразу же попали под авиаудары союзников с Соломоновых островов и юга Новой Гвинеи, и в течение недели количество бомбардировщиков "Donryu" 7-го сентая было сокращено с двух десятков до шести штук. К июню 43 г. достаточное количество бомбардировщиков "Donryu" поступило в войска для переоснащения 61 -го сентая тяжелых бомбардировщиков перед его отправкой на Новую Гвинею, к концу июля. 74-й сентай в Маньчжоу-Го начал получать свои Ki.49-IIa в декабре 43 года. В Японии, различные школы получили более поздние модели, и 105-й сентай повышенной подготовки продолжил учебные занятия с новыми машинами.
"Helen" модель 2А в полной мере ощутил на себе всю тяжесть наступления союзников в 1943 году и в начале 1944 года. Потери начинались прямо в ходе перелетов по маршруту в Рабаул. Первые поставки бомбардировщиков в 6-й Hikoshidan (дивизию) начались в марте 1943. Но такая практика длинных перелетов закончилась в июне, когда только два из 24 самолетов армейской авиации, которые вылетели из Трука на Рабаул в первом же перелете достигли места назначения.
Остальные были потеряны в море. В конце лета 1943 года поставки "Helen" были проведены по воздуху по маршруту из южной Японии - Формоза - Филиппины - Палау - Wewak на севере Новой Гвинеи, а затем в Рабаул. Но и этот маршрут был отвергнут командованием, как слишком опасный ввиду слишком больших водных расстояний, где армейские летчики не имели опыта полетов. Предлагалось следующее - оставляя Кюсю, самолет будет летать на Иводзиму в Бонин, а затем на Гуам, Сайпан, Трук и Рабаул. Весь маршрут проходит через территорию, находящуюся под контролем Императорского флота, но и здесь, среди прочего, возникли трудности в общении, так как армия и флот пользовались разными типами радиооборудования.
К марту 1943 года в армии было около 300 самолетов в Рабауле, в том числе 40 бомбардировщиков "Donryu", еще около 50 армейских самолетов различного типа прибывало каждый месяц, чтобы восполнить потери. Однако до лета 43 года, примерно 250 из этих самолетов были уничтожены на земле американскими тяжелыми и средними бомбардировщиками.
В связи с этим вскоре стало невозможно осуществлять защиту Соломоновых островов, противодействуя растущему прессингу авиации союзников наступавших вокруг юго-восточного побережья Новой Гвинеи. Главная задача JAAF стала теперь защита юга острова Рабаул. С переводом 4-й воздушной армии, в августе 1943 года практически все из оставшихся боеспособными 300 самолетов армии были переведены из Рабаула на новые базы в Wewak на северном побережье Новой Гвинеи.
Прибытие в Wewak в августе 1943 года, и немедленное начало боев в воздухе, оказалось убийственным для бомбардировщиков JAAF. Для бомбардировщиков "Helen" и "Sally" 4-й воздушной армии настала лебединая песня, - вновь прибывшие подкрепления уничтожались американской авиацией на земле раньше, чем успевали сделать хоть один боевой вылет. Были предприняты попытки остановить волну союзников с помощью ночных рейдов "Donryu" против опорной базы союзников в Порт-Морсби на дальнем южном берегу Новой Гвинеи. Задача легла на 7-й сентай, начиная с налета двух (!!!) бомбардировщиков Ki.49-IIa на позиции союзников в ранние утренние часы 20 сентября. Ночные налеты продолжались до декабря. "Donryu" атаковали также конвои союзников в Arawe и мыс Глостер в районе Новой Англии, а также, 26 декабря, в одном из последних рейдов, шесть Ki.49-IIa атаковали транспортный конвой союзников. Не вернулся ни один из участников налета. Остатки 7-го сентая были выведены из Новой Гвинеи январе 1944, в результате чего 61-й сентай остался единственным подразделением, вооруженным "Donryu" в Новой Гвинее. 22 апреля 1944 года, союзники высадились в Hollandia и JAAF были изгнаны из Новой Гвинеи. Японцы успели эвакуировать лишь уцелевший летный состав 61-го сентая, вся матчасть была брошена, хотя эвакуировать с Новой Гвинеи было уже особо нечего. Когда союзные войска оккупировали область Hollandia в апреле и мае, они обнаружили обломки 340 японских самолетов, разбросанных вокруг аэродромов.
Опыт Новой Гвинеи подтолкнул на перенацеливание бомбардировщиков "Helen" для новых ролей. Одна из самых сложных проблем, стоящих перед 4-й воздушной армии было технического обслуживание и доставка запчастей. Ввиду этого, значительное число бомбардировщиков "Donryu" было перенацелено на выполнение транспортных нужд, главной задачей теперь для них стала доставка необходимых запчастей и персонала. Так, большая часть уцелевших бомбардировщиков "Donryu" переделываются в транспортные самолеты, обозначенные как Ki.49-І-Kai и Ki.49-IIa-Kai. На Новой Гвинее из этих самолетов были сформированы отдельные транспортные сентаи - 7, 8 и 9-й, а позже, 11-й, 12, 13, 14, 15 и 20-й. Эти подразделения совершали постоянные рейсы на Новую Гвинею, для поддержания JAAF в минимально летном состоянии. Многие из "Helen" сбитых или уничтоженных на земле на Новой Гвинее были именно транспортами, а не бомбардировщиками.
Наиболее уникальной адаптацией "Donryu" в битве за Новую Гвинею было создание пары "загоняющий" - "охотник" - пары ночных истребителей, в которых оба самолета были переделками бомбардировщика "Helen". Ночные бомбовые рейды американского 5 -го воздушного флота против японского судоходства в районе Новой Гвинеи нанесли японским войскам на островах значительный ущерб. Срочно требовался ночной барражирующий истребитель, который смог бы обнаружить и сбить американского рейдера, при этом скорость истребителя играла второстепенное значение. Двухмоторный разведывательный самолет флота J1N Gekko уже был успешно модифицирован в ночной перехватчик и применялся в Рабауле. Решение сделать что-то подобное с армейскими машинами было принято командованием 4-й воздушной армии В конце 1943 года пара бомбардировщиков "Donryu" в Wewak модернизирована. На один установлили 75 мм полевую пушку Тип 88, в передней нижней части фюзеляжа. Этот самолет назывался "Охотник". Второй самолет оснащался 40-см зенитным прожектором в носу и назывался "Загоняющий".
Оперируя в паре, силами одной или двух команд они предназначались для патрулирования портов в ночное время. Однако таким образом было переоборудовано лишь по четыре самолета, и результат их действий не известен, очевидно, что если он и был, то минимальным.
Боевой опыт на Рабауле и Восточной Новой Гвинее привели к появлению третьей, и последней серийной модели "Donryu" - Ki.49-IIb или модель 2В, сменившую в производстве более раннюю версию на заводах Nakajima в сентябре 1943 года. Изменения не были значительными и касались, в основном, усиления вооружения. Легкие 7,7 мм пулеметы Тип 89 в носу, нижней и задней позиции были заменены на тяжелые 12,7 мм Хо-103 тип 1. Были также изменены боковые стрелковые установки для улучшения сектора обстрела. Наиболее важные изменения были внутренними, в том числе для оптимального размещения легких бомб, улучшения обзора, и оборудования для ночных бомбардировок. Поставки были также нерегулярны и недостаточны. В Hollandia, например, последние бомбардировщики прибыли 10 апреля 44 г., за несколько дней до высадки союзников и были почти сразу уничтожены на земле.
После этого командование 4-й воздушной армии было вынуждено перенести свою штаб-квартиру в Моротаи, к юго-востоку от Филиппин и нанести ответный удар по Новой Гвинеи с баз, рассеянных на островах к северу и западу от позиций союзников. Передовые части 6-й авиа дивизии были размещены на расстоянии около 250 миль от Hollandia на острове Биак, при этом большая часть 7-й авиа дивизии на расстоянии более 700 миль на острове Амбон, к югу от острова Серам. Продвижение союзников было настолько стремительным, что бомбардировщики JAAF вскоре вновь оказались на передовой. 27 мая 1944 г. силы из четырех бомбардировщиков "Donryu" сопровождаемые девятью истребителями JNAF совершили самоубийственную попытку остановить вторжение союзников на Биак, лишь для того, чтобы быть сбитыми. Только четыре истребителя пережили этот рейд. Потеря Биака буквально вывела JAAF из игры, и 11 июня была сделана последняя попытка JAAF защитить свои оставшиеся силы на Новой Гвинеи. Потрепанные "Donryu" и Ki.21 из разных частей попытались прорваться на острова, окружающие море Банда, но сразу же подверглась нападению с севера, запада и юга и были полностью перебиты.
В одном из классических перехватов 22.06.44, три австралийских "Beaufighter" из 31 эскадрильи были предупреждены по радио, что большой японский самолет шел на посадку на о. Selaru, в 250 км к северу от Дарвина. Японский запрос на посадку был перехвачен австралийским постом радиопеленгации. "Beaufighter"-ры подождали, пока Ki-49-транспорт совершил посадку, а затем атаковали его на земле, разорвав его на куски своими пушками.
Когда Моротаи был захвачен в середине сентября 44 г., были запланированы ночные атаки крупных соединений бомбардировщиков "Donryu" из Менадо, Кендари и Макассер, чтобы предотвратить строительство аэродромов, но фактически миссия "возмездия" свелась к одной атаке из четырех самолетов. С потерей Моротаи JAAF потеряла ряд ключевых объектов на Хальмахера, а союзники придвинулись на 300 миль ближе к Филиппинам. Японские базы на Сулавеси, Борнео и Голландской Ост-Индии были практически отрезаны. Опыт применения "Donryu" на азиатском материке было не намного лучше. Ki.49-II был направлен на фронт в Бирме в начале 1944 года. 62-й сентай тяжелых бомбардировщиков прибыл в Sungei Patani в конце февраля с планами бомбардировки индийского опорного пункта в Ледо. Агрессивные американские воздушные налеты на японские аэродромы на севере Бирмы замедлили ход кампании, привели к потерям на землю и задержки первоначальных планов. Рейд, наконец, состоялось 27.03.44. силами девяти "Donryu". Ни один не вернулся на свою базу. Восемь из них были сбиты истребителями над целью, девятый, был тяжело поврежден и сел на вынужденную прямо в джунгли Бирмы. 69 пилотов и членов экипажа погибли в рейде, в том числе командир соединения подполковник Nobumasa Haga. В течение всей компании в ходе действий 62-й сентая, потери были столь велики, что к маю деятельность тяжелых бомбардировщиков Ki-49 в Бирме пришлось свернуть. Остатки 62-го сентая летом 44 г. были переброшены на Филиппины для укрепления обороны архипелага.
Летом 44 года стало очевидным, что авиация на Филиппинах требует своего усиления. 4-я воздушная армия был переведена на Филиппины, две трети от ее состава представляли части переброшенные из Манчжурии, Китая и Японии и одна треть, из подразделений переброшенных из Сингапура, Бирмы и голландской Ост-Индии. Общее количество самолетов составило около 400 штук. Первый раз в своей карьере, "Donryu" был в качестве основного бомбардировщика армии в деле, а не на бумаге, хотя нет доступной информации, сколько было в реалии этого типа машин при обороне Филиппин. Движение на Филиппинах началось в августе, с передачей бомбардировщиков "Donryu" 62-го сентая 2-й авиа дивизии, а затем дополнительных "Donryu" в конце сентября, в том числе ветеранов из 7-го 74-го сентаев, переформированных в Японии, и вновь образованного 95-го сентая, на базе самолетов, отозванных из Манчжурии. Тяжелые бомбардировщики Ki-49 были размещены на Кларк Филд и в Липе, на острове Лусон, прибывающих в октябре и начале ноября, как раз вовремя, чтобы попасть под американские воздушные удары. Большинство из этих бомбардировщиков так больше и не поднялось в воздух, будучи уничтоженными на аэродромах в течение ноября -декабря 1944 года. Тщетность попыток нормального функционирования бомбардировщиков в условиях подавляющего господства истребителей союзников, привела, наконец, к результату использования уцелевших "Donryu" в качестве самолетов-камикадзе для атак американских транспортных конвоев, осуществлявших доставку сухопутных войск для вторжения на о. Миндоро в середине декабря. Под новый, 1945, год все "Donryu" в летном состоянии на Филиппинах закончились.
Широкое применение тактики самоубийств на Филиппинах добровольцами на обычных бомбардировщиках "Donryu" было естественным продолжением действий 1-го Корпуса Специальных Атак, сформированного и прошедшего обучение в Японии специально для атак армейских камикадзе. Корпус "Банда" (по имени моря Банда) был оснащен модифицированными легкими бомбардировщиками Ki-48 Тип 99 "Lili" с 800-кг зарядом внутри и штангой взрывателя в носу. Успех концепции привел к модификации двенадцати бомбардировщиков "Donryu" предназначенных для перевозки одной 800- кг бомбы со штангой взрывателя в носу. Кабина штурмана при этом зашивалась, оборонительное вооружение демонтировалось, а экипаж сокращался до двух человек. Подготовка и обучение личного состава на этих машинах началась летом 1944 года, Переоборудование стандартных бомбардировщиков в Специальный Ударные Ki-49-II-Каi была завершена на Nakajima в августе. Одно из двух подразделений Специальных Атак, вооруженных "Donryu", которые прибыли на Филиппинах в конце октября, вступило в бой в первый раз 06.12.44. Успех этих атак привел к дополнительному заказу еще 18 самолетов. Несмотря на относительные успехи тактики камикадзе при обороне Филиппин, окончание боев на архипелаге в начале 45 года, привело к свертыванию программы переоборудования "Donryu" по типу Ki-49-II-Каї.
Более не являясь бомбардировщиком "первой линии" ни по качеству, ни по количеству, "Donryu" был снят с производства, и быстро заменяется в еще сохранившихся частях на новые Mitsubishi Ki-67 Тип 4 HIRYU. "Donryu" достиг наибольшей активности лишь через два с лишним года боевого использования и тут же вышел на пенсию. Единичные сохранившиеся экземпляры использовались летчиками камикадзе в апреле и мае 1945 года при обороне Окинавы, в основном же они уже летали лишь как транспортные машины и оставались в учебных частях. Был план использовать "Donryu" как быстроходный транспорт для перевозки войск для нападение на Окинаву, чтобы уничтожить американские самолеты и взорвать базы ВВС США, но в связи с задержкой переоборудования оставшихся "Donryu", акция была осуществлена на старых Ki-21 "Sally".
Последняя попытка продлить срок службы своего "Дракона" была предпринята инженерами Nakajima в начале 1943 года для обновления Donryu, но к ощутимым результатам она не привела. После испытаний 2420-сильного двигателя Nakajima Ha-117 на платформе старого Ki-80, предполагалось, что мощность мотора может быть доведена до 2800 л.с., чтобы сделать его самым мощным 14-цил. радиальным двигателем, который был разработан в военной Японии. В марте 1943 года первый из шести экспериментальных Ki.49-III Модель 3 c двигателями Ha-117 был завершен. Кроме силовой установки модель повторяла серийные Ki-49, производимые в середине 43 года.
Хотя модель 3 обещала быть закончена быстрее предыдущих версий "Donryu", проблемы с капризным двигателей задержали ее внедрение. Планы предполагали подключение к производству модели 3 фирмы Manshu, и использование улучшенных Ki-49 в качестве буксировщика тяжелых транспортных планеров Kokusai Ku.7 "Manazuru", а также, конечно и в качестве бомбардировщика. Но все это осталось лишь в проекте. Не увенчался успехом и проект Nakajima Ki-82 - глубокой модернизации Ki-49. Армия отдала предпочтение проекту Mitsubishi Ki-67 HIRYU , который и был запущен в серию. Число самолетов "Helen" переживших войну, не велико, по крайней мере один Ki-49 c зеленым крестом на фюзеляже использовался как транспорт для передачи приказа о капитуляции Японии в отдаленные японские гарнизоны сухопутных войск в Китае. Все уцелевшие "Драконы" были, как и остальные японские самолеты, собраны на нескольких аэродромах и сожжены после капитуляции, До сегодняшнего дня сохранились лишь отдельные фрагменты "Donryu" на островах Новой Гвинеи.
О появлении нового тяжелого бомбардировщика, названного аллегорически "Donryu" -"Парящий Дракон" в честь синтоистского храма в округе Ота, было объявлено с большой помпой, как о самолете, который "положит конец войне и принесет победу Японии", когда он был впервые открыто описан в печати летом 1943 года. Японская пресса писала о Ki-49, как о новейшем боевом самолете, что "...он величественно появляется над вражеским позициям, без сопровождения среди бела дня, и выпускает ракеты, наводя панику на врага". Правда сильно отличалась от этого описания. В ходе войны на Тихом океане, всего пять полков (сентаев) тяжелых бомбардировщиков были полностью оснащены этими самолетами. Шестой был лишь учебным для повышенной подготовки летчиков и никогда не использовался на передовой. JAAF никогда не полагалась на Ki-49 Donryu, и он никогда так и не заменил в частях своего предшественника - Mitsubishi Ki-21.
Союзники имели свои собственные названия для "Парящего Дракона". Когда "Donryu" был впервые в конце 1942 года встречен союзниками в бою, ему было присвоено кодовое имя "Helen". Это было имя жены одного из офицеров разведки на юго-западе Тихоокеанского района (SWPA) со штаб-квартирой в Австралии. Американская разведка знала о существовании нового японского двухмоторного бомбардировщика, который только поступил в эксплуатацию в 1942 году на юго-западе тихоокеанского ТВД. Первоначально американская разведка идентифицировала новый японский бомбардировщик как продукт творчества фирмы Mitsubishi, развитие хорошо известного американцам предыдущего бомбардировщика этой фирмы Ki-21 "Sally". Упоминание о новой японской машине впервые появилось в американской печати в третьем издании журнала "Intelligence Information Memorandum" № 12 от сентября 1942 года. "Helen" описывался как средний бомбардировщик с пока неопределенными данными и производителем. Благодаря этой публикации Ki-49 под именем "Helen" стал широко известен в войсках США, воевавших на Тихом океане. Прошло несколько месяцев, прежде, чем американцы узнали что-то более определенное об этом самолете. Это произошло 20 июня 1943, когда первый "Donryu" был сбит над Дарвином, в Австралии, тогда самолеты 61 сентая JAAF нанесли удар по портовым сооружениям на северном побережье континента. К концу года другой, менее поврежденный "Helen" попал в руки союзников, когда американские морские пехотинцы захватили аэродромы на мысе Глостер на северо-западной оконечности Новой Британии в декабре 1943 года.
Хотя оба экземпляра представляли собой лишь обломки, техническим специалистам американской разведки удалось изучить их и составить представление о новом самолете. Выводы американцев были не столь хвалебны, как трубила японская пресса несколько месяцев назад, новые доклады разведки сводились к тому, что "Helen" был хороший самолет, наиболее сильно вооруженный и бронированный японский бомбардировщик из всех встречаемых в бою до сих пор. В сообщениях также отмечалось, что "Helen" является "армейским" типом бомбардировщика, применяется на всех участках фронта и имеет те же двигатели, что и истребитель "Tojo". Правда американцы еще не знали, кто делал этот самолет, все еще предполагая, что это разработка фирмы Mitsubishi. Не знали также союзники, что у японцев новый бомбардировщик вызывал лишь разочарование. JAAF считало, что Ki-49 Donryu был излишне тяжел, с недостаточной энерговооруженностью и не имел особых преимуществ перед старым Mitsubishi Ki-21 Тип 97 "Sally" , которому был предназначен для замены. В результате союзники никогда не сталкивались с большим количеством "непобедимых" Donryu. На самом деле Ki-49 были редкостью в воздухе. Доклады пилотов истребителей о воздушных боях с "Helen" как правило, были связаны с ошибками идентификации, когда более многочисленные бомбардировщики JAAF "Sally" и JNAF "Betty" были ошибочно приняты за "Helen".
Наибольшая доля потерь JAAF из бомбардировщиков "Helen" приходится на самолеты, уничтоженные на аэродромах, при этом большинство из них на Новой Гвинее. Участие "Helen" как самолета-камикадзе на Филиппинах в составе Корпуса Специальных Атак 74-го и 95-го сентаев положило конец активной роли самолета в качестве стандартного бомбардировщика. Donryu был снят с производства через несколько недель в конце 1944 года, последние девять экземпляров доставлены на Филиппины в декабре. Ki-49 стал известен одной из самых коротких боевых карьер среди основных бомбардировщиков Второй мировой войны.
Подразделения, применявшие Ki-49:
7 сентай - июнь-ноябрь 43 г. на Новой Гвинее, позднее перевооружен на Ki-67.
61 сентай с июля 42 по 44 г. - первый сентай, вооруженный этими самолетами. Применялся на о. Целесес, Новой Гвинее, Индокитае. Рейды на Австралию, Дарвин. В конце 44г. в связи с большими потерями расформирован. Воссоздан в Японии в мае 45, вооружен Ki-67.
62 сентай- авг 43 - янв 45г. - Индокитай, Бирма, Филиппины. Остатки матчасти выведены с Филиппин в нач. 45 г. на переформирование в Японию и перевооружение на Ki-67. 74 сентай дек. 43 - май 45 - Манчжурия, Формоза, Филиппины, метрополия. Ki-49 на Филиппинах использовались, в основном, для тренировки камикадзе. Были и чисто камикадзовские вылеты (6 дек. 44). В Японии в конце войны - только как учебные. 95 сентай 1944 - апр. 45 г. Манчжурия, Филиппины, Япония - в Манчжурии сентай был вооружен Ki-21, на Филиппинах оснащен Ki-49, почти полностью уничтожен в битве за Филиппины, Ki-49 на Филиппинах применялся для камикадзовских рейдах в нояб - дек. 44. в Японии перевооружен на Ki-67.
110 сентай - окт. 44 - до конца войны - Сайпан, Иводзима, Окинава - Сентай вооружен, в основном, Ki-67, Ki-49 использовались как транспортные и учебные. 105 учебно-тренировочный сентай нач.1942 - 44 - авиабаза Хамамацу, Япония авиашколы Токородзава, Хамаматцу Транспортная авиашкола в Мито в 42 - 45 г.
Армейский испытательный центр - авиабаза Фусса, 1942 - 44.
транспортные части (Transport Flight Company) - 7-й, 8-й, 9-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й, 15-й, 16-й - все на Новой Гвинее - конец 43 - нач. 44 г.
Также единственный восстановленный Ki-49 в 1945-47 гг. служил в Индонезии сначала как бомбардировщик против голландцев, потом как транспортный в Индонезийской республике. Франция использовала три трофейных Ki-49 в Индокитае в 1945 - 49 гг. В каком качестве -неизвестно. Также неизвестны авиачасти.
Тайланд имел в составе своих ВВС один трофейный Ki-49, используемый как транспортный в 45 - 47 гг.
Модификации :
Ki-49-I прототипы, предсерийные - 10 шт серийные номера 4901 - 4910.
Ki-49-I 128 штук с двигателями Nakajima Ha-41 (2x1250 л.с.) серийные номера 111 - 239
Ki-49-II опытный - 2 шт. с двигателями Nakajima Ha-109 (2x1520 л.с.) серийные номера 3001 - 3002.
Ki-49-ІІа серийный - 366 шт. серийные номера 3003 - 3619 (все варианты II серии), производства фирм Nakajima, Tachikawa, Manshu.
Ki-49-IIb 301 шт. с усилинным стрелковым вооружением.
Ki-49-II-Kai "Hanter" вариант ночного истребителя с 40-см прожектором без вооружения - 4 шт.
Ki-49-II-Kai "Killer" вариант ночного истребителя с 75-мм пушкой - 4 шт. Ki-49-II-Kai транспортный - 40 шт. с вооружением из 3х7.7 мм.
Ki-49-II-Kai ударный для камикадзе. без вооружения, с 800-кг зарядом и экипажем из 2 чел. -12 штук переделано из стандартных планеров Ki-49-II.
Ki-49-III с двигателями Nakajima Ha-117 (2x2420 л.с.), усиленным вооружением. Nakajima выпустила 6 шт в марте 1943 г., Manshu - около 30 шт.
Ki-58 эскортный истребитель с усиленным вооружением до 5х20 мм и 3х12.7мм. В дек. 1940 выпущено 3 шт. из планеров Ki-49-I.
Ki-80 командно-штабной на базе Ki-49-II без вооружения. В окт. 1941 выпущены 2 шт.
Ki-82 новый бомбардировщик на базе Ki-49-III уменьшенных размеров - конкурент Ki-67 -проект.
ЛТХ:
Модификация Ki-49-II
Размах крыла, м 20.424
Длина, м 16.50
Высота, м 4.50
Площадь крыла, м2 69.05
Масса, кг
пустого самолета 6530
нормальная взлетная 10680
максимальная взлетная 11400
Тип двигателя 2 ПД Армейский тип 2
Мощность, л.с. 2 х 1500
Максимальная скорость , км/ч 492
Крейсерская скорость , км/ч 350
Практическая дальность, км 2950
Боевая дальность, км 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин 365
Практический потолок, м 9300
Экипаж, чел 8
Вооружение:
одна 20-мм пушка Хо-1 в верхней башне и пять 12,7-мм пулеметов Хо-103 на подвижных установках в хвостовой башне, в носу, под фюзеляжем и в бортовых окнах.
Нормальная бомбовая нагрузка - 750-кг, максимальная - 1000 кг.