C-40 (Model 12 Electra Junior)
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1936
Тип: Легкий транспортный самолет
Пока Electra поставлялись авиакомпаниям, вице-президент "Lockheed" по продажам Карл Сквайр изучал потенциальный рынок местных перевозок для самолета меньшей размерности. Американская Комиссия по авиационной коммерции также изучала потребность в таких машинах и в конце 1935 года поручила фирме разработать соответствующий проект, который требовалось предоставить к 30 июня 1936 года. Холл Хиббард и Джонсон немедленно приступили к работам над уменьшенным вариантом Electra, создав вариант Model 12 Electra Junior, который был короче и легче Model 10. Его кабина была рассчитана на шесть пассажиров, а варианты оснащения предусматривали возможность превращения самолета в "летающий офис". Electra Junior сохранил двигатели Wasp SB.
Высокие темпы проектирования и постройки позволили поднять прототип Lockheed Model 12 в воздух 27 июня, до указанного в задании срока. Отличная управляемость Electra Junior и максимальная скорость 362 км/ч позволили самолету не только получить одобрение Комиссии, но и привлечь интерес потенциальных заказчиков. К моменту получения сертификата, 14 октября, первые два заказанных самолета уже были переданы владельцам.
Несмотря на победу в конкурсе на самолет для местных авиалиний, Lockheed 12 не пользовался успехом у авиакомпаний - американские перевозчики приобрели всего шесть из 130 самолетов, построенных в 1936-1942 годах. Остальные машины разошлись среди частных и корпоративных владельцев, а также между гражданскими и военными организациями в США и других странах. Самым крупным оператором самолета стало правительство Голландской Ост-Индии, получившее 36 машин.
Авиация Армии США закупила три семиместных C-40 (позже UC-40), десять пятиместных C-40A (UC-40A) и один экспериментальный C-40B с неубираемым шасси с носовой опорой. Обозначение C-40D (позже UC-40D) присвоили десяти Lockheed 12-A, переданным Армии США после начала войны. ВМС США получили один семиместный JO-1, пять шестиместных JO-2 (один из них передали Корпусу морской пехоты) и один XJO-3 с неубираемым шасси с носовой опорой, применявшийся для испытаний на авианосцах. Lockheed 12 также использовались ВВС Аргентины, Канады, Кубы и Великобритании, а в армии Голландской Восточной Индии эксплуатировалось 36 машин - больше, чем в любых других вооруженных силах. Из этого числа 16 машин были специально разработанного типа - учебные Model 212, с вооружением из двух 7,7-мм пулеметов и возможностью подвески бомб массой до 363 кг.
NACA закупило один самолет, его использовали для отработки противообледенительной системы носка крыла с подачей горячих выхлопных газов двигателей. Очень нетипично использовала Lockheed 12 фирма "Australian Sidney Cotton", которая, воспользовавшись своим статусом эксклюзивного партнера немецкой "Dufaycolour Company", с помощью оборудованного фотоаппаратами 12-A тайно провела фотосъемку ряда германских объектов за три месяца до начала Второй мировой войны.
Около четверти из 130 построенных Lockheed 12 пережили войну и продолжали использоваться как корпоративные машины до появления более современных деловых самолетов.
ЛТХ:
Модификация С-40
Размах крыла, м 15.09
Длина, м 11.07
Высота, м 2.97
Площадь крыла, м2 32.70
Масса, кг
пустого самолета 2703
нормальная взлетная 4173
Тип двигателя 2 ПД Pratt Whitney R-985-SB Wasp Junior
Мощность, л.с. 2 х 450
Максимальная скорость , км/ч 362
Крейсерская скорость , км/ч 341
Практическая дальность, км 1287
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 6980
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: до 8 пассажиров
Вооружение (на военных версиях): два 12.7-мм пулемета, иногда до 907-кг бомб