C-69 CONSTELLATION
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1943
Тип: Тяжелый транспортный самолет
В 30-е годы прошлого века американская фирма "Локхид" уверенно вышла на рынок пассажирских самолетов с семейством довольно удачных двухмоторных лайнеров "Электра" - L-12, L-14 и L-18. Поэтому неудивительно, что когда в 1939 г. авиакомпаниям "Пан Америкен" и "Трансконтинентал энд Вестерн Эйр" (TWA) понадобился новый самолет пасажировместимостью 40 человек для дальних магистралей протяженностью до 3500 миль, они обратились именно к "Локхиду".
Работу над новым заданием возглавили конструктор Хэл Хиббард и аэродинамик Келли Джонсон. Разработка велась не "с нуля" - в основу был положен проект L-44 "Экскалибур", рассчитанный на 21 пассажира и завершенный в 1938 году, однако так и не воплощенный в металл. Новый проект, соответствовавший требованиям заказчиков, получил обозначение L-49 и название "Экскалибур А", вскоре измененное на "Констеллейшн".
Работа над "49-й моделью" продвигалась довольно медленно. Это во многом было вызвано массой технических новшеств, примененных конструкторами в стремлении создать настоящий "лайнер завтрашнего дня". В итоге у них получился элегантный четырехмоторный низкоплан с трехкилевым оперением. Расчетная пассажировместимость составляла 44 человека.
Наиболее характерными новшествами, примененными в самолете, стали трехлопастные винты изменяемого шага с возможностью реверса, гидравлические бустерные усилители в каналах управления элеронами, рулями высоты и направления, герметичная кабина, а также трехопорное шасси с носовой опорой и спаренными колесами на очень длинных стойках (для обеспечения приемлемого расстояния от винтов до земли).
Нападение Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. и вступление США в войну привело к крутому повороту в судьбе "Созвездия". Прототип, строительство которого велось на заводе в Бербанке (штат Калифорния), был реквизирован Авиационным корпусом Армии США для применения в качестве военно-транспортного самолета. Но строившиеся "Локхидом" истребители Р-38 "Лайтнинг", а также морские патрульные самолеты "Хадсон" и "Вентура" были на войне гораздо нужнее пассажирского лайнера. Поэтому работы над прототипом L-49, получившим военное обозначение С-69, шли неспешно. Наземные испытания самолет начал еще с гражданской регистрацией NX25600, но к моменту первого взлета - 9 января 1943 г. - он уже получил военный номер 43-10309.
Для испытаний пришлось пригласить летчика-испытателя фирмы "Боинг" Эдди Аллена, поскольку фирменные пилоты "Локхида" не имели опыта испытаний таких тяжелых многомоторных машин. В первый же день самолет выполнил шесть полетов - три под управлением Аллена и три, в ходе которых он выполнял функции второго пилота, а управлял самолетом "локхидовский" пилот Майло Бархем, ранее не поднимавший в воздух ничего тяжелее "Лайтнинга".
В первом полете на борту С-69 находился один из создателей самолета Келли Джонсон. В тот же день "Констеллейшн" перегнали с заводского аэродрома на авиабазу "Мюрок Филд" (нынешняя авиабаза "Эдварде"). А чуть более месяца спустя Эдди Аллен погиб на испытаниях бомбардировщика В-29...
Самолет получил моторы "Райт" R-3350-35 мощностью по 2200 л.с. Эти 18-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения относились к наиболее мощным в те времена. Но основными их потребителями были тяжелые бомбардировщики В-29, что накладывало существенные ограничения на объемы предполагаемого производства транспортников "Л окхида".
В общей сложности предполагалось приобрести порядка 300 экземпляров серийных С-69 разных модификаций: базовой С-69, рассчитанной на перевозку 81 солдата; С-69А - специализированной для перевозки войск (без возможности конвертации в грузовой вариант); С-69В - с увеличенной дальностью; С-69С и С-69D - для перевозки VIP-персон (соответственно на 43 и 57 пассажиров) и С-69Е - "морозоустойчивый" вариант для применения в Арктике.
На практике же эти планы были реализованы лишь частично. Изготовили 22 серийных самолета: 21 С-69 и единственный С-69С. Прототип С-69 переоборудовали в опытный ХС-69Е, но серийно эта модификация не строилась.
На стадии эскизного проекта остался бомбардировочный вариант "Констеллейшна" - ХВ-30, предложенный в 1940 г. в ответ на возникшую потребность в бомбардировщиках дальнего действия. Он был представлен на конкурс вместе с проектами "Боинг" ХВ-29, "Дуглас" ХВ-31 и "Консолидейтед " ХВ-32. Итог конкурса известен - для реализации отобрали проекты "Боинга" и (для подстраховки) "Консолидейтед", а ХВ-30 и ХВ-31 канули в Лету.
16 апреля 1944 г. С-69 установил рекорд скорости трансконтинентального перелета, преодолев расстояние от западного до восточного побережья США - из Бербанка до Вашингтона - за шесть часов 57 минут 51 секунду. Подобное достижение позволило президенту TWA Джеку Фраю заявить: "Завтрашний день уже наступил!". Через несколько дней этот же самолет осуществил 50-минутный полет под управлением Орвилла Райта - 72-летнего пионера авиации. Символично, что самолет поднялся в воздух с авиабазы его имени "Райт Филд" (штат Огайо).
В 1944-45 гг. около полутора десятков С-69 применялись в качестве транспортных самолетов на Тихоокеанском ТВД. Здесь в полной мере оценили их большую дальность полета и максимальную скорость, превышавшую аналогичный показатель японских истребителей "Зеро".
После войны С-69 еще несколько лет служили в составе Авиатранспортного командования ВВС США, но в рамках стандартизации самолетного парка были заменены "дугласами" С-54. Большинство списанных военными С-69 выкупила фирма-производитель (два самолета не "дожило" до этого момента - "Констеллейшн" No.1972 разбился 18 сентября 1945 г., а N21973 был разрушен в ходе статических испытаний).
После ремонта самолеты распродали под обозначением L-49 гражданским авиакомпаниям, в частности, TWA. В американских авиакомпаниях бывшие военные машины спокойно летали до конца 50-х годов. Пять самолетов продали британской компании ВОАС.
Гораздо более насыщенной оказалась биография трех С-69, купленных у ВВС США в 1948 году авиакомпанией "Панаманиан". Эта абракадабра маскировала одну из подставных фирм, созданных израильскими спецслужбами для снабжения молодого еврейского государства.
ЛТХ:
Модификация C-69
Размах крыла, м 37.49
Длина, м 29.01
Высота, м 7.21
Площадь крыла, м2 153.29
Масса, кг
пустого самолета 22906
нормальная взлетная 32659
Тип двигателя 4 ПД Wright R-3350-35 Cyclone 18
Мощность, л.с. 4 х 2200
Максимальная скорость , км/ч 531
Крейсерская скорость , км/ч 483
Практическая дальность, км 3862
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7620
Экипаж, чел 4
Полезная нагрузка: 81 солдат