Ki-105 OHTORI
Разработчик: Kokusai
Страна: Япония
Первый полет: 1945
Тип: Транспортный самолет
Если речь заходит о японском самолетостроении, то в первую очередь перед глазами возникает знаменитый палубный истребитель A6M Zero. Эта машина производства компании Mitsubishi прочно вошла в историю наряду с немецким истребителем Мессершмитт Bf.109. При этом для того, чтобы совершать полеты, любому самолету необходимо топливо, а с ним у Страны восходящего солнца были большие проблемы. Именно по этой причине в Японии еще в годы Второй мировой войны возник необычный проект самолета-танкера, который использовался бы для доставки топлива в метрополию.
Уже в середине 1941 года Япония оказалась в очень сложном военно-экономическом положении. 24 июня японские войска высадились во Французском Индокитае, фактически высадка была согласована с правительством Виши. Такое согласие было вынужденным, но формально все приличия были соблюдены. Заполучив Индокитай, японские вооруженные силы получили в свое распоряжение морскую и воздушную базу Камрань, что значительно расширяло их возможности в регионе. Данный факт был в штыки воспринят США, Великобританией и Голландией, которые сразу же объявили о замораживании японских активов в своих банках. До появления нового театра боевых действий во Второй мировой войне оставались считанные месяцы.
Япония поставила себя в практически безвыходное положение. Страна получала нефть по двум основным каналам - из Индонезии и Аляски, но оба эти каналы были перекрыты при содействии США. Аннексия Французского Индокитая дала свои плоды. Покинуть Индокитай и свернуть войну в Китае империя не могла, это привело бы к тяжелейшему внутриполитическому кризису в стране. Но и существовать без ресурсов страна также не могла. Вопрос о войне с США, Великобританией и их союзниками в Тихом океане становился вопросом ближайшего времени.
Запасов нефти, которыми располагала Япония, могло хватить всего на 6 месяцев активных боевых действий. Поэтому вся стратегия японских адмиралов заключалась в захвате доступных нефтеносных районов. В результате была спланирована и проведена очень сложная военная операция, которая на первых порах развивалась исключительно успешно. Но выигранное сражение отнюдь не гарантировало выигранной войны. Японская армия и флот столкнулись с тем же, с чем и Вермахт в СССР. Череда выигранных битв не приближала победу. Проиграв битву за Москву, Германия расписалась в крахе стратегии блицкрига, началась затяжная война, которая была невыгодна Гитлеру. Таким же поворотным моментом для Японии стал Мидуэй. Генеральное сражение, закончившееся единовременной потерей 3-х тяжелых японских авианосцев (из 6) при сохранившем свои возможности американском флоте, лишило Японию каких-либо шансов на победу.
Только в этих условиях на свет и мог появиться такой самолет, как Kokusai Ki-105 "Ohtori", по сути, лишь инструмент для продления бессмысленной агонии империи. В конце 1942 года японские конструкторы из компании "Ниппон Кокусай" приступили к разработке тяжелого транспортного планера, машина получила обозначение Кi-7 "Маназуру" (Журавль). Данный проект в то время не имел приоритетного значения, поэтому его реализация была неспешной. Еще одним фактором, который тормозил работы по его проектированию, было то, что Кi-7 должен был стать самым большим планером во всей истории японской авиации. Все это привело к тому, что первый прототип побывал в небе лишь в августе 1944 года.
Новый японский планер выделялся достаточно оригинальной конструкцией, так как несмотря на немалый взлетный вес и достаточно серьезные размеры, она была выполнена по двухбалочной схеме с разнесенным оперением и наличием центральной гондолы. В этой гондоле могла разместиться цистерна с горючим массой 8 тонн или 32 полностью экипированных десантника. Шасси планера было сделано неубирающимся, оно состояло из одного направляющего колеса и четырех основных несущих колес. Разгрузка и загрузка планера Кi-7 осуществлялась через раздвижные секции, расположенные в задней части центральной гондолы.
К моменту начал испытаний данного тяжелого планера стратегическое положение Японии уже оставляло желать лучшего. Театр боевых действий приблизился к метрополии максимально близко. В этих условиях приоритетом промышленности был выпуск истребителей, главным образом истребителей-перехватчиков. По этой причине успешно прошедший испытания планер в серийное производство не пошел. При этом, не желая зря терять потраченного времени и наработок, компания Kokusai решила создать на базе Кi-7 транспортный самолет. В инициативном порядке был спроектирован тяжелый транспортный самолет-танкер. Первоначально он получил обозначение Ku-7-II "Охтори" (английское Ohtori - феникс), а позднее машина обзавелась армейским индексом Ki-105.
Самолет должен был оснащаться двумя мощными 960-сильными двигателями Мitsubishi, речь идет о 14-цилиндровых двигателях воздушного охлаждения На-26-II. Также на самолет устанавливалось все необходимое навигационное оборудование. К лету 1945 года удалось построить первые 9 опытных самолетов данного типа. Армейские летчики провели испытания машин и признали их весьма удачными. Всего японцы планировали выпустить до 300 тяжелых транспортников Ki-105.
Данные самолеты должны были применяться в роли воздушных танкеров для доставки топлива с мест добычи еще подконтрольных Японии. При этом большая часть горючего (до 80%) тратилась бы на сам перелет. Но даже это устраивало японское руководство, так как положение с топливом в Японии в конце войны было просто катастрофическим. Однако претворить планы в жизнь до своей капитуляции Япония уже не успела. Самолет Kokusai Ki-105 "Ohtori" так и остался опытной машиной, которая была выпущена серией всего в 9 штук.
ЛТХ:
Модификация Ki.105
Размах крыла, м 35.00
Длина, м 19.92
пустого самолета
максимальная взлетная 12500
Тип двигателя 2 ПД Mitsubishi Ha-26-II
Мощность, л.с. 2 х 960
Максимальная скорость , км/ч 220
Крейсерская скорость , км/ч 176
Практическая дальность, км 2500
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 3300 кг топлива