http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/2s35-koalicia-sv-01.jpg

На военном параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне была представлена еще одна новая отечественная разработка - 152-мм самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ». Она стала новой вехой не только в отечественной, но и в мировой практике создания самоходных артиллерийских установок. Особенно отрадно и то, что после некоторого отставания отечественных САУ от разработок Германии, Франции или ЮАР по дальности стрельбы и по степени автоматизации процессов подготовки стрельбы и самой стрельбы, в нашей стране смогли создать самоходное огневое средство, превзошедшее по своим боевым свойствам все зарубежные аналоги.

В начале 2000-х гг. в России активизировались работы по перспективной САУ. Поскольку самоходная артиллерия во всем мире развивается практически по одним и тем же тенденциям, то приоритеты при создании нового образца, помимо дальности стрельбы, огневой производительности и автоматизации управления огнем, сдвигались в сторону значительного сокращения времени выполнения огневой задачи как отдельной САУ, так и огневым взводом или батареей. Это повышало, прежде всего, живучесть артиллерийских подразделений в бою за счет сокращения времени нахождения их на огневой позиции. 6 связи с этим в начале 2002 г. в нижегородском ЦНИИ Буревестник (в то время - Ф1 УП) под руководством главного конструктора Анатолия Рогова спроектировали многофункциональный перспективный боевой модуль со 152-мм двуствольной артиллерийской системой. По результатам рассмотрения проекта было принято решение о разработке и изготовлении в течение двух лет опытного образца новой артиллерийской системы.

Полученные к сентябрю 2004 г. результаты стендовых испытаний артисистемы подтвердили правильность заложенных конструктивных решений. Поэтому было решено изготовить на Уральском заводе транспортного машиностроения подвижный комплексный стенд, представлявший собой САУ 2С19 с установленным вместо гаубицы 2А64 двуствольным орудием. Данный стенд также прошел предварительные испытания, на которых подтвердилась работоспособность конструкции механизмов заряжания будущей перспективной САУ Установка двуствольной артсистемы мотивировалось повышением огневой производительности, соизмеримой с некоторыми реактивными системами залпового огня. При этом габариты и масса самоходки с такой артсистемой незначительно превышают аналогичные показатели обычной САУ Кроме того, обеспечивается повышение боевой эффективности САУ за счет сокращения времени решения огневой задачи.

Тем не менее, помимо двуствольного варианта САУ. также изготовили и испытали одноствольный вариант орудия, размещенный на шасси самоходной пушки 2С5 Гиацинт. По результатам сравнительного анализа приняли решение отказаться от двуствольной схемы, так как одноствольный вариант обладал большей надежностью, лучшей технологичностью и меньшей стоимостью. А сохранение высокой огневой производительности компенсировалось совершенствованием системы автоматического заряжания. Полученные наработки послужили основой ОКР «Коалиция-СВ», которую начали в 2006 г. В 2011 г. был завершен этап изготовления рабочей конструкторской документации для гусеничного и колесного вариантов САУ получившей индекс ГРАУ 2С35, а также транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) к ним. К 2013 г на Уральском заводе транспортного машиностроения (г. Екатеринбург), входящем в состав АО «НТК «Уралвэгонзавод», построили первые два опытных образца САУ «Коалиция-СВ». К концу следующего года завод передал Министерству обороны РФ серию из десяти САУ 2С35, примявших участие в войсковом параде на Красной площади, посвященном 70-й годовщине Победы в великой Отечественной войне.

После завершения всех этапов испытаний и устранения выявленных недостатков самоходную гаубицу 2С35 «Коалиция-СВ» предполагается принять на вооружение Российской Армии. По предварительным оценкам, к 2020 г, она заменит в войсках 152-мм САУ 2С3 «Акация» и 2С19 «Мста-С», а также 152-миллиметровые самоходные пушки 2С5 «Гиацинт». По сути, «Коалиция-СВ» представляет собой высокоавтоматизированный, или роботизированный артиллерийский комплекс. Процесс формирования выстрела, заряжание орудия расчет данных для стрельбы и наведение орудия осуществляются полностью в автоматическом режиме. САУ 2С35 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков, БМП и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений, препятствования маневрированию вторых эшелонов и резервов противника в тактической глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/2s35-koalicia-sv-02.jpg

Коалиция-СБ» выполнена по башенной схеме с безэкипажной башней. Б качестве основы шасси САУ используется база основного танка Т-90. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное (МТО). Носовая часть корпуса по сравнению с корпусом танка существенно доработана и видоизменена для размещения отделения управления, в котором находятся члены экипажа САУ Благодаря тому, что ведение стрельбы полностью автоматизировано и не требует наличия членов расчета орудия в боевом отделении, экипаж гаубицы сокращен до трех человек. То есть, она может вести боевую работу при полном отсутствии экипажа в машине и управляться дистанционно. Здесь следует сделать небольшое отступление. Сразу после демонстрации новых образцов техники на репетициях к Параду Победы 2015 г. в ряде западных и некоторых отечественных СМИ появились статьи доморощенных «экспертов», в которых весьма уверенно утверждалось, что российские конструкторы при создании танка Т-14 «Армата», САУ 2C35 и других перспективных образцов «украли идеи концепции и компоновки этих машин на Западе». Дескать, в США и Германии еще около 20 лет назад прорабатывались безэкипажные башни на опытных танках, САУ и тл.

Следует заметить, что концепция, реализованная в САУ 2С35 «Коалиции-СВ», берет свое начало еще с 1970-х гг., те. лет на 20 раньше, чем подобные проработки появились за рубежом. Первым ее воплощением стал «Объект 327» - опытный образец 152-мм САУ, разработанной ФГУП «Уралтрансмаш». Экипаж машины находился в изолированном отделении управления в носовой части корпуса, а боевое отделение с полностью механизированной боеукладкой - в центральной части корпуса. Данная разработка, как это часто бывало в нашей стране, опередила свое время и породила недоверие, сдерживающее ее конструктивное развитие, а также требовала усилий и средств для дальнейшего совершенствования. В результате предпочтение отдали более простой по конструкции и технологичной САУ 2С19 «Мста-С». которую и приняли на вооружение.

В тех же далеких 1970-х гг на одном из подмосковных полигонов проходили испытания полностью безэкипажные танки и даже танковые взводы! А теперь некоторые «диванные эксперты» заявляют, что наши конструкторы украли на Западе идею, родившуюся там на 20 лет позже, чем она была апробирована в СССР! Но вернемся к компоновке САУ 2С35. По центру отделения управления вдоль продольной оси машины расположено рабочее место механика-водителя с органами управления. Слева от него оборудовано рабочее место командира САУ, справа - наводчика. Экипаж отделен от боевого отделения бронированной перегородкой и, аналогично экипажу танка Т-14. находится в бронированной капсуле, что значительно повышает его выживаемость в боевых условиях. Для посадки и высадки экипажа в крыше корпуса над отделением управления оборудованы персональные люки для каждого члена экипажа, эвакуационный люк в днище машины; имеется также технологический люк для доступа в модуль вооружения.

Рабочие места наводчика и командира оснащены многофункциональными дисплеями, на которых отображается вся необходимая для боевой работы информация. Интеграция самоходных артиллерийских установок 2С35 в единую систему управления тактического эвена (ЕСУ ТЗ) позволяет принимать целеуказания (с пунктов управления, боевых машин и САУ взаимодействующих подразделений, БЛА и тд.) по цифровому каналу связи, осуществлять наблюдение за местностью и вести разведку целей как днем, так и в темное время суток, выполнять автономный расчет установок для стрельбы и корректировать огонь в реальном масштабе времени. Боевое отделение располагается в средней части корпуса и башне. В полноповоротной башне САУ установлена 152-мм гаубица 2А88. размещены возимый боекомплект, приводы наведения орудия и башни, системы заряжания и загрузки боекомплекта, комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП), бортовой комплекс корректирования стрельбы (БККС), вспомогательная силовая установка, дополнительное и вспомогательное оружие и другие системы, обеспечивающие эффективное боевое использование артиллерийского комплекса. Габаритно-массовые характеристики САУ 2С35 позволяют транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации типа Ил-76, Ан-22 и Ан-124.

Основным оружием САУ 2С35 является 152-мм гаубица 2А88 с длиной ствола 52 калибра На дульном срезе трубы ствола установлен щелевой реактивный дульный тормоз. Заряжание орудия раздельное, с картузным пороховым метательным зарядом модульного типа. Досылание снаряда в канал ствола и пороховых модулей в зарядную камору производится с помощью пневматического механизма заряжания. Конструкция этого механизма позволяет заряжать орудие при любых азимутальных положениях башни и углах возвышения без возвращения оружия на линии заряжания и досыпания. Это обеспечивает очень высокую огневую производительность 2С35 - с максимальным темпом стрельбы 16 выстр./мин, который не способна достичь ни одна САУ в мире. Для предотвращения перегрева ствола орудия при таком высоком темпе стрельбы предусмотрена специальная система его охлаждения, являющаяся ноу-хау российских конструкторов.

Выбор необходимых типов снарядов и формирование модульного метательного заряда происходят автоматически на основании баллистических расчетов, производимых бортовой ЭВМ выстрел осуществляется с помощью микроволновой системы инициирования модулей метательного заряда. Такой способ обеспечивает одновременное, а не последовательное (как это происходит при капсюльном или электрическом способе) воспламенение всего порохового заряда. Это позволяет получить лучшую интенсивность горения пороха, более быстрое нарастание давления пороховых газов и, в конечном итоге, приводит к повышению дальности стрельбы и росту начальной скорости снаряда.

В основной боекомплект самоходной гаубицы 2С35 входят выстрелы с осколочно-фугасными снарядами, активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами, а также с управляемыми снарядами, аналогичными по устройству снарядам типа «Краснополь» и использующими коррекцию на траектории полета с использованием навигационной системы ГЛОНАСС. Такой снаряд был создан в КБ «Компас» и по критерию «стоимость - эффективность» в разы превосходит разработанный западными компаниями Raytheon Missile Systems и БАЕ Systems Bofors знаменитый управляемый 155-мм снаряд М982 Excalibur. Кроме того, в боекомплект «Коалиции-СВ» входят выстрелы со снарядами повышенного могущества. Как и в любой другой современной САУ калибра 152 или 155 мм, в 2С35 могут, при необходимости, использоваться выстрелы со снарядами со специальным зарядом. Предусматривается и применение выстрелов со снарядами специального назначения - осветительных. дымовых и зажигательных. Возимый боекомплект САУ составляет 70 выстрелов.

Максимальная дальность стрельбы САУ 2С35 осколочно-фугасным снарядим составляет 40 км, а активно-реактивным - 70 км. Можно вести огонь прямой наводкой с высокой точностью на дальностях от 500 м. Как и в последней модификации 2C19M2 Мста-С, в новой машине реализована возможность ведения огня способом «одновременный огневой налет», который позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ по различным траекториям полета. Такой метод огневого поражения противника обеспечивает, по сути, уход артиллерийской батареи с огневых позиций до того, как выпущенные снаряды начнут поражать цели противника. Высокая боевая эффективность гаубицы 2С35 «Коалиция-СВ» достигается благодаря системам автоматизированного управления процессами наведения орудия, выбора цепи, навигации и позиционирования САУ.

После каждого выстрела, пока снаряд находится на траектории полета, с помощью комплекса БККС производится корректирование стрельбы. Кстати, блоки комплекса, которые монтируются с обеих сторон от орудия на лобовой проекции башни, при демонстрации «Коалиции-СВ» на Параде Победы и на выставке RAE-20IS в Нижнем Тагиле не устанавливались. БККС обеспечивает расчет точки попадания выпущенного из орудия снаряда и корректировку установок стрельбы для очередного выстрела. Благодаря этому комплексу знаменитое крылатое выражение «два снаряда в одну и ту же воронку не попадают» потеряло актуальность: для САУ 2С35 уложить в одну и ту же воронку второй, третий и т.д. снаряды проблемы не составляет. Таких точностных характеристик стрельбы не имеет на сегодняшний день ни одна артиллерийская система в мире. Для сравнении: кучность считающейся лучшей в мире немецкой 155-мм САУ РzН 2000 при стрельбе на дальность более 30 км превышает один километр! При такой кучности, думаю, нет смысла вести разговоры о поражении выдвигающихся вторых эшелонов в тактической глубине.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/2s35-koalicia-sv-03.jpg

Процесс загрузки боеприпасов на борт САУ 2С35 также автоматизирован. Это стало возможным за счет введения в состав артиллерийского комплекса бронированной транспортно-заряжаю щей машины (ТЗМ) 2Ф66-1, оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и транспортировки боеприпасов, которая позволяет экипажу перезагрузить в боеукладку САУ все необходимые выстрелы за время, не превышающее 15 мин. ТЗМ разработали в конструкторском бюро ЦНИИ Буревестник. Машина может быть оборудована на шасси любого полноприводного армейского грузового автомобиля грузоподъемностью от 10 т. В состав ТЗМ входят: транспортное средство с агрегатом энергоснабжения и специальное оборудование для размещения, транспортирования и загрузки (выгрузки) боеприпасов, включая снарядный и зарядный конвейеры, манипулятор и механизм перемещения. ТЗМ оснащена комплектом бортового оборудования, включающим средства связи и навигации. Имеется оборудование, обеспечивающее нормальное функционирование и жизнедеятельность расчета: фильтровентиляционная установка, система кондиционирования воздуха, отопитель и комплекс средств снижения заметности.

ТЗМ 2Ф66-1 выполнена универсальной - она способна транспортировать выстрелы для артиллерийских систем калибра от 120 до 155 мм. Общий возимый боекомплект выстрелов калибра 152 мм составляет 90 штук. Применение в составе артиллерийского комплекса ТЗМ обеспечивает автономность и высокую мобильность артиллерийских подразделений. При этом гарантирована достаточная защищенность боекомплекта и обслуживающего персонала. Высокая степень автоматизации процесса загрузки-выгрузки создает условия для сокращения численности расчета, задействованного в снаряжении, и времени снаряжения боевых машин.

В качестве дополнительного оружия на крыше башни самоходной гаубицы 2С35 смонтирована дистанционно управляемая турельная установка 6С21 с 12,7-мм пулеметом 6П49 Корд, разработанная специалистами АО «ЦНИИ «Буревестник». Установка предназначена для наблюдения за полем боя и обнаружения целей через телевизионные и тепловизионные каналы прицела, поражения с места и коротких остановок легкобронированной и небронированной техники и огневых средств, живой силы противника, низколетящих вертолетов и самолетов противника на дальностях до 2000 м. Боевой модуль 6С21 включает: блок оружия с пулеметом 6П49, телевизионный или теле-тепловизионный прицел с лазерным дальномерным каналом, приводы наведения, систему питания боеприпасами. На рабочем месте оператора, расположенном в корпусе машины, установлены панель наводчика с встроенным баллистическим вычислителем, пульт управления, блок питания и вспомогательное оборудование. Углы вертикального наведения составляют от -5" до +75'. по горизонту - 360'. Боекомплект 200 патронов размещается в снаряженной ленте, уложенной в патронную коробку. Стабилизатор оружия в конструкции боевого модуля отсутствует, однако может быть установлен по требованию заказчика.

Вопреки ожиданиям большинства экспертов, САУ 2С35 выполнена на базе основного танка Т-90А, а не на новой базе или на базе тяжелой унифицированной бронированной платформы «Армата». По заявлениям разработчиков, база Т-90А была использована потому, что на данный момент хорошо отработана в производстве, освоена в войсках и надежна, а 1000-сильный дизель В-92С2 обеспечивает вполне достаточную удельную мощность для хорошей тактической мобильности. Торсионная подвеска с лопастными амортизаторами гарантирует высокую плавность хода САУ как на дорогах, так и на пересеченной местности. Система стопорения подвески при выстреле обеспечивает высокую точность стрельбы при отсутствии необходимости использования аутригеров и сошников для стопорения САУ. Впрочем, не исключено, что со временем, по мере отработки шасси перспективной тяжелой унифицированной платформы «Армата», САУ 2С35 может появиться и на этой базе.

Корпус и башня САУ 2С35 выполнены цельносварными, из катаных листов броневой стали. Толщина броневых деталей корпуса значительно снижена по сравнению с толщиной бронедеталей танка Т-90А. Но при этом экипаж и основные жизненно важные системы машины надежно защищены от огня основных видов стрелкового оружия и осколков разорвавшихся снарядов. Для снижения заметности на "Коалиции-СВ" имеется система постановки завес, включающая комплект индикаторов лазерного излучения, систему управления и систему пуска дымовых (аэрозольных) гранат, состоящую из 12 пусковых установок аэрозольных гранат, установленных на крыше и лобовых деталях башни. САУ оснащена комплексом заняты и обеспечения жизнедеятельности экипажа. Он очищает поступающий в отделение управления воздух от пороховых газов, а также радиационных или отравляющих веществ при применении противником средств массового поражения. Кроме того, данный комплекс полностью обеспечивает комфортные условия работы экипажа. Для повышения живучести машины она оборудована быстродействующей системой пожаротушения.

Как уже отмечалось, в перспективе не исключен перенос артиллерийской части 2С35 на универсальную межвидовую тяжелую платформу «Армата». Кроме того, разработан также колесный вариант системы, получивший обозначение 2С35-1 Коалиция-СВ-КШ. Артиллерийская система в этом случае размешается на доработанном шасси грузового автомобиля КАМАЗ-6560 8x8. При создании «Коалиции-СВ-КШ» использовался опыт разработки 152-мм самоходной гаубицы 2C2t «Мста-К» на шасси автомобилей КрАЗ-6316 и Урал-5323. Основные доработки шасси коснулись усиления рамы, оборудования шасси мощными аутригерами, установки более мощного двигателя и усиления мостов. Как и базовая машина, самоходная гаубица 2С35-1 имеет необитаемое боевое отделение, а ее экипаж размещается в бронированной кабине, время развертывания в боевое положение и свертывания в походное положение составляет от полутора до двух минут, что является основным недостатком данного варианта. Так что вполне вероятно, что заказчик может выбрать более подходящее колесное шасси.

Прорабатываются и варианты арктического исполнения «Коалиции-СВ» на двухзвенном гусеничном шасси. Планируется, что на первом звене будут размещаться экипаж и боевое отделение, а на втором - дополнительный боекомплект 200 выстрелов и системы обеспечения. В рамках инициативных работ, проводимых АО «ЦНИИ «Буревестник», на базе модифицированной артиллерийской части САУ 2C35 было создано опытное орудие, использующее новые физические принципы и обладающее повышенной в 1,5 раза максимальной дальностью стрельбы. Как утверждается, на базе «Коалиции-СВ» будет создан артиллерийский комплекс для береговых частей ВМФ.

Операции по обслуживанию всех вариантов САУ «Коалиция-СВ» также максимально автоматизированы. Это обеспечивается наличием в составе комплекса САУ контрольно-проверочной машины (КПМ) на шасси автомобиля высокой проходимости Урал-4320-31 с комплектом оборудования, необходимого для производства требуемых настроек и выверок, обслуживания и ремонта. Одна из самых трудоемких работ по обслуживанию САУ - чистка и смазка ствола орудия - механизирована благодаря наличию в составе КПМ механизма чистки ствола МЧС. Аналогов подобного механизма в мире также не существует. По степени использованных в конструкции инноваций «Коалиция-СВ» не имеет аналогов в мире. Создававшиеся в США системы давно уже заброшены, и поэтому Россия становится лидером в самоходной артиллерии на долгие годы. По оценкам Министерства обороны Российской Федерации, по комплексу характеристик 2C35 превосходит аналогичные зарубежные системы как минимум в 1.5-2 раза.

Тактико-технические характеристики 2С36 "Коалиция-СВ"
Масса, тонн - менее 48
Тип брони - стальная катаная, противопульная
Шасси - С унификацией на базе перспективной платформы.(Армата)
Тип пушки - нарезная гаубица
Калибр, мм - 2 Х 152 2А86
Длина ствола, калибр. (мм) - до 52 (7904)
Боекомплект, снаряды / заряды - 70 / 300
Заряжание - Авто. пневматический механизм
Систем воспламенения метательного заряда - микроволновая
Скорострельность, выст./мин - 16 (23 - предположительно)
Дальность огня, км. - 40-70 в зависимости от снаряда
Режим «шквал огня» (MRSI) - Есть
Углы ГН, град. - 360
Экипаж, чел. - до 3
Защита экипажа - бронированная капсула
ТЗМ - есть на гусеничном и колесном шасси
Максимальная скорость км/час - 80-90
Запас хода км. - свыше 500