http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/CAESAR-01.jpg

Одной из тенденций в развитии самоходной артиллерии на рубеже XX и XXI веков стала активизация интереса к системам на частично бронированном колесном шасси. Первой такой системой, поступившей на вооружение, стала французская 155-мм гаубица CAESAR. Разработку нового варианта самоходной гаубицы французская GIAT, вскоре преобразованная в компанию «Nexter», начала в инициативном порядке и в 1994 году представила первый опытный экземпляр. В этот период в странах НАТО происходил переход на новую систему баллистических характеристик орудий. Оптимальным типом орудия дивизионной артиллерии признали 155-мм гаубицу с длиной ствола 52 калибра. Такое орудие и стало основой новой самоходной системы.

Аббревиатура CAESAR, принятая для проекта расшифровывается немудрено - Camion equipe d'un systeme d'artillerie, то есть «грузовик, оснащенный артиллерийской системой». Министерство обороны Франции заинтересовалось системой и в 2000 году заказало пять демонстрационных экземпляров, которые были представлены на испытания к июлю 2003-го. Уже в декабре 2004 года был выдан заказ на серийную партию из 72 самоходных гаубиц CAESAR на шасси трехосного многоцелевого грузового автомобиля «Sherpa» компании «Renault Trucks» (хотя демонстрационные экземпляры были представлены на германском шасси Unimog U2450L). Заказ был выполнен в 2011 году.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/CAESAR-02.jpg

Орудие смонтировано на полноприводном шасси армейского грузовика «Sherpa-5» или «Sherpa-10» (6 X 6) со стандартным передним расположением двигателя и кабины. Бронированная кабина рассчитана на весь расчет и обеспечивает ему защиту от огня стрелкового оружия и легких осколков. Артиллерийская установка смонтирована в кормовой части усиленной грузовой платформы. Орудие раздельного картузного заряжания с длиной ствола 52 калибра снабжено дульным тормозом. Запирание казенника производится откидываемым вверх поршневым затвором с обтюратором Банжа. Основные приводы механизмов наведения - гидравлические, вспомогательные - ручные. При ведении огня «по-гаубичному» (углы возвышения от +17 до +66°) сектор горизонтального наведения составляет 34°, при стрельбе прямой наводкой (от -3 до +10°) увеличивается до 48°. Позади кабины у бортов платформы смонтированы стеллажи с гнездами для 18 снарядов (справа) и соответствующего числа зарядов (слева).

Подача снарядов и зарядов в казенник орудия с поворотного лотка механизирована и автоматизирована. Вместе с автоматизацией наводки это позволяет вести огонь со скорострельностью 6 выстр./мин, предельный режим стрельбы - четыре выстрела за 20 секунд. На позиции машина вывешивается на домкратах. Массивная откидная задняя опора с сошниками и с гидравлическим приводом не только разгружает шасси от действия импульса отдачи, но и служит рабочей площадкой для расчета при заряжании орудия. Установка оснащена автоматизированной системой управления огнем «Сигма-30», в состав которой включен приемник навигационной системы NAVSTAR, что позволяет намного сократить время подготовки к выстрелу с марша. Прицел наводчика расположен с левой стороны от казенника и совмещен с цифровым блоком баллистического вычислителя. Возможно наведение и с помощью «обычных» оптических прицельных приспособлений. Для самообороны может ставиться 12,7-мм пулемет.

Для стрельбы из орудия могут использоваться практически все типы снарядов для 155-мм гаубиц, соответствующих стандарту НАТО, в том числе - осколочно-фугасные (обычные, с донным газогенератором, активно-реактивные), дымовые, кассетные, осветительные. Может применяться и противотанковый снаряд BONUS с двумя самоприцеливающимися боевыми элементами. Пороховые заряды - модульные. Максимальная дальность стрельбы снарядом с донным газогенератором составляет 42 км, дальность прицельной стрельбы прямой наводки - 2 км.

Казалось бы, колесное шасси уступает по проходимости гусеничному. Ограниченное бронирование делает уязвимым расчет и само орудие даже при неприцельном ответном огне артиллерии противника. Остается уповать на быстрый переход из походного положения в боевое, малое время ведения огня и быструю смену позиции. В таком случае ограниченный возимый боекомплект уже не выглядит большим недостатком. Получается нечто среднее между самоходными и самодвижущимися буксируемыми орудиями. Но колесное шасси и ограничение бронирования только кабиной позволяют повысить как тактическую, так и оперативную подвижность - появляется возможность транспортировать длинноствольные самоходные орудия средними военно-транспортными самолетами типа С-130 (высота CAESAR в «транспортном» положении - 2,7 м). Кроме того, удешевляется производство и эксплуатация самоходного орудия. Автоматизация процессов перевода из походного положения в боевое и обратно. подготовки данных для стрельбы, наведения, заряжания позволяют, как утверждается, развернуть орудие на позиции с марша, произвести шесть выстрелов и покинуть позицию в течение примерно минуты. При дальности стрельбы до 42 км это дает машине широкие возможности для «маневра огнем и колесами».

Планы полной замены самоходными CAESAR самоходных 155-мм гаубиц AUF1 и буксируемыхTRF1 не реализованы. Но в любом случае 77 закупленных CAESAR заняли существенное место в системе вооружения французской артиллерии. С французскими контингентами 155-мм CAESAR побывали в Афганистане и в Южном Ливане. Шесть самоходных гаубиц CAESAR заказал в 2006 году Таиланд. Национальная гвардия Саудовской Аравии заказала в том же году 32 гаубицы CAESAR. Эти гаубицы базировались на шасси «Unimog» (6 х 6) компании «Мерседес-Бенц». Впоследствии заказ Саудовской Аравии увеличен до 132 единиц. В 2012 году 37 орудий закупила Индонезия. В 2015 году 18 самоходных гаубиц CAESAR заказал Вьетнам. В 2017 году 15 CAESAR заказано Данией. Для индийского рынка предложен вариант на индийском шасси «Ашок Лейланд Дефенс Супер Стэллион» 6x6.

Технические характеристики гаубицы CAESAR
Боевая масса, т 17,7
Экипаж, чел. 5
Длина с пушкой вперёд, мм 10 000
Ширина, мм 2550
Высота, мм 3260
Калибр и марка пушки - гаубица 155-мм TR F1
Боекомплект пушки 36
Тип двигателя - дизельный
Скорость по шоссе, км/ч 80
Скорость по пересечённой местности, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 600
Колёсная формула 6х6