http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/s23-01.jpg

В послевоенные годы ГАУ тормозило работы по принятию на вооружение новых мощных орудий Грабина, и взамен них в 1947-1954 гг. провело на заводе «Баррикады» капитальный ремонт всех Б-4, находившихся на вооружении. К тому времени был принят на вооружение артиллерийский тягач АТТ, развивавший скорость до 35 км/ч. Но как только он начинал ехать быстрее 15 км/ч, ходовая часть Б-4 разрушалась. ГАУ потребовало от ЦНИИ-58 создать новый ход для Б-4. Резолюция Грабина была краткой: «Любая модернизация невозможна». Тогда за дело в инициативном порядке взялись конструкторы СКБ-221 завода «Баррикады», и в апреле 1954 г. разработка технического проекта нового лафета была закончена, а уже в декабре 1954 г.  два опытных колёсных лафета с установленными на них 203-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были поданы на испытания.

Новый лафет приняли на вооружение в 1955 г. 203-мм гаубица на нём получила индекс Б-4М, 152-мм пушка - Бр-2М, а 280-мм мортира - Бр-5М. Новые стволы гаубиц, пушек и мортир не производились, происходила лишь замена лафетов. Между тем состоявший на вооружении Красной армии ещё с довоенных времён триплекс в составе 203-мм гаубицы Б-4, 152-мм пушки Бр-2 и 280-мм мортиры Бр-5 был изначально сконструирован крайне неудачно, что подтвердилось в ходе Финской и Великой Отечественной войн. Разработка элементов нового триплекса была начата в ЦАКБе в 1944 г. Вместо громоздкого гусеничного хода Грабин задумал в новых системах применить единый колёсный лафет полевого типа с раздвижными станинами и мощными сошниками.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/s23-02.jpg

Первоначально 180-мм и 210-мм пушки разрабатывались под шифром Н6-277. Как триплекс тема сформировалась в 1945 г., когда был выполнен аванпроект триплекса из 180-мм пушки Г6.536, 210-мм гаубицы Г6.536-I и 280-мм мортиры Г6.536-II. В 1947 г. проект был доработан. В состав системы была включена и 203-мм пушка-гаубица, но систему по-прежнему продолжали именовать триплексом. Состав системы на 1947 г.: 180-мм пушка С-23, 210-мм гаубица С-23-I, 280-мм мортира С-23-II, 203-мм пушка-гаубица С-23-IV. Лафет для всех систем единый. Предварительная подготовка позиции требовалась только для установки дополнительной лобовой сошниковой опоры при стрельбе со слабого грунта. Установка системы на позиции благодаря наличию гидравлических устройств для оттягивания ствола, подъёма хобота на передок и выключения подрессоривания производились силами расчёта. Возка системы нераздельная за тягачом АТТ.

С 29 мая 1948 г. по 16 марта 1949 г. все четыре системы «триплекса» прошли полигонные испытания на ржевском полигоне под Ленинградом. На испытаниях выявился ряд конструктивных недостатков триплекса, и орудия отправили в Подлипки на доработку. Затем все системы вновь отправили на Ржевку. Доработанные образцы имели прежние индексы с добавлением буквы «А». 280-мм мортира С-23А-II и 203-мм пушка-гаубица С-23А-IV испытывались на лафете №1 с 22 июля 1949 г. по 28 февраля 1950 г. 203-мм гаубица полигонные испытания не выдержала, и работы по ней были прекращены. 180-мм пушка С-23А и 210-мм гаубица С-23А-I на лафете №2 прошли полигонные испытания в январе 1950 г.

В 1950 г. прошли войсковые испытаний орудий триплекса на полигонах в Луге и около станции Перкьярви на Карельском перешейке. После проведения очередных малых контрольных испытаний на полигоне Ржевка на войсковые испытания последовательно подавались двухорудийные батареи 210-мм гаубиц, батарея 180-мм пушек, батарея 280-мм мортир и 203-мм гаубица-пушка с лафетом № 1. Каждый раз батарея комплектовалась путём наложения на два имеющихся лафета стволов, проходивших полигонные испытания, и дополнительно изготовленных ЦНИИ-58 «батарейных» стволов калибра 180 мм, 210 мм и 280 мм.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/s23-03.jpg

Тут следует сделать маленькое лирическое отступление. В нашем ГАУ периодически возникала эпидемия картузомании, то есть патологической страсти к картузному заряжанию. Преимущество у него только одно - некоторое снижение стоимости выстрела, а вот недостатков более чем достаточно - оно усложняет заряжание орудий, хранение боеприпасов, а также создаёт серьёзные проблемы с обтюрацией пороховых газов. Первая попытка перевести на картузное заряжание 152-мм гаубицу-пушку МЛ-20 и другие системы, предпринятая ещё до войны, закончилась провалом, и вот в 1950 г. спецы из ГАУ решили ещё раз наступить на те же грабли. Жертвой этого стали орудия триплекса. Дальнейшие испытания стала проходить только 180-мм пушка «0966» с картузным заряжанием на лафете №1. Остальные стволы и лафет №2 остались на Ржевке, где их использовали для отстрела боеприпасов и т. п.

В 1953 г. ЦНИИ-58 были разработаны технические проекты 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43 картузного заряжания, имеющие общий лафет со 180-мм пушкой картузного же заряжания. Заводу №221 ГАУ заказало опытную серию из семи пушек С-23 и опытный образец 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43. Все они, естественно, имели картузное заряжание. В апреле 1955 г. из Сталинграда в Москву были отправлены первые четыре 180-мм пушки С-23, изготовленные заводом №221. А в июне того же года в столицу отправились стволы 210-мм гаубицы С-33 и 280-мм мортиры С-43, под которые имелся лишь один лафет. К концу 1955 г. завод №221 сдал ещё четыре пушки С-23. Полигонные испытания гаубицы С-33 и мортиры С-43 были закончены в октябре 1955 г. К этому времени Хрущёв и К° начали гонения на артиллерию. Было решено 210-мм гаубицу С-33 и 280-мм мортиру С-43 на вооружение не принимать, а малую серию 180-мм пушек С-23 оставить на вооружении, но впредь не производить.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki/s23-04.jpg

В итоге восемь пушек С-23 поступили на вооружение одной из частей Московского ВО. Вскоре одну гаубицу С-33 переделали в С-23 (заменили свободную трубу и произвели ещё ряд мелких переделок). Таким образом, всего 180-мм пушек стало девять. Несколько раз пушки С-23 проходили на парадах по Красной площади, вызывая восхищение москвичей и удивление западных военных атташе. К 1967 г. пушки С-23 были выведены из боевого состава. Но вот грянула «шестидневная война». Израильтяне заняли господствующие над сирийской территорией Голанские высоты и установили там американские 175-мм самоходные пушки М107, имевшие дальность стрельбы 32 км. Таким образом, они получили возможность безнаказанно внезапно открывать огонь по сирийским военным объектам - штабам, РЛС, позициям зенитных ракет, аэродромам... А «великий и могучий Советский Союз» ничем не мог помочь братьям-арабам, так как высокоточных ракет у нас тогда не было, а дальнобойную артиллерию погубил Хрущёв.

И вот по указанию ЦК КПСС на заводе «Баррикады» (№221) срочно приступили к восстановлению производства С-23. Сделать это было весьма непросто, поскольку значительная часть документации и технического оборудования была утеряна. Тем не менее коллектив завода успешно справился с поставленной задачей. До 1971 г. для Сирии было изготовлено двенадцать 180-мм пушек С-23.

Тактико-технические характеристики 180-миллиметровой пушки С-23:
Калибр – 180 миллиметров;
Длина ствола – 47,2 калибров (7170 мм);
Дальность стрельбы:
осколочно фугасным снарядом – 30390 м;
активно-реактивным снарядом – 43700 м;
Прицельная скорострельность – 0,5-1 выстрел в минуту;
Углы наведения:
горизонтальное наведение – 40 градусов;
вертикальное наведение – от -2 до +50 градусов;
Заряжание – раздельно-гильзовое;
Прицельные приспособления: орудийная панорама ПГ-1М, механический прицел С-85, прицельная трубка МВШП для ведения огня прямой наводки;
Масса в боевом положении – 19750 (21450) кг;
Длина короткого отката – 700 мм;
Длина длинного отката – 1350 мм;
Предельная длина отката – 1440 мм;
Длина в походном положении – 10490 мм;
Ширина в походном положении – 3025 мм;
Время перехода из походного в боевое положение – 30 минут;
Расчет – 14 (16) человек;
Тяга – тягач гусеничный АТ-Т;
Скорость буксировки по шоссе – до 35 км/ч;
Скорость буксировки по бездорожью – до 12 км/ч.

Боеприпасы:
- выстрел ВФ-572 имеющий фугасный снарядом Ф-572 (масса снаряда – 88 кг, масса взрывчатого вещества – 10,7 кг, дальность стрельбы – 30,39 км, начальная скорость – 860 м/с);
-выстрел ВГ-572 имеющий бетонобойный снаряд Г-572;
- выстрел ВОФ28 имеющий активно-реактивный фугасный снаряд ОФ43 (масса снаряда – 84 кг, масса взрывчатого вещества – 5,616 кг, дальность стрельбы – 43,7 км),