http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/F1-GST.jpg

155-мм самоходная пушка F.1 GCT - (Grande Cadence de Tir) создана на шасси основного боевого танка AMX-30. На протяжении длительного времени в состав штатной самоходной артилперии французских вооруженных сип входили 105-мм и 156-мм артиллерийские системы на модифицированном шасси легкого танка AMX-13. В конце 60-х годов было принято решение заменить их новыми 155-мм артиллерийскими системами, поскольку состоявшая на вооружении 155-мм самоходная пушка F.3 имепа ряд недостатков: не обеспечивала кругового обстрела, не имела закрытого боевого отделения и, соответственно, не обеспечивала защиту экипажа от огня стрелкового оружия и боевых факторов оружия массового поражения. Кроме того, при ведении боевых действий, пушка F.3 должна была действовать совместно с модернизированным бронетранспортером AMX VCA, обеспечивавшим перевозку части экипажа САУ и боеприпасы.

Новая французская самоходка должна была отвечать четырем основным требованиям, сформулированным армейскими специалистами:

• иметь мобильность основного боевого танка,
• быстро переносить огонь с цели на цель в 360-градусном секторе обстрела и на любой дальности,
• обеспечивать высокий темп стрельбы достаточно эффективными боеприпасами,
• обеспечивать полную защиту экипажа от огня стрелкового оружия и поражающих факторов оружия массового уничтожения

Первый прототип, получивший обозначение GCT (Grande Cadence de Tir — высокий темп стрельбы), был построен в 1973 г. Серийное производство новых боевых машин началось в 1977 году в Роане на заводе фирмы GIAT. Строительство первой партии серийных машин, предназначавшихся Саудовской Аравии, завершилось в 1978 году. К 1995 году было выпущено более 400 самоходных пушек GCT, которые получили обозначение F.1 и состоят на вооружении как французской армии, так и армий ряда зарубежных стран.

Базой для самоходной гаубицы F.1 является слегка модифицированное шасси основного боевого танка AMX-30, посередине которого установлена полностью закрытая башня, выполненная из листов катаной броневой стали толщиной до 20 мм. Экипаж машины состоит из четырех человек - командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего.

Основным вооружением самоходной гаубицы F.1 является установленное в башне кругового вращения 155-мм орудие, оснащенное двухкамерным дульным тормозом и способное изменять угол вертикальной наводки от -4" до +66". Наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях осуществляется с помощью гидравлических приводов. На случай их выхода из строя, имеются механизмы наводки с ручным приводом. Боевая скорострельность гаубицы составляет 8 выстрелов в минуту. Такой высокий темп стрельбы обеспечивает автомат заряжания. Он состоит из двух параллельно действующих систем, одна из которых подает на лоток снаряд, а другая — боевой заряд, находящийся в сгорающей гильзе. Приводы гидравлические. Управление автоматом заряжания осуществляется с помощью устройства, основу которого составляет электронный логический блок с записанными на перфокарты программами. Заряжание производится при любом угле возвышения орудия.

Боекомплект из 42 выстрелов раздельного заряжания (36 фугасных и б дымовых) размещен в задней части башни, в специальной двухсекционной боеукладке (снаряды и заряды раздельно). Пороховые заряды заключены в картузы, которые сгорают полностью, и их остатки не путаются под ногами у членов экипажа. Большие двери в корме башни облегчают пополнение боеприпасами, три человека заполняют стеллажи боеукладки примерно за полчаса. Максимальная дальность стрельбы фугасным снарядом М107 составляет 18000 м. В настоящее время для F.1 разработан реактивный снаряд, увеличивающий дальность стрельбы до 30000 м.

На крыше башни установлен 7.62-мм или 12,7-мм зенитный пулемет, который обеспечивает круговой обстрел и наводится в вертикальной плоскости в секторе от -20° до +"50°. Боекомплект пулемета состоит из 2050 патронов калибра 7,62 мм или 800 патронов калибра 12,7 мм. Кроме того, на каждом борту башни установлены по два дымовых гранатомета.

В качестве силовой установки на машине установлен многотопливный двенадцатицилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом HS 110 фирмы "Испано-Сюиза", который развивает мощность 530 кВт при 2000 об/мин и обеспечивает движение по дорогам с твердым покрытием с максимапьной скоростью 60 км/ч. С двигателем сблокирована механическая трансмиссия, которая включает автоматическое центробежное сцепление с электроприводом, механизм поворота, тормоз с гидроприводом, планетарные бортовые передачи и механическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и столько же заднего.

Подвеска ходовой части торсионная. В ее состав, применительно к одному борту, входят пять обрезиненных опорных катков, пять поддерживающих роликов, ведущим колесом заднего и направляющим колесом переднего расположения. В некоторых случаях верхняя часть подвески закрывается стальным экраном. На первом и пятом опорных катках установлены гидроамортизаторы. Гусеницы стальные со сьемными резиновыми накладками.

Самоходная артиллерийская установка F.1 оборудована системой защиты от оружия массового поражения, а также прибором ночного видения, который устанавливается на рабочем месте механика-водителя и обеспечивает вождение машины в условиях ограниченной видимости.

Гаубица F.1 может без подготовки преодолевать брод глубиной до 2,1 м. Учитывая, что боевые действия могут длиться более суток, конструкторы САУ позаботились об удобствах солдат в башне, имеется откидная койка для поочередного отдыха членов экипажа.

Принятие на вооружение 155-мм самоходной гаубицы F.1 в значительной степени усилило огневую мощь французской армии, однако, некоторые специалисты считают ее чересчур дорогой и тяжелой по сравнению с другими САУ, например американской M109. Тем не менее, все отдают должное высокой скорострельности орудия, которая является жизненно важным показателем на потенциальном театре военных действии. Действительно, в условиях современного боя после первого же выстрела САУ, противник задействует радиолокационные системы обнаружения средств артиллерии, которые с большой точностью засекают местонахождение огневой позиции, после чего немедленно открывает огонь на подавление. Таким образом, роль самоходной пушки F.1 заключается в том, чтобы сделать залп из восьми выстрелов и сменить позицию до открытия противником ответного огня.

К настоящему времени самоходная пушка F.1 не модифицировалась, если не считать мелких изменений в системе управления огнем. Однако проводились испытания самоходной пушки F.1 на базе российского основного боевого танка Т-72. Кроме того, продолжаются работы по созданию модификации самоходки со 155-мм орудием длиной 52 клб.

Серийное производство самоходной пушки F.1 продолжается. Машина данного типа состоит на вооружении сухопутных войск Франции, Ирака, Кувейта и Саудовской Аравии.

Тактико-технические характеристики F.1 GCT
Боевая масса, т 42.0
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры. мм:
длина с пушкой вперед 10250
длина по корпусу 6700
ширина 31S0
высота по крышу башни 3250
Бронирование, мм: башня не менее 50
Вооружение. 155-мм пушка; 7,62-мм пулемет
Боекомплект: 42 выстрела, 2000 патронов
Дальность стрельбы, м:
обычным снарядом 23000 м
активно-peaктивным снарядом 30000 м
Двигатель «Испано-Сюиза» НS-110, 12-цилиндровый, многотопливный дизель, мощность 515 кВт при 2400 об/мин
Удельное давление на грунт, Мпа 0,088
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия,
высота стенки, м 0,93
ширина рва, м 2,9
глубина брода, м 2,2