http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/2s7.jpg

Самоходная пушка 2C7 "Пион" предназначена для уничтожения особо важных объектов противника в тактической глубине относительно линии фронта. На сегодняшний день считается самой мощной самоходной артиллерийской установкой в мире. C 50-х годов СССР серьезно отставал от США в тяжелых самоходных артиллерийских установках. Со времен ИСУ-152 не было принято на вооружение ни одной тяжелой самоходной установки. Для устранения этого отставания по приказу МОП 801 от 16 декабря 1967 г. начались опытно-конструкторские работы по созданию самоходной артиллерийской установки "Пион". Первоначально не бып задан ни тип орудия, ни даже его калибр. Определялась лишь дальность стрельбы — 25 км. Конструкторы предложили несколько вариантов установки орудий на гусеничное шасси.

а) Наложение 180-мм ствола от буксируемой пушки С-23 с весом снаряда 88 кг и дальностью стрельбы обычным снарядом 30 км, и АРС-ом — 45 км. Этот проект получил обозначение "Пион-1".
б) Наложение 210-мм ствола со снарядами от 210-мм пушки С-72 (вес обычного снаряда 133 кг, дальность стрельбы 35 км, АРС-ом — 50 км) на шасси "объект 429А";
в) наложение ствола 180-мм береговой пушки МУ-1 (Бр-402) и др.

После долгих споров в начале 1969 года было решено принять калибр 203 мм. В сентябре 1969 года ленинградский Кировский завод представил на рассмотрение МОП аванпроект САУ "Пион" на базе шасси Т-64 в открытом рубочном исполнении, а завод "Баррикады" — аванпроект на базе шасси "объекта 429" в открытом исполнении.

В результате было принято решение на разработку САУ на базе "объекта 429" в открытом исполнении с пушкой повышенной мощности (дальность стрельбы обычным снарядом 32 км, а АРСом — 45 км). 8 июля 1970 г. вышло Постановление №427-161 о работе над САУ 2C7 "Пион".

1 марта 1971 г. были выданы тактико-технические требования на разработку новой САУ. В них предлагалось проработать возможность ислользования в «Пионе» специального выстрела ЗВБ2 от 203-мм гаубиц Б-4. Максимальная дальность стрельбы обычным 110-килограммовым снарядом была определена в 35 км, а минимальная безрикошетная — в 8.5 км. Дальность стрельбы АРС-ом составляла 40—43 км. Орудие должно было стрелять как обычными, так и атомными тактическими боеприпасами. В то время советские атомщики создали атомный снаряд калибром 203-мм.

Изначально под руководством Н.Н.Горлицкого был разработан проект «Объект 216 сп.1», с основу были взяты узлы тяжёлого танка Т-10 и дизельный двигатель типа В-2. Этот проект предполагал установку орудия в носовой части под мощным броневым покрытием. Однако, в дальнейшем был принят вариант «Объект 216 сп.2» с задним расположением пушки, что позволило значительно уменьшить массу системы.

В окончательном варианте шасси (объект 216) для "Пиона" делал Кировский завод, он же был назначен головным исполнителем по всей САУ. Качающуюся часть делал завод "Баррикады".

Корпус шасси представляет собой сварную конструкцию, которую поперечные перегородки делят на четыре отделения: управления, силовое, расчета и кормовое. Впервые в отечественной практике, корпус шасси был изготовлен из двухслойной брони, что обеспечило прочность, жёсткость и пуленепробиваемость конструкции.

На марше командир, наводчик и механик-водитель находятся в кабине САУ (отделение управления), там же предназначено место для ЗУР "Стрела-2". Остальные четыре члена экипажа располагаются в среднем отделении ycтановки. Оба отделения с отапливаются и оснащены средствами защиты от ОМП. Отделение управления оснащено приборами наблюдения в дневном и ночном режиме работы.

Двигатель и бортовые коробки передач были заимствованы из Т-72. В отличие от танка, двигатель стоит продольно, поэтому после двигателя стоит конический повышающий редуктор, разделяющий мощность на два потока. В качестве силовой установки на самоходной пушке установлен двигатель В-46-1, представляюший собой 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель с наддувом.

Ходовая часть выполнена на основе узлов танка Т-80. Подвеска шасси индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами. Для автономного питания гидравлических и электрических систем САУ снабжена дизель-aгрегатом, состоящим из дизеля 9Р4-6У2 мощностью 18 кВт и редуктора со стартером-генератором и насосом гидросистемы.

Гидросистема предназначена для питания рабочей жидкостью под давлением 80-100 кг/см приводов вертикального и горизонтального наведения, механизма заряжания, гидроцилиндров сошникового устройства и направляющих колес. Вместимость гидросистемы — 100 л.

Вооружение САУ 2C7 "Пион" — 203-мм гушка 2А44. Ствол ее состоит из свободной трубы, кожуха, муфты, казенника и втулки . Затвор поршневой двухтактного действия. Операции с затвором производятся автоматически с помощью механического привода, а в аварийном режиме вручную. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Огромная сила отдачи пушки гасится как за счет большой длины отката - до 1400 мм, так и за счет опускающихся ленивцев, гидравлический привод которых наряду с гидроамортизаторами ходовой части выполняет роль дополнительных противооткатных устройств. Kpoме того, САУ 2C7 "Пион" оснащена мощным сошником бульдозерного типа. Сошник заглубляющийся в грунт на глубину до 700 мм. обеспечивает хорошую устойчивость САУ при всех углах наведения и видах зарядов. При необходимости 2C7 "Пион" может вести огонь уменьшенными зарядами при малых углах возвышения, находясь в походном положении.

Подьёмный механизм пушки секторного типа, а поворотный - винтового. В вертикальной плоскости пушка наводится в пределах от 0" до +60, в горизонтальной угол наведения составляет 115° относительно продольной оси машины. Цапфы люльки входят в щеки стакана, который представляет собой станок на заднем штыре. Станок помещен на основании (палубе) шасси. Задние балки станка имеют втулку, в которую вставляется штырь. В передней балке два катка, с помощью которых происходит вывешивание передней части станка, при этом задняя часть станка опирается полозками на опорную поверхность основания САУ.

Подача и досыпка снаряда и заряда происходит с помощью балки механизма заряжания. Управление всеми операциями механизма заряжания происходит с пульта замкового. При питании выстрелами САУ с грунта, используется двухколесная ручная тележка. Тележка состоит из рамы с колесами и сьемных носилок. Носилки отделяются при подьеме снаряда с грунта и погрузке снаряда на лоток досылателя. Возможна и ручная переноска носилок без тележки. Для подачи боеприпасов с грунта требуется дополнительно шесть человек.

В боекомплект САУ 2C7 "Пион" входят осколочно-фугасные, активно-реактивные и специальные снаряды. Так же к САУ были разработаны бетонобойный и химический снаряды. Взаимозаменяемости со снарядами 203-мм гаубицы Б-4 нет. Разница заключается в конструкции ведущих поясков.

Во второй половине 70-х годов САУ 2C7 "Пион" начали поступать в артиллерийские бригады особой мощности. К САУ 2C7 "Пион" проявили также интерес моряки, и в конце 70-х годов был разработан проект "Пион-М" с использованием баллистики и конструктивных элементов орудия 2А44. По проекту вес корабельной артустановки достигал 70 т без боекомплекта, состоявшего из 75 выстрелов скорострельность — 1.5 выстрелов в минуту. что стало практическим пределом по тепловому режиму. "Пион-М" предполагалось установить на корабли проекта 956 типа "Современный", но руководство ВМФ принципиально было против орудий крупного калибра, и морской "Пион" остался на бумаге.

В 1983 году была проведена модернизация САУ, которая получила индекс 2С7М «Малка». В ходе модернизации повышена скорострельность с 1.5 до 2,5 выстрелов в минуту, возимый боекомплект увеличен с 4 до 8 выстрелов, установлена аппаратура приема и отображения данных для стрельбы. Конструкция зарядных укладок изменена, усовершенствован дистанционный механизм заряжания. Введены новые более мощные боеприпасы. Установлена система регламентированного контроля непрерырвного действия с автоматическими системами диагностики состояния важнейших подсистем машины. Модернизация ходовой части позволила увеличить ресурс мотопробега до 8000-10000 км. В ходовой части применены обрезиненные элементы и более высокопрочные материалы.

Благодаря усовершенствованному дистанционному механизму заряжания, заряжание осуществляется при любых углах вертикальной наводки. Непрерывная стрельба орудия 2С7М «Малка» составляет до 3-х часов. Скорострельность увеличена в 1,6 раза (до 2,4-2,5 выстрелов в минуту), режим огня увеличен в 1,25 раза. При стрельбе орудие обслуживает дополнительно ещё 6 человек. В орудии 2С7М «Малка» предусмотрено управление через машину управления с автоматическим приёмом данных стрельбы по проводному и радиоканалам с отображением данных на цифровых индикаторах приборов наводчика и командира.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса: 46 тонн
Габариты:
Длина: 13,2 м
Ширина: 3,38 м
Высота: 3 м
Вооружение:
Основное: 203-мм гаубица 2А44
Вспомогательное:
12,7 мм зенитный пулемёт НСВТ
ПЗРК Стрела-2
Полная масса артчасти: 14550 кг
Экипаж: 7 человек, в том числе:
Самоходной установки: 3 человека
Артсистемы: 4 человека
Максимальная дальность стрельбы:
Осколочно-фугасным снарядом: 37,5 км
Активно-реактивным снарядом: 55 км
Ядерным снарядом: 30 км
Скорострельность:
Базовая модификация: 1,5 выстрела в минуту
«Пион-М»: 2,5 выстрела в минуту
Начальная скорость снаряда: 960 м/сек
Масса снаряда:
Осколочно-фугасного: 110 кг
Активно-реактивного: 103 кг
Углы наведения:
По углу места: 0-60°
По азимуту: 0-30°
Механизмы наведения: гидромеханические
Вид заряжания: раздельное картузное
Тип затвора: поршневой, двухтактный с электроприводом
Длина отката качающейся части: до 1400 мм
Сила сопротивления откату: до 135 т
Время перевода из походного в боевое положение (время развёртывания): 6 минут
Боекомплект:
Основной: 40 выстрелов (на колёсных грузовиках)
Возимый базовой модификации: 4 выстрела
Возимый «Пион-М»: 8 выстрелов
Двигатель: дизельный 780 л.с.
Скорость хода по шоссе: 50 км/ч
Запас хода: 650 км
Броня: стальная, противопульная.